Чтобы помнили. Смирнов Алексей Макарович

Чтобы помнили. Смирнов Алексей Макарович

Алексей Смирнов родился 28 февраля 1920 года в городе Данилов Ярославской губернии в семье Макара Степановича и Анны Ивановны Смирновых. В середине 1920-х семья перебралась в Ленинград. Макар Степанович рано умер, и Анна Ивановна осталась с двумя детьми: помимо старшего сына Алексея у неё также был сын Аркадий. Жили Смирновы в коммунальной квартире по адресу ул. Петра Лаврова, д. 44.

Ещё в школе Алексей Смирнов начал играть в драмкружке. В 1940 году окончил театральную студию при Ленинградском театре музыкальной комедии и был принят в труппу этого же театра. Там Смирнов успел сыграть всего лишь одну роль — Чёрного Орла в оперетте «Роз-Мари»

С началом Великой Отечественной войны Смирнов добровольцем отправился на фронт. В действующей армии Смирнов служил на должности химинструктора, а затем — командира огневого взвода 3-й артиллерийской батареи 169-го Краснознамённого миномётного полка 3-й артиллерийской Житомирской Краснознамённой ордена Ленина дивизии прорыва РГК. В составе своего подразделения Алексей Смирнов принимал участие в боях на Брянском, 1-м Украинском и 2-м Белорусском фронтах, ходил в разведку и неоднократно отправлялся в тыл врага. В наградном листе от 22 июля 1943 года на медаль «За отвагу» указано, что он лично уничтожил трёх фашистов автоматным огнем, будучи в разведке; заменив вышедшего из строя командира миномёта, вёл интенсивный огонь, благодаря чему рассеял до двух взводов пехоты противника.


Во время прорыва немецкой обороны в районе деревни Онацковцы 4 марта 1944-го года Смирнов со своим взводом уничтожили миномётную батарею, станковый пулемёт и до 30 бойцов противника. Отбив Онацковцы, взвод продвинулся вперёд и 9 марта овладел городом Староконстантинов. В том бою старший сержант Смирнов со взводом уничтожили 2 станковых пулемёта, 75-мм орудие и 35 пехотинцев противника. За мужество, проявленное в этих боях, Смирнов был награждён орденом Красной Звезды.

20 июля 1944-го года в районе высоте 283.0 противник бросил в атаку до 40 бойцов. Смирнов бросился в бой с личным оружием, воодушевляя товарищей, тем самым отбив атаку. В том бою немцы не досчитались 17 солдат, а Смирнов лично взял в плен семь человек. Через неделю, в районе деревни Журавка, выбирая новые огневые позиции, Смирнов и трое его однополчан столкнулись с группой противника из 16 человек. Немцы попытались взять советских солдат в плен, но те дали отпор, уничтожив 9 и взяв в плен пятерых. За личное мужество в этих боях Смирнов был удостоен Ордена Славы III степени.

В ходе Висло-Одерской операции 17 января 1945-го года, батарея Смирнова попала в засаду в районе деревни Посташевице. Смирнов с тремя красноармейцами атаковал немцев. Алексей Макарович лично уничтожил троих и взял в плен двоих солдат противника, открыв путь к дальнейшему продвижению. 22 января 1945-го года, во время форсирования реки Одер, Смирнов с расчётом переправил на себе миномёт. Закрепившись на левом берегу, Смирнов миномётным огнём уничтожил две пулемётные точки и до 20 солдат противника. В результате 36-й гвардейский стрелковый полк сумел удержать и расширить плацдарм в районе деревни Эйхенрид, а Смирнов был награждён Орденом Славы II степени.

Примечательно, что при своих заслугах Смирнов также руководил в полку художественной самодеятельностью: только в мае, июне, июле 1944-го года Смирнов организовал 10 концертов перед аудиторией общей численностью в 6500 красноармейцев. Участвуя в смотрах красноармейской художественной самодеятельности, как в 1943-м, так и в 1944-м годах, самодеятельность полка, где служил Смирнов, заняла первое место среди частей дивизии. Алексей Макарович в этот же период был награждён медалью «За боевые заслуги».

Завершить войну в Берлине гвардии старшему сержанту Смирнову не удалось: во время одного из боёв он был сильно контужен взрывом снаряда и после лечения в госпитале был комиссован.

В 1946 году Алексей Смирнов был принят в труппу Ленинградского государственного театра музыкальной комедии. Будучи неизвестным, актёр влачил нищенское существование: помимо отсутствия ролей в кино и каких-либо значимых ролей в театре, Смирнов ухаживал за больной матерью, у которой после гибели Аркадия на фронте развилось психическое заболевание. Алексей Макарович не мог полностью уделять себя уходу за матерью из-за многочисленных гастролей и в 1952-м году покинул театр, перейдя в «Ленгосэстраду».

Позже внушительная комплекция и простодушная внешность помогли ему выделиться среди других актёров, и режиссёры стали предлагать ему комедийные роли второго плана. Театральной публике полюбились смешные и неуклюжие увальни Смирнова; особенно актёр пользовался популярностью среди юного зрителя. В начале 50-х годов на счету Смирнова было несколько заметных ролей в репертуаре Театра комедии, в том числе в таких спектаклях, как «Вольный ветер» и «Девичий переполох». Самого Алексей Макаровича амплуа комика тяготило, и актёр мечтал о драматических ролях. В спектакле по пьесе-сказке Николая Адуева «Табачный капитан» артист сыграл свою первую полудраматическую роль — Петра I.

К концу 50-х годов Смирнов стал известен и среди кинематографистов. В 1959 году режиссёр Юрий Озеров пригласил Смирнова на одну из ролей в свою картину «Кочубей». Актёр сыграл эпизодическую роль буржуйчика, единственного комедийного героя в серьёзной картине, после чего ему было предложено шесть других ролей. Примечательно, что в фильме «Роман и Франческа», снимавшемся на киностудии им. Довженко, Смирнов согласился сняться только чтобы посмотреть как после войны был отстроен Киев.

В 1961 году, когда Алексей Смирнов стал актёром киностудии «Ленфильм», на экраны страны вышли сразу два фильма с его участием. И комедия Владимира Фетина «Полосатый рейс», где Смирнов сыграл матроса Кныша, и «Вечера на хуторе близ Диканьки» Александра Роу, где Смирнов перевоплотился в посла, были хорошо приняты публикой.

Всесоюзную известность Алексею Смирнову принесли роли в картинах Леонида Гайдая. В новелле «Вождь краснокожих» из фильма «Деловые люди» Смирнов сыграл роль Билла Дрисколла — добродушного увальня, решившего заработать себе на жизнь с помощью киднеппинга. Фильм, состоящий из трёх отдельных новелл, был прекрасно воспринят зрителем, причём во многом благодаря «Вождю краснокожих», где помимо Смирнова участвовали ещё Георгий Вицин и Серёжа Тихонов. После этой роли Смирнов оказался широко востребован режиссёрами, которые помимо таланта перевоплощения ценили цепкий ум и покладистость актёра: Смирнов не только понимал все режиссёрские задания с полуслова, но и безоговорочно выполнял любые трюки, будь то падения, купание в ледяной воде или непосредственный контакт с дикими животными.

В 1964 году Смирнов снялся в «Зайчике» у Леонида Быкова, который впоследствии стал его близким другом, и у Элема Климова в комедии «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Виктор Косых, исполнитель главной роли в фильме Климова, впоследствии вспоминал, что вокруг Смирнова всё время крутилась ватага детей, для которых он с удовольствием мастерил различные игрушки из дерева.

Наиболее известной ролью Алексея Смирнова стал великовозрастный хулиган и тунеядец Федя из комедии Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Уже в первый год проката фильм посмотрела треть страны и в последующие годы он многократно демонстрировался по телевидению. Реплики Феди «Влип, очкарик!»«А компот?!»«Если я встану, ты у меня ляжешь!» и многие другие стали частью советского и российского фольклора.

Затем Смирнов снялся у Ролана Быкова в «Айболите-66» (1966), у Андрея Тутышкина в «Свадьбе в Малиновке» (1967), уВиктора Садовского в «Удар! Ещё удар!», у Евгения Карелова в «Семь стариков и одна девушка» (оба — 1968).

Во всех этих фильмах он выступал в комедиийных ролях, но как и в театре, актёр мечтал играть драматические роли. Долгое время ему отказывали, и лишь в 1967 году Смирнова пригласили на Белорусскую киностудию для участия в фильме «Житие и вознесение Юрася Братчика». Работа над этим фильмом была сопряжена с массой трудностей цензурного характера, и в итоге массовый зритель этот фильм так и не увидел.

В 1968 году режиссёры Алексей Швачко и Игорь Самборский, зная о фронтовых заслугах актёра, пригласили его в свой фильм «Разведчики». Фильм пользовался ограниченным успехом у зрителей, а Смирнов сыграл в нём роль разведчика, который жертвовал жизнью, прикрывая отход своих товарищей. В том же фильме снялся и Леонид Быков, которого Смирнов считал одним из своих преданных друзей и с которым ранее работал на съёмках фильма «Зайчик». В 1974 году на экраны страны вышел фильм «В бой идут одни „старики“», где Быков сыграл роль командира эскадрильи Титаренко, а Смирнов -— его механика. Именно эта роль впервые по-настоящему высветила способность Смирнова играть драматические роли, но как с горечью замечал сам актёр: "Как жаль, что я так поздно нашел своего режиссера".  Добрый и трогательный Макарыч настолько полюбился зрителю, что в 2011 году, через 37 лет после выхода фильма, ему был установлен памятник в Харькове.

Тяжёлая контузия, полученная в бою, привела к тому, что Смирнов потерял возможность иметь детей. Вернувшись с фронта, Алексей Макарович отказал своей возлюбленной в продолжении отношений, и об истинной причине она узнала лишь много лет спустя. Наиболее близким человеком для артиста осталась его мать — Смирнова Анна Ивановна (скончалась в 1981-м году, похоронена рядом с сыном), которую, по словам коллег, Смирнов «боготворил». Алексей Макарович до конца жизни прожил с матерью в старой коммуналке, не сумев получить отдельную квартиру, несмотря на свою известность и боевые награды. О последних вообще знали единицы: актёр не любил вспоминать о войне и никогда не кичился своим героическим прошлым.

Алексей Смирнов пытался встречаться с женщинами, но сильно комплексовал по поводу своей внешности и мужского недуга. В начале 50-х артист, прийдя к выводу, что жену ему не найти, решил усыновить ребёнка. Дети очень любили Алексея Смирнова и он отвечал им взаимностью. Актёр часто посещал дом-интернат для детей-инвалидов, куда приносил собственноручно изготовленные деревянные игрушки, которые очень нравились детям. Там он обратил внимание на Ваню — замкнутого, тихого мальчика с врождённым пороком сердца. Смирнов попытался усыновить ребёнка, но ему это не удалось.

Будучи одиноким (с однополчанами Смирнов по неизвестным причинам не поддерживал связи), актёр увлекался чтением: дома он собрал большую библиотеку и на съёмках «Айболита-66» поразил коллег знанием японской поэзии. Другим увлечением Смирнова было коллекционирование различных насекомых и пресмыкающихся, которых он хранил дома в заспиртованном или засушенном виде. Кроме того, артист собирал газетные и журнальные вырезки о себе, но таковых было очень немного: первое большое интервью с ним в прессе было опубликовано в ленинградской газете «Смена» в 1970-м году.

В последние годы жизни здоровье Смирнова значительно ухудшилось. Причиной тому были фронтовые раны, самоотверженная работа в кино (в своей работе он никогда не пользовался услугами дублёров, невзирая на риск для здоровья) и нередкое злоупотребление алкоголем. Это значительно осложнило его профессиональную деятельность, и Смирнов даже не смог сняться в картине Леонида Быкова «Аты-баты, шли солдаты», куда тот его настойчиво приглашал. Последней крупной работой Смирнова оказалась комедия чехословацкого режиссёра Олдриха Липского «Соло для слона с оркестром», где артист сыграл в ней клоуна по фамилии Смирнов. Затем он снялся ещё в трёх картинах, однако его появление в них ограничилось короткими эпизодами. Мать актёра к тому времени находилась в доме для престарелых и из-за прогрессирующей болезни не узнавала сына, от чего тот очень страдал.

12 апреля 1979 года Смирнов узнал о смерти Леонида Быкова, который накануне погиб в автокатастрофе. Шокированный известием, актёр ушёл в запой и в 20-х числах апреля был госпитализирован в Мариинскую больницу. Доктора диагностировали у Смирнова ишемическую болезнь сердца, атеросклероз, недостаток кровообращения, жидкость в лёгких и выраженную одышку. За две недели пребывания Смирнова в больнице его никто не навестил, но зато актёр пользовался большой популярностью у персонала, и ему всячески пытались угодить, в том числе бегая по его просьбе за алкоголем.

7 мая, в день выписки, Алексей Макарович Смирнов скончался. Данные относительно его смерти разнятся. По распространённой, но недостоверной версии, смерть наступила после того, как Смирнов узнал о гибели Леонида Быкова, однако именно смерть друга была одной из причин, по которой Смирнов попал с больницу. Другая, похожая, версия гласит, что известие о смерти Быкова застало Смирнова уже дома после выписки, после чего его опять увезли в больницу, где он и скончался. Ему было всего пятьдесят девять лет.

По словам лечащего врача Алексея Смирнова, роковой стала бутылка коньяка, которую актёр выпил тайком от врачей в день выписки, что привело к разрыву сердца. Алексей Смирнов был похоронен на Южном кладбище Санкт-Петербурга (3-й Рябиновый участок, 21-й ряд, 9-я могила). Впоследствии стало известно, что он хотел быть похоронен под вальс «На сопках Маньчжурии», но, поскольку последние несколько лет актёр пребывал в забвении, во время похорон об этом никто не знал.