Бабуля с зачёткой. Что даёт позднее студенчество?

Бабуля с зачёткой. Что даёт позднее студенчество?

В последние годы получило распространение необычное явление: пожилые люди приходят в студенческие аудитории и стремятся получить выс­шее образование. По зубам ли ветеранам гранит науки?

Вроде бы незначительный случай оказал влияние на жизнь жительницы Казани Фатимы. Однажды её внук невзначай спросил: «Бабуля, о чём эта песня по радио?»


Песня исполнялась на татарском языке. Фатима, хотя и выросла в татарской семье и всю жизнь прожила в Татарстане, родным языком практически не владела, но признаться в этом внуку постеснялась.

Рецепт от одиночества

Гуляя по родному городу, Фатима наткнулась на рекламу лингвистического центра. Были там и курсы татарского языка для начинающих.

«Когда я первый раз шла на занятия, то очень волновалась. Мне ведь тогда уже 60 лет исполнилось… Переживала, что окажусь самой старой и бестолковой в классе», – рассказывает жительница Казани.

Но все опасения оказались беспочвенными. Среди восьми участников языковой группы две дамы были существенно старше Фатимы и тоже, достигнув «золотого возраста», решили изучить родной язык. Учёба оказалась не столь сложной: из глубины подсознания стали приходить детские воспоминания, когда она подолгу жила у родственников в татарской деревне, слышала родную речь и даже сама пыталась говорить.

Успешно окончив языковые курсы, Фатима решила продолжить образование на факультете татарской филологии одного из частных вузов Казани.

«Я пошла учиться не только из-за интереса к языко­знанию и культуре своего народа, но и чтобы скрасить одиночество…»

Жизнь заново

Начав учёбу в вузе, Фатима активно включилась и в студенческую общественную жизнь. Она уже трижды ездила в этнографические экс­педиции в различные районы Татарстана, чтобы записывать народные песни и другие произведения фольклора. Её уровень знаний теперь позволяет ей писать на татарском языке статьи на сайт вуза. Она с удовольствием посещает концерты, праздничные мероприятия, дискуссионные круглые столы, которые организуются в вузе. В этом году Фатима планирует получить диплом об окончании вуза. Но завершать учёбу она не намерена: «Надо бы теперь английским языком заняться… А ещё меня интересует исторический факультет».

Пример Фатимы отнюдь не единичный. В пожилом возрасте многие её ровесники начинают грызть гранит науки.

Разумеется, с годами процесс усвоения знаний происходит медленнее. Зато «возрастные» студенты нередко проявляют чудеса усидчивости, организованности и дисциплины. Именно этих качеств часто не хватает молодёжи.

На сегодняшний день в России люди «золотого возраста» могут получить высшее образование в основном на платной основе. В последнее время в некоторых государственных вузах, например в Дальневосточном федеральном университете во Владивостоке, создаются специальные отделения для возрастных студентов. В «Высшей народной школе» бабушки и дедушки обучаются бесплатно, но отдельно от основного студенческого потока.

В ВУЗ вместо поликлиники

В Европе в большинстве государствен­ных вузов обучение на бюджетной основе доступно для людей всех возрастов. В Италии, Германии, а также в Голландии никого не удивят семидесятипятилетний студент и восьмидесятилетняя студентка.

Европейцы убеждены: если пожилые люди всю жизнь исправно платили налоги, то нельзя лишать их на старости лет возможности повысить свой образовательный уровень.

Позднее студенчество оказывает положительное влияние не только на психологический настрой, но и на общее состояние здоровья. Кроме того, получив доступ к образовательным программам, пожилые люди существенно сокращают посещение больниц и поликлиник. А, как известно, избыточные визиты к врачам являются серьёзным финансовым бременем для системы здравоохранения.

Поэтому для государства выгоднее, чтобы граждане «золотого возраста» чувствовали себя молодыми, крепкими, здоровыми и востребованными членами общества.


Источник: "Аргументы и Факты"