7 советов для успешного поиска работы

7 советов для успешного поиска работы

Потенциал для того, чтобы создать свой собственный успешный бизнес, есть у каждого, но, увы, реализовать его, потенциал, способны далеко не все. Цена этой неспособности – необходимость продавать свое бесценное время (невосполнимый ресурс!), свои таланты и нервы некоему пронырливому дяденьке или тетеньке, которые не устраивались на работу, а СОЗДАЛИ ее…

Если по каким-то причинам вы еще не успели стать хозяйкой (или хозяином) своей жизни, предлагаю вашему вниманию ряд рекомендаций, связанных с трудоустройством и основанных на моем личном опыте, а также опыте многих известных мне людей. Сегодня наша тема – «Когда вы еще в поисках работы». Итак…

1. Поставьте перед собой четкую ЦЕЛЬ

Многие люди ищут работу, сами толком не понимая, кто они и чем реально хотели бы заниматься. При этом поиски их оказываются, как правило, тщетными, либо они таки увенчиваются успехом, но все равно у человека в итоге нет полной уверенности, что он находится на своем месте. И это естественно, ведь, как сказал Сенека (хоть он и был далек от проблемы нахождения очередного «помыкателя»), если вы не знаете, в какую гавань держать путь, ни один ветер не будет для вас попутным.

На данную тему можно говорить очень долго, поскольку вопрос этот имеет не только повседневную, но и философскую подоплеку. Здесь отмечу только следующее: прежде всего, четко определитесь для себя, кто вы (ваше призвание), а также где вы сможете реализовать свой потенциал наиболее полно, и только после этого ищите работу – соответствующую, а не «куда возьмут» или «где больше заплатят». При этом, чем более узко вы себя на рынке труда спозиционируете, тем легче будет и вам, и вашему лучшему потенциальному работодателю найти друг друга.

2. Доведите свое резюме до совершенства

Нередко человек не может устроиться на работу не потому, что у него нет хорошего образования или опыта (они  имеются), а потому, что он просто-напросто не проходит первый этап рассмотрения кандидатов – отбор резюме. Наряду с тем, что при соискании на ту или иную должность практически всегда есть конкуренты, которые могут оказаться «сильнее» вас, причина отсеивания вашего резюме может быть и весьма прозаичной: оно составлено БЕЗГРАМОТНО, т.е. без соблюдения элементарных принципов построения делового жизнеописания.

Резюме – это не мемуары, где вы вправе подавать информацию так, как вам заблагорассудится, растекаться мыслью по древу и делать лирические отступления. У него есть и должна быть определенная логичная структура, содержащая как минимум неотъемлемые составляющие: Ф.И.О., дата рождения, опыт работы (с указанием сроков занятости), семейное положение и т.д. – не будем останавливаться здесь на этом детально, т.к. материалов на данную тему в Интернете и прочих источниках имеется огромное множество, нужно только не полениться и почитать хотя бы некоторые из них. Обидно пасть жертвой непонимания столь простых вещей, не так ли?


Если вы не обделены образованием, имеете опыт работы и при этом уже долго не можете трудоустроиться (хотя и не требуете зарплату, сравнимую с доходом господина Гейтса), критически оцените свое резюме: насколько оно соответствует классическим канонам оформления таких документов? Да, резюме – это документ, первый из тех, которые вы подаете работодателю при трудоустройстве, и составлен он должен быть подобающе. Возможно, вы не упомянули нечто очень важное из своей биографии? Или в спешке забыли привести данные того или иного рода? Например, не указали свой контактный телефон. И обязательно проверьте резюме на наличие ошибок. Одну-две неточности  работодатель наверняка вам простит (если только вы не устраиваетесь на должность корректора), но если их будет слишком много, скорее всего, вас отсеют сразу же, «без суда и следствия»: кому нужны сотрудники, которые будут подрывать репутацию компании своей безграмотностью или составлять важные документы с массой огрехов? Никому. Если вы не уверены в своих языковых знаниях и/или внимательности, возможно, у вас есть родственник или друг/подруга с филологическим образованием… Кроме того, немало кадровиков предлагают услугу по профессиональному составлению резюме. Как правило, их помощь в таких случаях полезна и высококачественна.

3. Разместите свое резюме в Интернете

Казалось бы, банально до крика, однако мне довелось сталкиваться с людьми, которые сокрушались по поводу своей «невозможности» трудоустроиться и при этом даже не удосужились разместить резюме на толковых сайтах по работе!

В Украине таких ресурсов множество, но основные из них:

www.hh.ua («Хедхантер» – мощный ресурс для профессионалов)

www.rabota.ua (старый добрый портал по трудоустройству – «классика жанра»

www.jooble.com.ua (относительно новый, но достаточно полезный поисковик вакансий и резюме, аккумулирующий на себе информацию с почти всех украинских сайтов по работе).

Американскому рекламному агенту и социальному психологу Стюарту Хендерсону Бритту принадлежит авторство замечательного высказывания: «Вести бизнес без рекламы – все равно, что подмигивать девушкам в полной темноте». Так вот: нечто подобное наблюдается, когда вы пытаетесь найти работу, но не сделали ваше резюме доступным и/или видимым для своих потенциальных работодателей. Даже если вашим талантам и послужному списку могут позавидовать выдающиеся главы транснациональных корпораций, вы никогда не устроитесь на работу (тем более работу своей мечты!), если не найдете возможность и время сделать так, чтобы мир узнал о вашем существовании. Пусть вас знают, пусть о вас говорят: если вы прекрасный работник и хороший человек, пиар будет вам только на пользу.

Важное примечание. Конечно, если вы ищете место занятости, еще работая на кого-то, данным методом необходимо пользоваться осторожно. Не исключено, что ваш нынешний работодатель уже подыскивает вам замену или просто ищет себе сотрудника на другую должность, и если он увидит ваше резюме, это может ему «не понравиться». Последнее чревато нежелательными последствиями, начиная от изменения отношения к вам (естественно, в сторону ухудшения) и заканчивая прямыми вопросами вплоть до увольнения. Работодатель – существо крайне ревнивое, и если оно узнает, что нечто происходит за его спиной, его повадки зачастую становятся весьма агрессивными.

В таких ситуациях вы можете просто указать не все данные о себе (а только ключевые, влияющие на вашу рыночную привлекательность) либо сделать ваше резюме недоступным для нахождения вашим работодателем (например, на «Хедхантере» это возможно).

Наконец, отличный вариант, и в этом случае, и вообще – создать свой аккаунт на www.linkedin.com. Тому, кто не знает: это одна из социальных сетей для делового международного общения. Во-первых, вы можете приобрести море полезных контактов по всему миру и в один прекрасный день через какой-то из них устроиться на работу в крутую компанию. Во-вторых, даже если ваш нынешний шеф будет искать вас в этой соцсети (что маловероятно), наличие вашего аккаунта в ней вовсе не является прямым свидетельством того, что вы ищете другую работу. В силу многопрофильности Linked-in: может быть, вы самоотверженно рыщете в поисках новых рынков сбыта для продаваемой вами сейчас продукции? И вообще, по большому счету, нет таких наемных тружеников, которых нельзя переманить, поэтому, товарищи работодатели, берегите свои кадры!

Обратите внимание, что нашумевший Facebook для поиска работы я не рекомендую. Для этой цели он может служить разве что дополнением к Linked-in.

4. Каждый день просматривайте новые вакансии

Опять-таки, вещь очевидная и не новая – приводится здесь исключительно для полноты картины. Основные сайты указаны выше. Что же касается газет и журналов, то на сегодняшний день практически нет случаев, когда работодатель дает объявление о вакансии только в прессе – не дублируя в Интернете, поэтому покупать последнюю лишь для того, чтобы посмотреть предложения трудоустройства, не имеет смысла. Поехали дальше.

5. Если нет подходящей вакансии – создайте ее

Сразу скажу, что этим вы приблизитесь к упомянутому вначале дяденьке или тетеньке… В хорошем смысле.

Один раз мне довелось искать новую работу более года. В течение первых трех месяцев поиска я был полон оптимизма и уверенности, что звонок работодателя, страстно желающего принять меня в свои «объятия» раздастся вот-вот. По истечении 6-ти месяцев мой оптимизм заметно поубавился, и я уже то и дело нервно постукивал пальцами по столу. А когда время поисков перевалило за год, мне захотелось выть. Нет, я не стоял на краю крыши в полной готовности броситься вниз («Пусть теперь подумают, от кого они отказались!»), но действительно был на грани отчаянья. Все методы, которые я использовал для смены места занятости, не сработали. Несмотря на то, что у меня уже тогда было свыше 10-ти лет успешного опыта работы в своей отрасли (моя специальность – не «подниматель пингвинов»), доскональное знание английского и безупречная деловая репутация. Надо было что-то делать. Что-то, кардинально отличающееся от тех способов, которые уже были неоднократно и безуспешно испытаны.

Наконец стресс «прорвал оборону» шаблонного мышления, и мне пришла в голову довольно оригинальная – как на то время - идея. Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе. Что, если мне самому создать для себя вакансию? Сказано – сделано. Я мечтал быть торговым представителем зарубежной компании-производителя в Украине. При этом или соответствующих вакансий не было, или меня на них не брали. Пораскинув как следует мозгами, я написал письмо нескольким иностранным компаниям, которые чувствовали себя в «родных пенатах» прекрасно, а представителя (или представительство) в нашей стране не имели. Разумеется, я предложил им свои услуги в качестве Ukraine Country Manager – дескать, вот я такой хороший специалист, давайте буду продвигать ваш товар на нашем рынке... И что вы думаете?! Не прошло и нескольких недель, как я устроился на работу своей мечты!
 

Еще один пример из своего опыта приведу.

Однажды, будучи безработным, я просто позвонил в одну из интересующих меня компаний и спросил, нет ли у них сейчас случайно вакансии, адекватной моему опыту. Такая вакансия была! При том, что нигде в открытых источниках информации она не фигурировала. Оказывается, соответствующая «должность у нас освободилась буквально только что и мы еще не успели подать заявку в рекрутинговое агентство…». Но это еще не все: волей случая в те дни в Украине был не только гендиректор данной компании, но и лицо вышестоящее – европеец, принимавший окончательное решение по той вакансии, а бывал он в нашей стране всего лишь раз в год…

Тогда меня не только пригласили на собеседование, но и приняли на работу уже через несколько дней. Я – супердуперработник? Нет, и не в этом дело. Мне очень повезло? Да. Но: я оказался в нужном месте в нужное время. Благодаря чему? Благодаря тому, что не только рассылал резюме по опубликованным вакансиям, но и попробовал альтернативный, хоть и совсем простой, способ - сыграл «на удачу», обратившись туда, где, по логике вещей, мой опыт и мои знания могли быть востребованы.  

Резюме по этому пункту:

• Если судьба не преподносит вам подарок, попробуйте сами сделать его себе.

• Прекратите, наконец, биться головой об стенку: возможно, вы в состоянии просто обойти ее. Используйте неординарные подходы: они повышают ваши шансы на успех.

• Верьте в удачу, испытывайте ее – и рано или поздно она улыбнется вам.

6. Не приходите на собеседование в белом

Точнее, это допустимо только на последнем этапе, когда фактически на работу вас уже приняли, и дело осталось за малым. Вернее, за большим: вас, будто куклу в театре марионеток, «показывают» большому боссу (читайте – тому самому пронырливому дяденьке или тетеньке), он или она одобрительно кивает головой с двойным подбородком и, задав пару-тройку незатейливых вопросов, официально делает вас счастливой обладательницей (обладателем) вожделенного «стула слева от секретарши».

Дело в том, что если вырядиться на первое собеседование как на парад, у рекрутера может сложиться впечатление, что данный визит – ваша последняя надежда не остаться за бортом трудовой занятости («Экзамен для меня – всегда праздник, профессор!»). А что есть чуть ли не главным атрибутом парада? Да, прежде всего белая педантично накрахмаленная и выглаженная блузка или рубашка. Приготовьте ее для последнего «выстрела». А вот все остальное в вашей внешности должно быть точно как того требуют все правила дресс-кода: безупречный костюм, начищенные до блеска туфли (так, чтобы работодатель мог увидеть в них свое отражение), гармонирующие друг с другом цвета и т.д. – благо, информации на эту тему имеется огромное количество. Одно попрошу отдельно: пожалуйста, не надевайте клетчатую рубашку к полосатому костюму! Пощадите око тех, кто еще не совсем утратил зрение и чувство здравого смысла. Это я уже не из своего опыта – просто видел «особей» в таком «прикиде»…

7. Просите больше, чем то, на что реально рассчитываете

Конечно же, речь идет прежде всего о зарплате. Вообще, тема вознаграждения – одна из самых трудных при трудоустройстве, поэтому не коснуться ее здесь нельзя.

Во всех среднестатистических случаях, какое вознаграждение вы ни запросили бы у потенциального работодателя, он всегда будет считать указанную вами сумму слишком большой. То ли из-за жадности, то ли по убеждению, что ваши амбиции не обоснованные, то ли исходя из средней зарплаты по такой должности на рынке – причин может быть множество. Так или иначе, обсуждая с вами ваш «гонорар»,  работодатель не заснет спокойно ночью, если не скостит хоть пару сотен «зеленых» с той представившейся ему астрономической суммы, которую вы, ни разу не заикнувшись (сколько тренировок дома у зеркала!) ему заявили. Посему, когда вам задают этот сакраментальный вопрос о размере желаемого вознаграждения, смело накиньте на свою реальную целевую сумму процентов 20-30 и… «затаитесь».  Скорее всего, работодатель скажет, что не готов платить столько, и «умерит» вас на те самые 20-30%. А это именно то, на что вы рассчитывали! Если же вы назовете свой минимум реальный - будьте готовы услышать предложение на 20-30% хуже, а то и больше, чем 20-30…

Внимание: завышая «планку», не переусердствуйте: если вы заявите сумму слишком большую, работодатель может указать вам на дверь без разговоров.

Интересно, что при этом наблюдается следующая закономерность. Чем больше у вас конкурентов в соискании на ту или иную должность, тем больше вероятность того, что работодатель будет торговаться с вами за каждую сотню баксов. Почему? Потому, что много конкурентов бывает только в случаях, когда должность маленькая или незначительная (простого безработного люду – пруд пруди), и если, например, вы просите 500$, работодатель всегда найдет в толпе прочих соискателей аналогичного кандидата, согласного вкалывать за 400.

С другой стороны, если вакансия, которую вы хотите занять, «мощная», то конкурентов у вас будет лишь несколько (а то и не будет вовсе!), т.к. других людей, удовлетворяющих очень высоким требованиям и при этом желающих получить именно данную конкретную должность, крайне мало (или сейчас нет вообще). В этом случае пусть большие цифры не пугают вас: называя их, вы только вызовете к себе еще больше уважения, т.к. дадите понять, что знаете свою «цену» и «продаться» дешево не намерены. Если же вы чувствуете, что более сильного кандидата у работодателя нет, тогда король положения – вы: отбросьте ложную скромность и назовите сумму пусть и в 2 раза большую, чем та, на которую вы согласны. «Наглеть» при этом можно тем больше, чем «круче» компания, в которую вы устраиваетесь. И уж поверьте: торговаться с вами не будут не только за 100$, но и за гораздо более внушительные суммы!
Удачи!

womanway.com.ua