Чтобы помнили. Фильм 94. Роман Ткачук

Чтобы помнили. Фильм 94. Роман Ткачук

Роман Ткачук родился 31 августа 1932 года в Свердловске.

Позже он вместе с родителями переехал в Ташкент, являвшийся в то время культурным центром советской Средней Азии, благодаря чему в местных театрах ставились интересные спектакли и было много хороших актеров. Роман заинтересовался театром, поступил на режиссерский факультет Ташкентского театрально—художественного института имени Островского и еще во время обучения начал играть в Ташкентском русском драматическом театре имени Горького.

В 1955 году Ткачук окончил институт, продолжил играть в театре, и очень скоро стал местной знаменитостью, играя как комедийные, так и драматические роли. Он сыграл роль хулигана в пьесе «Два цвета», флотского офицера в спектакле «Океан», Фортинбраса в постановке «Гамлета» и Раскольникова в «Преступлении и наказании».

Один из зрителей тех лет Павел Подкладов вспоминал: «Почему—то сразу запомнился лупоглазый, улыбчивый паренек с характерным мягким говорком. (Это сейчас он видится мне пареньком, а тогда казался просто небожителем!) Актер был до того обаятелен и правдив (театральный критик написал бы — органичен), что стоило больших усилий не поддаться искушению и не начать с ним диалог из зрительного зала, а то и броситься на сцену как к «закадычному приятелю». Он обладал какой—то невероятной привлекательностью, магнетизмом, как бы сейчас сказали — харизмой. И был настоящим премьером театра и кумиром многонациональной ташкентской публики. Хотя, отмечу без ложной скромности, что в те годы в Театре имени Горького работало немало замечательных и даже уникальных артистов. Ролями его не обижали. И поклонники вниманием — тоже. После спектакля возле служебного входа в театр на улице Карла Маркса всегда толклась уйма почитателей, чтобы хотя бы одним глазком лицезреть кумира. Он выходил из театра, не рисуясь, абсолютно «без понтов», как говорит нынешняя молодежь. В нем, конечно, угадывалось чувство собственного достоинства, но оно было замешано не на высокомерии, а на сознании того, что он делает свое дело хорошо, талантливо, без дураков…».



В Ташкенте Роман Ткачук проработал десять лет, получил звание Народного артиста Узбекской ССР и вскоре переехал в Москву, где в 1965 году стал актером Московского театра Сатиры. Одной из его первых работ в театре Сатиры стала роль Присыпкина в спектакле «Клоп». Вскоре Ткачук получил роль в пьесе Григория Горина «Феномены». Позже им были сыграны Свистунов в спектакле «Тень», садовник Антонио в «Женитьбе Фигаро», Дон Жуан в спектакле «Дон Жуан, или Любовь к геометрии», Чудаков в «Бане», Полудушкин в «Пене» и Оргон в «Тартюфе». Александр Ширвиндт, работавший вместе с Романом Ткачуком, рассказывал о нем: «Ткачук раскрылся как яркий характерный актёр, наиболее органичный в образах драматического и трагикомического звучания. В его персонажах, будь они самодовольные мерзавцы или глупые простаки, всегда звучали нотки лирической грусти, тоски и неустроенности».



Особенно запомнилась зрителям роль Подсекальникова, сыгранная Ткачуком в постановке «Самоубийцы» Николая Эрдмана режиссера Валенитина Плучека. Павел Подкладов рассказывал: «Смешной и несчастный Подсекальников вызывал массу самых разных чувств: и смех, и душевное сочувствие, и жалость. Пожалуй, только в «Самоубийце» артисту, наконец, удалось в полной мере проявить свой тонкий лирико—комедийный дар. Помнится, я сидел на этом спектакле довольно близко, и до сих пор не могу забыть глаза несчастного Подсекальникова, в которых светилось невыразимая безысходность, отчаяние маленького человека, которого, как зверя, «гонят весело на номера».



В 1970—е годы огромным успехом у зрителей пользовалась юмористическая телевизионная передача «Кабачок 13 стульев», главные роли в которой исполняли артисты Театра Сатиры, среди которых был и Роман Ткачук, игравший в «Кабачке» роль пана Владека.



Этот образ полюбился не только отечественным, но и польским зрителям, и актер был удостоен звания заслуженного деятеля польской культуры.



Актриса Зоя Зелинская, игравшая в «Кабачке» пани Терезу — супругу пана Владека в интервью рассказывала: «Мы с моим «мужем» по «Кабачку» паном Владеком, актером Романом Ткачуком, все время говорили о зарплате, а это слово было у нас под запретом. «Почему вы не можете сменить тему?!» — гневно спрашивали нас. «Ну как же, — объясняли мы, — Тереза же только о деньгах и думает: то ей новую шляпку купить хочется, то автомобиль, то помаду. На этом все построено, если мы уберем из миниатюры слова «деньги» и «зарплата», будет не смешно». Я уж промолчу, какого огромного труда нам стоило пробить пана Директора, который был дураком. Тут нам очень помогали поляки, которые, можно сказать, взяли над нашей программой шефство. Они вообще люди с юмором, поэтому очень нас любили: наградили всех орденами и званием «Заслуженный деятель культуры ПНР», на каждый праздник вызывали нас в посольство. Думаю, таким образом они влияли и на наши власти: дескать, если мы над поляками смеемся, а они не обижаются, нам тем более не стоит этого делать».

Роман Ткачук много снимался в кино. Его первой ролью в кино была работа в картине «Встретимся на стадионе», снятой в 1956 году. Следующий выход фильма с участием Романа Ткачука состоялся лишь в 1966 году. Ткачук снялся в картине «В городе С.», после чего его часто стали приглашать на второстепенные роли, многие из которых и сейчас сохранились в памяти зрителей. Ткачук сыграл заведующего клубом Геннадия Паздникова в трилогии «Деревенский детектив», «Анискин и Фантомас», «И снова Анискин».



Им также был сыграны комиссар Заплатин в комедии «Бумбараш», браконьер Егор Пантюхов в комедии «Ты — мне, я — тебе» и директор ветеринарно—показательного института Николай Персиков в экранизации булгаковского «Собачьего сердца».



В активе актера были и другие работы — он сыграл Петра Первого в «Балладе о Беринге и его друзьях» и генерала Алексея Епишева в киноэпопее «Освобождение».



Особое место в творчестве Романа Ткачука занимали его роли в детских картинах. Он сыграл в фильмах «Чиполлино», «Умные вещи», «Рассказы о Кешке и его друзьях», «Фантазии Веснухина» и «Кольца Альманзора».



Свою последнюю роль в кино Роман Ткачук сыграл в экранизации романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», в которой его героем стал швейцар в Грибоедово. Однако увидеть эту картину актеру не довелось. В конце 1993 года супруга Романа Ткачука Майя Гнездовская серьезно заболела, и Роман Денисович, буквально боготворивший супругу, очень переживал по этому поводу. И после того, как 10 января 1994 года Майя Гнездовская скончалась, Роман Денисович пережил ее всего лишь на несколько часов и скончался от сердечного приступа. Тела обнаружила соседка, спустя сутки.

Роман Ткачук скончался 10 января 1994 года.

Роман Ткачук вместе со своей супругой был похоронен на Долгопрудненском кладбище.



Леонид Филатов подготовил о Романе Ткачуке передачу из цикла «Чтобы помнили».

Источник