Алиса Фрейндлих

Алиса Фрейндлих

8 декабря 1934 года родилась одна из выдающихся актрис современности Алиса Фрейндлих.

Она родилась в самом центре Ленинграда в семье известного актера немецкого происхождения Бруно Фрейндлиха. Как признавалась позже Фрейндлих, мама хотела, чтобы дочь носила другое имя — Наташа. На «Алисе» настояли отец и бабушка, заявившие, что «Наталья Бруновна Фрейндлих» — странная каша. В графе «Национальность», по убеждению матери, стояло «русская». Вскоре после рождения девочки семья переехала в коммунальную квартиру дома 1/64, что в переулке Гривцова. Из окон открывался вид на Исаакиевский собор, а неподалёку от дома располагался Медный всадник.

Актерские способности девочка начала проявлять еще в детстве и даже в три года попала на дипломные спектакли сестры матери и ее мужа, которые выпускались из консерватории. Родители Алисы Бруновны расстались незадолго до войны, когда отец гастролировал в Ташкенте, а дочка осталась с мамой в Ленинграде. Чуть позже из города стали выселять немцев.

Алиса пошла в школу в 1941 году. Это учебное заведение находилось в самом центре города – в районе, который подвергался наиболее массированным обстрелам. В блокаду девочке помогла выжить бабушка, которая выдавала совсем маленькую часть от буханки хлеба по часам, а остальное прятала. Здоровье девочки и её матери было крайне слабым и нестабильным не только в физическом отношении, но и в психологическом: ребёнок с немецкими корнями ужасно себя чувствовал в обществе тех, кто немцев презирает.

Позже мать перевезла дочь в Таллин, где Алиса училась в средней школе. Но завершить образование в Эстонии ей не удалось, потому что семья в 1948 году вернулась в Ленинград. Тогда же в город вернулся Бруно Фрейндлих с новой семьей, но мать не было встреч Алисы с отцом, в отличие от его новой супруги. Дочь Бруно от второго брака долго даже и не подозревала о существовании сестры.

Первым театральным педагогом Алисы еще в школе стала именитая актриса Мария Призван-Соколова, разглядевшая талант девочки. Таким образом, Фрейндлих твердо решила стать актрисой, но она выбирала между музыкальным и драматическим жанрами. По совету отца она выбрала второе.

В Ленинградском театральном институте имени Островского Фрейндлих училась на курсе Бориса Зона, воспитавшего целую плеяду известных артистов – от Павла Кадочникова до Зинаиды Шарко. Алиса Бруновна, еще учась в институте, стала сниматься в кино, правда, в эпизодических ролях. Перед самым выпуском Борис Зон подарил своей ученице фото, написав на обороте: «Милая Алиса! Вы не смеете оставить втуне ни одну из Ваших склонностей: играть, читать, петь, танцевать. Только в таком случае Вы всюду поспеете и будете счастливы».

После выпуска Фрейндлих попала в труппу Театра имени Комиссаржевской. Вот как сама актриса описала тот период: «О работе в театре имени Комиссаржевской я вспоминаю с большим удовольствием. Я прошла там хорошую школу, очень хорошую. Я там не была премьершей. Там блистала превосходная актриса Эмма Попова. А мне доставались лишь те роли, от которых отказалась Попова (или, как говорят в театре, которые упали со стола Поповой). Я рыдала и переживала страшно, что мне не удалось сыграть Дороти в „Пятой колонне“ Э. Хемингуэя».
В те же годы состоялся ее полноценный кинодебют – роли в фильмах «Город зажигает огни» и «Повесть о молодожёнах». К концу 50-х-начале 60-х годов также у Алисы Бруновны состоялись две судьбоносных встречи – с театральным режиссером Игорем Владимировым, который впоследствии стал ее мужем и который забрал ее в Театр имени Ленсовета, и Эльдаром Рязановым. Однако на главную роль в «Гусарской балладе» Эльдар Александрович выбрал Ларису Голубкину. А вот в театре наоборот Алиса Бруновна играла главные роли, причем, часто в спектаклях, которые Владимиров ставил специально для своей примы. Одна из самых ярких ее работ – Малыш в постановке «Малыш и Карлсон».

В 1974 году Анатолий Солоницын, коллега Алисы Бруновны по спектаклю «Варшавская мелодия», сообщил ей, что на вечерней постановке будет присутствовать сам Андрей Тарковский. После спектакля Солоницын передал Фрейндлих записку от Тарковского, начинавшуюся словами: «Госпожа Фрейндлих!..». В ней режиссёр писал, что спектакль ему понравился, и он предлагает актрисе исполнить небольшую роль в его новом фильме. Фрейндлих без раздумий согласилась и продолжала расспрашивать Солоницына о предстоящей картине, на что тот отнекивался, заявляя, что и сам ничего не знает. В этот раз сыграть у Тарковского у Алисы Бруновны не получилось — она просто не смогла приехать на съёмки.

Также у актрисы долгое время не получалось сыграть в картинах Эльдара Рязанова. После того, как ее не утвердили на роль в «Гусарской балладе», она из-за беременности не сыграла в «Зигзаге удачи», а позже от нее ушла роль Нади в «Иронии судьбы, или С лёгким паром!». Но после этого фильма Эльдар Александрович преступил к съемках «Служебного романа» и роль Людмилы Калугиной он отдал именно Фрейндлих. Отметив, что в театре Фрейндлих больше раскрывается, чем в кино, Рязанов стал раздумывать о том, как не приглушить ее талант.

По сюжету Людмила Калугина должна была быть невзрачной «серой мышкой». Такой Фрейндлих сделали гримёры и художник по костюмам, однако даже последний не смог найти нужный костюм для съёмок. Такой нашла сама актриса, излазив всю гардеробную «Мосфильма». Фирменную походку своей героини Фрейндлих взяла от реально существующих начальниц того времени.

Фильм имел огромный успех, после премьеры Фрейндлих даже приходили письма следующего содержания: «После вашего фильма мы сразу отправились в парикмахерскую, сделали себе такую же причёску, сшили себе такое же платье и вообще привели себя в порядок». По сей день роль Калугиной остаётся наиболее известной в карьере Алисы Бруновны, а сама актриса считает её одной из самых любимых. Картину оценили и в высших слоях государства — все ее создатели, кроме Алисы Фрейндлих, были удостоены Государственной премии СССР. Сама Фрейндлих на вопрос, не обидно ли ей, что она не получила премию, отвечала так: «Нет, я настолько привыкла к каким-то ограничениям, которые были приняты в Совдепии. Мне было даже смешно». За роль Людмилы Прокофьевны Калугиной Алиса Фрейндлих была признана лучшей актрисой года по версии журнала «Советский экран». Примечательно, что во время создания ленты Алиса Бруновна проявила не только актерские способности, но и музыкальные: две песни в ее исполнении — «У природы нет плохой погоды» и «Моей душе покоя нет» — сразу же стали хитами и множество раз исполнялись по радио и телевидению.

После триумфа «Служебного романа» Алиса Бруновна сыграла одну из лучших, как отмечали критики, ролей в кино. Такой стала королева Анна в экранизации романа Александра Дюма «Три мушкетёра». По словам режиссёра фильма Георгия Юнгвальд-Хилькевича, Алиса Бруновна отказывалась играть королеву до тех пор, пока ей не объяснили, почему Анна не побоялась подарить такую вещь, как подвески. За несколько лет до развода с Игорем Владимировым Фрейндлих воссоединилась с ним в мелодраме «Старомодная комедия». И в «Трёх мушкетёрах», и в «Старомодной комедии» Алиса Бруновна исполнила несколько песен.

Для поклонников кино «не для всех» Фрейндлих раскрылась в следующем проекте — «Сталкере» Андрея Тарковского. О пробе ей снова сообщил Анатолий Солоницын. Роль была небольшой, несколько сцен в самом начале фильма и монолог в конце. Монолог, как признавалась позже Фрейндлих, был полностью сымпровизирован. На съёмочной площадке стояла такая атмосфера, что даже люди общались между собой полушепотом. В одной из сцен, где жена Сталкера, которую и играет Фрейндлих, закатывает истерику по поводу того, что муж вновь уходит в Зону, актриса так перестаралась, что из-за многократных дублей чуть не потеряла сознание. Позже Алиса Бруновна говорила, что с такой слаженностью съёмочной группы, как у Тарковского, она сталкивалась только, когда работала у Рязанова.

В 1981 году Фрейндлих получает звание «Народный артист СССР», а также разводиться с Игорем Владимировым. Через два года Алиса Бруновна ушла и из Театра имени Ленсовета в труппу БДТ. Помимо работы в театре, актриса продолжала плодотворно играть и в разножанровом кино - как в драмах «Опасный возраст», «Успех», так и мелодрамах «Будни и праздники Серафимы Глюкиной». Однако наиболее успешной ролью Фрейндлих в кино 1980-х годов стала роль Хариты Игнатьевны Огудаловой в экранизации пьесы «Бесприданница» Александра Островского. Фрейндлих с радостью согласилась на роль у Рязанова, но худсовет не видел в роли Огудаловой Алису Фрейндлих. Рязанов спас ситуацию, настояв на кандидатуре актрисы.

После развала Советского Союза Фрейндлих почти не приглашали в кино. В 1992 и 1993 годах она вернулась к роли королевы Анны в продолжении «Трёх мушкетёров», но сиквелы должного успеха не имели. Отдельно можно отметить и роль писательницы Ирины Дмитриевны в картине Валерия Тодоровского «Подмосковные вечера», принёсшую Фрейндлих первую статуэтку премии «Ника» за лучшую женскую роль второго плана.

Однако на сцене БДТ произошло несколько примечательных событий в жизни Алисы Фрейндлих. Она исполнила свою давнюю мечту, сыграв леди Макбет в спектакле по одноимённой пьесе Уильяма Шекспира, и объединилась со старым другом Олегом Басилашвили и дочерью Варварой Владимировой в нескольких постановках, в том числе «Лето одного года», «Уроки танго и любви», «Дядюшкин сон» и «Калифорнийская сюита».


Твоя История