Что такое дежавю?

Что такое дежавю?

Дежавю (франц. déjà vu — ‘уже видел’) — это феномен, при котором у человека возникает ощущение, что он уже переживал определенное событие, которое никогда с ним не происходило, или посещал место, где никогда не бывал прежде. Когда люди рассказывают о дежавю, они описывают свои переживания следующим образом: «Я точно знал, что никогда не приезжал в этот город, но при этом чувствовал, что уже бывал здесь. Я точно знал, что за углом будет газетный ларек. Поворачиваю, а там газетный ларек. Это дежавю».

На самом деле здесь следует разделять воспоминания и метасуждения о своей памяти. Обращение к памяти у человека сопровождается специфическими переживаниями. Переживание «я знаю» дает нам понять, что мы воспроизводим некоторый факт, не связанный с нашим личным опытом, например: «Париж — столица Франции», «Айсберги белые и холодные». Совсем другое дело, когда человек вспоминает, что с ним что-то происходило, например: «Я был в Париже на прошлое Рождество», «Я был потрясен, когда увидел айсберг».

В этом случае воспроизведение сопровождается переживанием «я вспоминаю». Обычно мы хорошо различаем данные переживания, но при эффекте дежавю ощущения «я знаю» и «я вспоминаю» ошибочно меняются местами. Например, мы знаем, по какому принципу в городах обычно расставлены газетные ларьки. Мы можем приехать в любой более или менее цивилизованный город и нормально там ориентироваться. При эффекте дежавю человек видит газетный ларек и ему кажется, что он это «вспоминает», а не «знает», то есть он там уже был раньше.

Таким образом, механизм дежавю заключается в том, что человек выносит ошибочное суждение об источнике знания о некотором объекте. К примеру, если человек видит сцену, которая происходит среди его близких людей, и думает: «Я это уже видел, они это уже говорили», то этому есть три возможных объяснения.

  • Первый вариант: он это действительно уже видел, они это на самом деле уже говорили. Люди действуют очень стереотипно. Все города устроены одинаково, почти за каждым углом может оказаться газетный ларек. То есть это просто узнавание и ничего больше.
  • Второй вариант: такого события не было, но в опыте человека уже было что-то очень похожее.
  • Третий вариант: человек просто знает об этом событии или смоделировал его. И тут у него происходит ошибка памяти: человек придумал событие, но ему кажется, будто оно произошло на самом деле.