Алтайская амазонка оказалась юношей

Юная девушка-воин, обнаруженная на родине знаменитой алтайской принцессы Укока, оказалась не девушкой, а парнем. Что древняя амазонка оказалась юношей, помог выяснить анализ ДНК.

В 1990 году археологи обнаружили удивительную находку — захоронение двух воинов на юге Сибири, в горах Алтая. Останки представителей пазырыкской культуры лежали в богатом могильнике Ак-Алаха-1 в окружении наборов вооружения, включающих железные чеканы с деревянными рукоятями, железные кинжалы в деревянных ножнах, стрелы и луки. Этот курган — первое в истории изучения пазырыкской культуры неразграбленное и «замерзшее» погребение знатных воинов-всадников с полностью сохранившимся погребальным инвентарем и фрагментами костюма.

На этом же плато три года спустя была найдена «принцесса Укока» — мумия молодой женщины примерно 25 лет. Согласно верованиям коренного населения Алтая,

«принцесса», которую еще называют «белой госпожой», является хранительницей покоя и стоит на страже врат подземного мира, не допуская проникновения зла из низших миров.

Пазырыкская культура — это археологическая культура железного века (VI—III вв. до н.э.), основные находки предметов которой были сделаны в Горном Алтае. Носители этой культуры обитали на смежных территориях Казахстана, Республики Алтай и Монголии и занимались в основном кочевым скотоводством.

Ранее антропологи установили, что в первой колоде был захоронен мужчина 45–50 лет, во второй — молодая девушка 16–17 лет. Однако группа ученых из Института цитологии и генетики СО РАН выяснила, что «амазонка» оказалась молодым юношей.

С текстом исследования можно ознакомиться в журнале «Археология, этнография и антропология Евразии».

«О том, что один из воинов — женского пола, раньше было определено на основании антропологических признаков, — рассказывает Александр Пилипенко, один из авторов исследования и научный сотрудник ИЦИГ СО РАН и совместной лаборатории НГУ. — Ученые смотрели скелетную морфологию, которая дает определенный уровень ошибки. Эта ошибка может быть достаточно серьезной, особенно в случае с определением пола у молодых индивидов. Вот ошибиться в определении пола взрослых особей достаточно сложно. В период же полового созревания, когда скелет еще недоформированный, можно что-то спутать.

В случае с определением пола у молодого воина, насколько мне известно, одним из главных маркеров была морфология тазовых костей. Но при этом тазовые кости «амазонки» полностью не собирались — они были повреждены».

Исследователи выяснили, что воины обладают одинаковой линией Y-хромосомы. Это говорит о том, что они являются родственниками по мужской линии. Однако другие маркеры свидетельствуют, что воины — не прямые родственники, а, скорее всего, племянники или троюродные братья. По мнению палеогенетиков, в одной могиле двух мужчин свели как родственные отношения, так и определенный социальный статус, но их совместное захоронение обусловлено сложившейся ситуацией — оба не пережили (вероятно, каждый по своей причине) прошедшую зиму и были похоронены весной, когда это стало возможным.

Взрослый воин к моменту смерти был малоподвижным инвалидом, не мог самостоятельно сесть на коня и скончался, очевидно, из-за заболевания позвоночника.

При этом ученые не знают, по какой причине умер юноша.

Ранее считалось, что мужчина-воин и «амазонка» были или супругами, или отцом с дочерью.

И в России, и за рубежом «алтайская амазонка» считалась свидетельством того, что в кочевых цивилизациях женщины владели военным искусством. «Сейчас получатся, что больше нет доказательств наличия женщин-воинов у кочевников, — рассказывает Александр Пилипенко. — Объективные данные привели к тому, что реконструкции женщин-воинов отменились».

Исследование длилось примерно в течение года. Для определения пола «амазонки» ученые применяли методы молекулярно-генетического анализа с использованием четырех систем генетических маркеров (митохондриальной ДНК, полиморфного фрагмента гена амелогенина, STR-локусов аутосом и STR-локусов Y-хромосомы).

Пилипенко замечает, что в случае со знаменитой «принцессой Укока» не возникает никаких проблем с идентификацией пола, поскольку она сохранилась в виде мумии.