Протест по расписанию, или Страшный сон любой власти

Протест по расписанию, или Страшный сон любой власти

На фоне относительного затишья в зоне АТО, градус противостояния внутри украинского общества только растет. Большинство граждан искренне разочарованы ходом и качеством проведения реформ в стране. Другая часть пытается использовать протестный потенциал украинцев в свою пользу, для достижения собственных политических целей.

Ну и, конечно, такой взрывоопасной ситуацией не могут не воспользоваться враги. И политики, и общественные деятели, и эксперты неоднократно отмечали, что в случае провала военно-террористической стратегии на Донбассе в Кремле будут пытаться всеми возможными методами дестабилизировать ситуацию внутри страны. А на войне – пусть и усилиями «5-й колонны» – все методы приемлемы.

Впрочем, не следует забывать: в кризисных ситуациях вертикаль старается больше контролировать все общественно-политические процессы. Угроза усиления диктаторских тенденций как никогда сильно ощущается в постреволюционный кризисный период и во времена войны. Поэтому неудивительно, что вместе с призывами не раскачивать ситуацию в стране власть будет пытаться всячески обуздать другие протестные настроения общества.

Поводом для этого могут стать события под Верховной Радой 31 августа этого года, когда во время акции протеста один из митингующих бросил в толпу боевую гранату. В результате погибли трое правоохранителей, десятки людей получили многочисленные ранения. Виновными в провокациях и драках под парламентом сразу же определили представителей политической партии ВО «Свобода». Впрочем, точку в этом вопросе должен поставить суд.

Далее события разворачиваются в лучших традициях борьбы советской власти с «контрреволюционными элементами». Одним из признаков этого процесса можно определить раскрытие преступлений касательно покушений на чиновников. Так, на прошлой неделе в СБУ сообщили, что их работникам удалось предотвратить покушение на министра внутренних дел Арсена Авакова и еще на ряд знаковых фигур - командиров добровольческих батальонов. Такой политический симптом свидетельствует о предпосылках для постепенного «закручивания гаек». Прежде всего, речь идет о контроле над акциями протестов.

Обуздать протест

Сейчас процедура проведения акций протестов в Украине законодательно не унифицирована. О необходимости принятия нового закона, который бы качественно регламентировал процедуру проведения митингов, пикетов, акций протестов - неоднократно намекали в ЕС. Так, несколькими годами ранее Европейский суд по правам человека вынес решение по двум делам, в которых было акцентировано внимание на необходимости четкого регулирования порядка проведения мирных собраний в Украине. Однако каждый раз власти пытались сконструировать наиболее удачную для себя схему общежития с мирным выражением несогласия со стороны граждан.

А вот когда уже запахло жареным, было поздно. Попытки законодательного урегулирования вопроса проведения акций протестов 16 января 2014 года только создало еще больше предпосылок для дальнейшей эскалации протестных действий. Конечно, ведь на тот момент, действуя по указанию экс-президента Виктора Януковича депутаты из парламентского большинства от «Партии регионов» на самом деле не пытались решить вопрос с протестами, а лишь хотели наделить тогдашнюю власть еще более удобным карательным инструментарием против действий митингующих. Как известно, удачно потушить пожар бензином еще никому не удавалось.

Поэтому нынешние разговоры об ограничении конституционных прав граждан на мирные собрания, как минимум, вызывают удивление. Еще в начале 2015 года в Верховной Раде были зарегистрированы 3 законопроекта, которым народные депутаты могут в любой момент ограничить права граждан на мирные акции протеста: законопроект №2073 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ограничения мирных собраний граждан на территории проведения антитеррористической операции», законопроект №2391 «О внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях (относительно предотвращения необоснованного привлечению к ответственности граждан за участие в мирных собраниях)» и законопроект №1779 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно прав граждан во время проведение мирных собраний). Однако пока речь идет о куда более серьезных мероприятиях, требующих более комплексного подхода и, возможно, внесения унифицированного документа на рассмотрение парламента. Так, в СБУ готовят изменения в законодательство, которые бы усилили ответственность организаторов митингов. Среди мер, которые планируется ввести: запрет на проведение акций протеста возле госучреждений, запрет на ношение балаклав, установка дополнительных камер наблюдения на улицах столицы в местах традиционных для проведения акций протеста в Киеве.

Кроме того, недавно стало известно и об инициативе фракции «Батькивщины» поддержать их законопроект о мирных собраниях. «Мы призываем Верховную Раду в ближайшее время принять закон о мирных собраниях. Это инициатива «Батькивщины», и я предлагаю ее поддержать. К сожалению, сейчас в Украине соображения безопасности государства все больше противоречащих соображениям безопасности граждан и обеспечением их свобод», – отметил народный депутат из фракции «Батькивщины» Григорий Немыря. Впрочем, пока содержание документа общественности не представлено.

У страха глаза велики

Вспомним, как из последних сил 16 января 2014 года бывшие «регионалы» пытались ввести законы об ограничении прав граждан, в том числе и во время участия в акциях протестов. В тогдашних скандальных нормах законов, которые, как утверждали в «Партии регионов», носили характер вполне европейской практики, появились нормы о задержании граждан, которые протестовали в балаклавах или «в одежде, похожей на форму правоохранительных органов», вводили задержания за установление палаток с целью проведения митингов, штраф за препятствование действиям СБУ и правоохранителей. В законах также вводились статьи об экстремистской деятельности и клевете, которые распространяются в том числе и через Интернет, и предусматривающие наказание за такие действия, а за участие в групповом нарушении общественного порядка могли упечь в тюрьму сроком на 2 года. Все эти условия, по мнению тогдашних законодателей, были необходимы, чтобы «удержать ситуацию в цивилизованном русле». На самом деле, такие меры не только не остановили протестующих, но и привели к более решительным действиям.

Нынешние представители власти хорошо помнят события двухлетней давности. Однако соблазн нейтрализовать протестные последствия, мотивировав необходимость таких действий сложной ситуацией в стране - остается высоким. Ведь, по словам Президента Петра Порошенко, именно российские спецслужбы используют радикальные силы в Украине в своих целях.

А почва для этого более чем благоприятная. По последним данным исследования, проведенного социологической компанией «Рейтинг», недовольны темпами проведения реформ 84% опрошенных. Более того, 88% считают, что экономическое положение в Украине ухудшилось за последний год, и только 3% отметили, что реформы происходят «в правильном темпе». Безусловно, такие тенденции приведут к усилению протестных настроений.

Худшее время – осенне-зимний период: именно в эти месяцы украинцы получат первые шокирующие платежки за коммунальные услуги. И это будет происходить в то самое время, когда и так обнищавшему населению придется сводить концы с концами, даже в случае оформления обещанных правительством субсидий. Президент же надеется, что граждане поддержат власть, как только увидят результаты реформ. «И люди нас поддерживают, и люди поддержат нас, когда почувствуют первые результаты реформ», - заявил Петр Порошенко. Впрочем, пока у нынешней власти еще есть достаточно инструментов, чтобы направлять протестные настроения в удобное русло без внесения каких-либо диктаторских изменений в законодательство.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»