Чтобы помнили. Фильм 102. Юрий Гребенщиков

Чтобы помнили. Фильм 102. Юрий Гребенщиков

Юрий Гребенщиков родился 12 июля 1937 года в Свердловске. 

Школьные годы Юрия прошли в Свердловске, где его семья жила на улице Сакко и Ванцетти в доме 114. 

"У нас была хорошая библиотека, - вспоминал младший брат артиста Александр. - Вечерами с Юрой мы садились у натопленной печки, брали в руки любимые книги и запоем читали. Брат учился в мужской гимназии №65, активно занимался спортом: штангой, гирями. Был, как и отец, заядлым рыбаком". 

Отец, Сергей Георгиевич, фронтовик, оказывал на Юру огромное влияние. В доме Гребенщиковых часто бывали его коллеги - геологи. Папа брал Юру с собой в экспедиции, где тот всячески помогал ему. Отец надеялся, что сын пойдет по его стопам и станет геофизиком. Но... одноклассник, друг и тезка Гребенщикова Юрий Дерягин как-то привел его в драматический кружок Дворца пионеров под руководством Леонида Диковского. Так он "заболел" театром. У Юрия был хороший голос. Он прекрасно исполнял в собственном сопровождении на гитаре оперные арии. Поэтому в спектаклях ему стали поручать роли с пением. В начале пятидесятых в студии Диковского занимались и Александр Демьяненко, и Леонид Неведомский, которые, так же, как и Гребенщиков, впоследствии завоюют всесоюзную славу и признательность. 

"Представь себе заросшую редкой бороденкой морду, с растрепанными волосами и голодными мутными глазами..." Так уничижительно Юра нарисовал свой портрет через месяц после начала учебы в студии МХАТ, - вспоминает подруга юности по Дворцу пионеров, тележурналист Нина Ерофеева. - Вообще-то он был красивый мальчик: прямой нос, брови - вразлет, серые глаза с махровыми ресницами, хорошие, плотно посаженные зубы, твердо очерченные губы, но внешностью своей не бравировал. Был сдержанным, немногословным. Что особенно его отличало от других мальчишек - истинно мужская снисходительность и великодушие. Даже улыбка у него была какая-то застенчиво-великодушная. В него влюблялись девочки из Дворца пионеров и одноклассницы, он благосклонно и нежно отвечал на их чувства. Но ценил и просто дружеские, товарищеские отношения. Вспоминая "дворцовскую" пору, которая стала для всех нас самой светлой страницей в жизни, нельзя не сказать о Юрином друге - его тезке Юрии Дерягине. Если бы не он, Юре Гребенщикову, наверное, и в голову бы не пришло прийти в искусство. Не было у него никакой тяги к актерствованию, к участию в самодеятельности. Все решил за него Юрка Дерягин. Это был удивительный человек, наделенный от природы многими дарами. Не учась, он бойко "бацал", как тогда говорили, на фортепиано, лихо "рвал" струны гитары, пел, писал стихи, был чрезвычайно начитанным... Но особый его талант - бесконечная щедрость, широта души и общительность. Вокруг него всегда роились друзья-приятели, которым он отдавал все, что умел и имел. Придя сам в драмколлектив, он испытал потребность поделиться радостью своих новых впечатлений, открытий с дворовыми мальчишками с Пушкинской, 9 и привел больше двух десятков уличных пацанов в белоколонный дворец. И что интересно, всем нашлось занятие - кто не вышел на сцену, стали установщиками декораций, реквизиторами или просто постоянными зрителями наших великолепных спектаклей. С Юрой Гребенщиковым они учились вместе в 65 школе и сблизились в 9-м классе. Юрка Дерягин не мог, конечно, не привести своего нового друга в заветный храм творчества. 

Дружба двух Юриев продолжалась всю их жизнь. И мама Дерягина - добрейшая Лариса Гавриловна считала Юру Гребенщикова своим вторым сыном. Приезжая в Москву в командировку, старалась поддержать, подкормить бедного студента. Как же трудно ему тогда жилось.