Ценности и ценники: Как не вырастить из ребенка потребителя

Ценности и ценники: Как не вырастить из ребенка потребителя

Представьте себе картину: детский день рождения, именинник с компанией дружно едят пиццу, остается последний кусочек. Что говорят ему родители: «Доедай, деньги заплачены, не выбрасывать же!» Казалось бы, кусочек пиццы, но ребенку навязывается уже мысль, что в мусорное ведро выбрасываются деньги. И то же самое касается всяческих кружков, студий, которые ребенку перестали быть интересны («но ведь мы купили тебе тренировочный костюм, ты не можешь теперь пропускать занятия по гимнастике»). Или другой пример: на улице дождь, по лужам не побегаешь, не порезвишься, куда чаще всего родители ведут детей? В торговый центр — «проведем весело время, а заодно, может, и платьице тебе какое-нибудь купим».

Что бы ни говорили о том, насколько отличается наше поколение от поколения наших детей в плане «вещизма» и отношения к материальному, от культа потребления все равно никто из нас не застрахован. Но все в руках родителей.

Правила профилактики

Правило 1.

Не путайте разговоры о ценностях и деньгах с финансовой грамотностью. Курсы финансовой грамотности обучают правильно распоряжаться деньгами, экономно расходовать, высчитывать свои затраты и думать при этом, как на них заработать. Вы же как родители должны запретить себе разговоры о финансах в ключе приведенных выше примеров и перестать заменять какие-то ценности деньгами. Говорить ребенку, что ему нужно прочитать эти три тома книги, потому что вы отдали за них 500 гривен, — неправильно. Такая мотивация не сработает. А дети, в свою очередь, начнут переводить нематериальные ценности — образование, интерес, знания — в плоскость того, сколько эти ценности стоят. Результат же появится, как только мы перестанем путать материальные и нематериальные ценности, и всячески подчеркивать значение последних.

Правило 2.

Перед походом в магазин нужно четко договариваться с ребенком, что вы там будете покупать. Дома заранее стоит объяснить, что вы можете купить ему сладости, например, но в пределах определенной суммы. Можно покрыть каждое «хочу» ребенка, просто на кажое «хочу» должен быть выделен определенный бюджет. При том, что у него будет полное ощущение того, что родители прислушиваются к его желанию, он будет знать, что есть четкие рамки, внутри которых можно договариваться про его «хочу».

Правило 3.

Объясняйте ребенку о том, как работает реклама и маркетинг. Вы же понимаете, что никакой рекламируемый эликсир счастья или шоколадный батончик не сделает из ребенка супергероя? Так и расскажите ему об этом. Вся реклама построена на том, чтобы мы покупали продукты и состояния, которые мы при этом испытываем. Но, на самом деле, никакой связи с реальностью в этом нет. С детьми нужно проговаривать и обсуждать, что супергероем можно стать, если помочь младшему на детской площадке, почистить одну картошку, помочь маме протереть пыть, а не выпить просто какой-нибудь сок, рекламу которого видели по телевизору.

И последнее, помните, что ваша задача как родителей — научить ребенка отделять желания от потребностей. А главное — понять, что проблема не в детях, которые потребляют, а в том как к этому относитесь вы сами, в каком ключе говорите о деньгах и какой пример подаете своим сыну или дочери.