Чтобы помнили. Фильм 76. Валерий Носик

Чтобы помнили. Фильм 76. Валерий Носик

Валерий Носик родился 9 октября 1940 года в Москве. 

Отец Валерия Носика, Бенедикт Носэк был поляком, перебравшимся на Украину, где он упростил фамилию, и стал Носиком. На Украине он женился на каширской мещанке Александре Субботиной, и в 1940 году у супругов родился сын Валерий, а в 1948 году – Владимир, которые впоследствии оба стали известными актерами.

Родители Валерия и Владимира не имели к искусству никакого отношения - их мама была бухгалтером, а папа - служащим. Валерий Носик с четвертого класса начал заниматься самодеятельностью - ходил на занятия в студию ДК ЗИЛа, которой руководил замечательный педагог Сергей Львович Штейн. 

После окончания школы Валерий решил поступить во ВГИК, но с первой попытки его не приняли, и он устроился работать слесарем-монтажником на завод имени Лихачева. А в следующем году он все же попал во ВГИК, где обучался в мастерской Михаила Ромма. Валерий был очень способным студентом, хорошо учился, был очень пластичен и любил заниматься пантомимой.

Владимир Носик вспоминал о брате: «Валерий с энтузиазмом ходил в драмкружки, потом в народном театре при Дворце культуры ЗИЛа работал, откуда вышло много знаменитых актеров. Окончив ВГИК, Валера пошел в ТЮЗ. Он был очень азартен в желании стать актером». Позже братья не раз снимались вместе, в том числе в картине «Преступление и наказание».



К моменту окончания в 1963 году ВГИКа Валерий Носик уже успел сняться в нескольких фильмах. Его дебютом стала роль Носа в драме режиссера Марии Федоровой в картине «Стучись в любую дверь», снятой в 1958 году. Кроме того, с 1961 года Валерий совмещал учебу во ВГИКе и съемки в кино с работой в Московском ТЮЗе. Он много работал, постоянно был занят на съёмках, репетициях, концертах и записях. 



В ТЮЗе Валерий Носик познакомился с Лией Ахеджаковой, они вместе работали, между ними завязались взаимоотношения, и Носик на ней женился. Однако детей у Носика и Ахеджаковой не было, и они разошлись. После развода Валерий всегда отзывался о своей бывшей жене только самыми хорошими словами.



Валерий Носик, как правило, играл комедийные острохарактерные роли. И хотя роли эти чаще всего были небольшими, они никогда не оставались незамеченными. Его герои, забавные и чудаковатые, неизменно вызывали улыбку зрителей. Практически каждый зритель сразу запоминал его роли.



Простоватый Отто Фукин из знаменитой «Большой перемены».



Любитель детективов Лютиков в фильмах об Анискине.



Нерадивый студент в «Операции Ы и других приключениях Шурика».



Танкист из киноэпопеи «Освобождение».



Волшебник Ох в сказке «Царевич Проша» и многие другие. 



Талант Валерия Носика делал запоминающимися любые, даже самые маленькие роли. Но драматический талант актера режиссеры в кино использовали гораздо реже, чем комедийный. Но и такие работы были в фильмографии актера. Сложные, драматические образы были созданы актером в трагикомедии «Сапоги всмятку», поставленной Михаилом Ильенко по рассказам Чехова, киноповести Иосифа Хейфица «Горизонт» и драме Николая Досталя «Шура и Просвирняк».



После ухода из ТЮЗа, Валерий Носик с 1965 по 1972 год работал в Московском театре имени Пушкина.



В 1970 году режиссер Борис Равенских возглавил Малый театр и позвал актеров-единомышленников из Театра имени Пушкина, среди которых был и Валерий Носик, к которому режиссер очень хорошо относился.



В результате Носик с 1972 года перешел в Малый театр, где и сыграл в дальнейшем огромное количество ролей.



Валерий также помог брату стать актером. Владимир Носик рассказывал: «Валера ВГИК окончил у Михаила Ильича Ромма, ну и я туда же. Сначала даже не собирался. Когда сказал ему, он был ошарашен. Подобрал мне репертуар, позанимался со мной пару раз. На экзаменах я читал Зощенко. Мне повезло, что поступил к Борису Андреевичу Бабочкину…» 

Второй женой Валерия Носика стала актриса Мария Стерникова. С ней Валерий познакомился на съемках фильма «Спеши строить дом», которые проходили в Молдавии. Их роман завершился браком, а в 1971 году у Валерия и Марии родился сын Александр.



Мария Стерникова вспоминала: «Когда Саша родился, муж просто расцвел, обожал его. У него была хорошая патриархальная семья: много тетушек, доброжелательная мама. У меня была уже дочь, я еще раздумывала: рожать мне или нет. А они в один голос: «А зачем мы тебя брали?» Но в дальнейшем семейная жизнь у Валерия и Марии не сложилась. Они развелись, когда их сыну Саше было девять лет. 

Позже Александр Носик в интервью рассказывал: «У отца на воспитание не было времени. Он отчасти воспитывал меня политически. И это было очень смешно. Папа был отъявленным антисоветчиком, а я, как любой ребенок, воспитанный на советских фильмах, хотел бить капиталистов и белых. Отец как-то взорвался (он уже ездил за границу с Малым театром): «Капиталистов бить? Да чтоб мы так жили! Это коммунистов бить надо! Ты задумайся!» Впрочем, отец появлялся в доме достаточно редко. Все время было ощущение, что внизу его ждет такси...». 



Не желая идти по стопам родителей, сын Валерия решил поступать в Плехановский, а не в театральный институт. Александр объяснял свои действия: «Не хотел, чтобы говорили: «а на этом курсе учится сын Валеры Носика и Маши Стерниковой». Отец мог бы сделать мне отсрочку (я дважды пролетал в Плехановский). Более того, он хотел, чтобы я поступил в Щепкинское училище: «Ты сможешь там учиться до 5 курса, пока тебя не отчислят»... Но я считал, что «пацан должен служить». И афганскую войну я воспринимал как интернациональный долг. И даже думал, что в армии я напишу заявление в Афганистан. Некоторые мои товарищи, которые были старше меня на год, бегали от военкоматов. Я смотрел на них как на загнанных кроликов. Но меня собирались направить на подводную лодку, а туда я не хотел. Не знаю, отчего на меня взъелся наш райвоенком, но когда у нас уже забрали паспорта и выдали военные билеты, он сказал: «Ребята, все будет нормально. Через годик в отпуск, через два домой. А Носик, если будет хорошо служить на подводной лодке, только в отпуск может, придет». Весь блат ушел на то, чтобы я на подводную лодку не попал. Три года, радиация, честно скажу - испугался. И я попал в обычную часть, в автомобильную бригаду войск ПВО в Белгороде, ни плохую, ни хорошую. Два года я провел с лопатой и со званием аккумуляторщика. Отслужив в армии, я сдавал вступительные экзамены сразу в два института - в Плехановский и в Щукинское училище. В Щепку, училище Малого театра, я не хотел, потому что в Малый не собирался. А в Школе-студии МХАТ набирал Лев Дуров, и отец сказал: «Сдавай, старайся, но я позвоню, чтобы он тебя послушал внимательнее» Приехал я во МХАТ, проходит Дуров, и какой-то человек ему сказал: «Валера Носик звонил, это его сын». И так это меня зацепило, что я встал и вышел. Потом попросил отца позвонить и извиниться. Осталось Щукинское училище - в него я и поступил. И не кичился на курсе тем, что у меня знаменитые родители».

А то, что Валерий Носик был знаменит – не вызывало ни малейшего сомнения. Однажды Юрий Соломин объявлял на гастролях приехавших актеров театра. Фамилия Носика шла в списке последней. И когда очередь дошла до него, бурные зрительские аплодисменты раздались, не дожидаясь объявления фамилии. 



В Малом театре Валерия Бенедиктовича звали «Солнышком», потому что он был человеком необыкновенной доброты и света. Его обожали друзья, знакомые и сослуживцы, потому что Валерий был безотказным другом, готовым в любой момент придти на помощь. Одновременно оставаясь трогательным и в чем-то – беззащитным человеком. Он хотел успеть все, за всех переживал, всем старался помочь: готовил новую концертную программу для себя и брата, помогал сыну Александру Носику – тоже ставшему актёром. 

4 января 1995 года Валерий Носик был найден дома мертвым. Его смерть была неожиданной, ничто не предвещало такого скоропостижного ухода актера из жизни. «Отец никогда в жизни не рекламировал себя, и о его смерти сообщили лишь в одной газете маленькой заметочкой. Потом люди ещё год звонили домой, и просили позвать отца. На годовщины и 10-летие смерти пресса тоже молчала. Мне действительно обидно за великого актёра Валерия Носика. Он работал как каторжный, на износ. Умер во сне от разрыва сосудов, сердце не выдержало, а текст новой роли лежал рядом, потому что на следующий день должна была быть репетиция» - рассказал Александр Носик.

Валерий Носик похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.



В 1998 году Леонид Филатов снял о Валерии Носике передачу из цикла «Чтобы помнили».

Источник