"Бой гладиаторов (К предстоящим президентским дебатам в США)" - Михаил Таратута

"Бой гладиаторов (К предстоящим президентским дебатам в США)" - Михаил Таратута

Ожидается, что телевизионная аудитория предстоящих 26 сентября дебатов между Х. Клинтон и Д. Трампом составить около 70 миллионов человек. Это только в Америке.

Если же представить себе невозможное, я имею ввиду подобные дебаты между В. Путиным и, скажем, В. Жириновским или Г. Зюгановым, вполне допускаю, что, аудитория пропорционально жителям нашей страны будет не меньше. Но мотивация зрителей — совсем иной. У нас бы смотрели, во-первых, из интереса к самому факту появления Путина в этом качестве, и, во-вторых, было бы, конечно, забавно увидеть, как будут возражать «национальному лидеру», как будут с ним спорить наши системные оппозиционеры. Это были бы пот и кровь, страх, дрожь и слезы, это был бы полный позор. Хотя, конечно, допускаю, что уже на второй – третьей минуте эти «дебаты» попросту вылились бы в президентскую лекцию о международной политике и внутреннем положении. А наши оппозиционеры согласно кивали бы головами.

Между тем, на другом конце земли 26 сентября состоится настоящая битва гладиаторов. И Клинтон и Трамп настроены драться всерьез, растереть противника в порошок, порвать на тряпки и опустить в выгребную яму. Словом, каждый из кандидатов рвется в бой, уповая на собственную тактику подготовки к баталии.

Клинтон вот уже который месяц тренируется в потешных дебатах, где роль Трампа исполняет один известный нью-йоркский адвокат. Она тщательно готовится по всем вопросам повестки дебатов, ее команда формулирует ответы на все возможные вопросы и уколы со стороны противника – в общем, всё, как перед самым ответственным экзаменом. Главная ставка — на отличное знание существа поднимаемых вопросов.

Трамп, напротив, полагается на свои блистательные способности к импровизации, умение задеть противника и вывести его из себя, что часто давало ему преимущество в период праймериз. Он больше полагается на свой жизненный опыт и интуицию, утверждая, что слишком много подготовки только вредит, лишает людей естественности, все звучит, как заученный текст. Наверно, в положении Трампа это – верная тактика. Едва ли в 70 лет можно наверстать знания и одномоментно набрать политический опыт, которые Хиллари Клинтон впитывала на протяжении последних 25 лет.

В такой тактике есть смысл еще и потому, что, как утверждают некоторые аналитики, важно не столько то, что будет сказано по существу, сколько то, как будет выглядеть каждый из кандидатов. Поэтому самый верный способ понять, кто выиграл, а кто проиграл в этой встрече – смотреть дебаты с выключенным звуком.

 Можно считать это преувеличением, однако, факт остается фактом: когда ровно 56 лет назад состоялись дебаты между Дж. Кеннеди и Р. Никсоном – а это были первые дебаты, которые транслировались по телевидению – Никсон проиграл их вдребезги. И не потому что был плох в своих высказываниях, а потому что не умел вести себя перед камерой: он потел, кряхтел, выглядел растерянным и жалким. Чисто внешне такой кандидат просто не может стать президентом самой мошной державы.

В случае Трампа и Клинтон, прекрасно знакомых и с камерами и с большими аудиториями, публику ожидает не просто остросюжетное, увлекательное зрелище. Миллионы американцев соберутся у своих телевизоров еще и потому, что ставки в предстоящем поединке весьма высоки. Не стану утверждать, что дебаты являются репетицией выборов 8 ноября, тем более что противникам придется встретиться на ринге еще пару раз. Но задать вектор движения в Овальный кабинет – это дебатам по силам.

Принято считать, что дебаты, как правило, не столько могут помочь какому-либо из кандидатов, сколько навредить его оппоненту. Неудачная оговорка, неискренность, медленная реакция на острый вопрос – все это, будучи разбито на клипы и растиражировано в бесконечных показах по всем мыслимым каналам, может здорово подорвать репутацию кандидата. Впрочем, как утверждают эксперты, оказать заметное влияние на результаты выборов дебаты могут в двух случаях: либо когда соперничество кандидатов проходит почти на равных, либо когда их популярность одинаково низка. А поскольку многим американцам этой осенью приходится из двух зол выбирать наименьшее, в данном случае мы имеем оба эти случая.

Заявленная повестка первых дебатов включает три темы: направление, в котором должна двигаться Америка, пути к экономическому процветанию и вопрос национальной безопасности. Можно ожидать, что Клинтон будет отстаивать роль Америки, как мирового лидера. Трамп же, напротив, будет напирать на провалы Обамы на международной арене и отстаивать мысль о том, что, прежде всего, надо решать внутренние проблемы, которые накопились в немыслимом количестве, т.е. сначала Америка, а потом все остальное. Что же до безопасности, три недавних теракта в США, безусловно, играют на руку Трампу – у него есть замечательный повод упрекнуть демократов в недостаточной твердости в борьбе с терроризмом и показать свою жесткость в этом вопросе.

Хотя оба кандидата обещают уважительное обращение друг к другу. Но трудно поверить, чтобы Хиллари не прошлась по несносному характеру Трампа, его взрывному темпераменту, безразмерному эго, невежественности в государственных делах, политической неопытности и прочему, что делает Трампа непригодным к роли главы государства.

Вне всякого сомнения, и Трамп не обделит ее личность вниманием, он вспомнит обо всех скандалах, связанных с именем Клинтон – тут и халатность в хранении государственных секретов («почтовый скандал»), и подозрения в коррупции (скандал с семейным фондом Клинтонов), и ложь под присягой и без присяги и пр. Что, конечно, тоже не украшает репутацию президента Соединенных Штатов.

Теоретически в этих дебатах рядом с Трампом и Клинтон на сцене могли бы стоять и кандидаты еще от двух партий, которые будут включены в избирательные бюллетени в большинстве штатов – Либертарианской партии и партии Зеленых. Но эти кандидаты не смогли выполнить условие, позволяющее им принять участие – они не набрали 15% по усредненному рейтингу опросов общественного мнения.

Не уверен, что это уж очень большой урон для зрителей, так как два реальных претендента на Белый дом получают больше времени, чтобы раскрыть себя во всей красе. Все полтора часа дебатов принадлежат им и только им. Эти полтора часа будут разбиты на шесть 15-минутных сегментов, по два сегмента на каждую тему. Проводиться дебаты будут в формате «городского собрания», т.е. с участием аудитории. Аудиторию поручено отбирать компании Гэллап с тем, чтобы в зале присутствовали только т.н. «независимые» избиратели, т.е. те, кто не имеет очевидных партийных пристрастий.

Дебаты будут построены таким образом, что половина вопросов кандидатам будет задана залом, другая половина – модератором, ведущим одной из телекомпаний.

На протяжении долгого времени Трамп безуспешно добивался, чтобы дебаты проводились вообще без модератора. Он уверяет, что пресса настроена против него, что модератор будет подыгрывать Хиллари. Что правда – то правда, пресса проявила поразительную предубежденность против Трампа, что вообще-то не свойственно американским журналистам в подобных ситуациях.

Парадокс, однако, в том, что, чем яростнее СМИ поносили Трампа, тем больше крепла его популярность. Посмотрим, сработает ли этот феномен Трампа на этот раз.

Михаил Таратута