Чтобы помнили. Фильм 98. Николай Еременко-младший

Чтобы помнили. Фильм 98. Николай Еременко-младший

«В молодости, завоевывая свое жизненное пространство, свою творческую нишу, питаемый негативной энергией комплекса провинциала, я сделал очень много ошибок: был злым, заносчивым, высокомерным. Люди стали относиться ко мне настороженно. Многие просто уходили от контакта. Это стало серьезно мешать. В то время когда надо было приобретать друзей, я их терял. Но те, кто меня хорошо знал, относились ко мне все—таки по—другому…» Николай Еременко. 


Николай Еременко родился в День всех влюбленных 14 февраля 1949 года в семье известных белорусских актеров — народного артиста СССР Николая Еременко и народной артистки Белоруссии Галины Орловой. 



Николай Еременко рассказывал: «Воспитывали меня строго. Отец четыре года провел в концлагерях, это расшатало его нервы. Мне повезло, что родители часто были на гастролях. Кличка во дворе у меня была «Артист», из—за родителей. Меня оскорбляло это прозвище, ведь у других были более хулиганские…» Почти все свое детство Николай провел за кулисами театра. Творческая атмосфера театра, реквизит, спектакли и репетиции — все это вызывало у него неподдельный восторг. Однажды он так заигрался во время спектакля, что вышел на сцену, увешанный оружием, и обратился к маме, чтобы она помогла ему застегнуть брюки. Спектакль по пьесе Мольера был сорван, но эффектное появление Николая Еременко на сцене запомнилось зрителям. Мама Николая Галина Орлова вспоминала: «Мы не навязывали ему свою профессию. Но впечатления детства, конечно, повлияли на выбор сына — уже в трехмесячном возрасте он поехал с нами на гастроли. Учился средне, математику вообще ненавидел. По—моему, это признак сценического таланта. Мне, например, тоже не давались точные науки». Уже в 12—летнем возрасте Николай вместе с мамой снялся в фильме о правилах дорожного движения, сделанном по заказу ГАИ. В короткометражном фильме юный Николай нарушал порядок на улице, показывая, как пешеходам не надо себя вести. 



После окончания школы Николай приехал в Москву, чтобы поступить во ВГИК, но сделать это с первой попытки ему не удалось. Он опоздал на конкурс, к тому времени курс был практически набран, и приехавших поступить просматривали лишь для того, чтобы не обидеть. Но на следующий год в свою вгиковскую мастерскую набирал курс режиссер и педагог Сергей Герасимов, в фильме которого «Люди и звери» Еременко—старший сыграл свою первую большую роль в кино, и это помогло Еременко—младшему поступить. Еще во время съемок фильма «Люди и звери» Еременко—старший заметил, что Герасимов часто декламировал «Грозу» Заболоцкого, и по совету отца Николай выучил это стихотворение для вступительного экзамена. Позже он рассказывал: «О Белорусском театральном речи быть не могло! Я же намеревался Москву покорить. Без таких амбиций зачем артистом—то становиться? На следующий год показывать меня Герасимову повез отец. Герасимова, видимо, подкупил мой выбор. А Тамара Федоровна Макарова меня в мастерскую брать не хотела, в тот год нас, «детей», слишком много поступало: Наташа Бондарчук, Володя Тихонов... Позже мне рассказали, что Герасимов пообещал «из этого мальчика» артиста сделать». Однако намерения Герасимова легко могло быть сорвано недостаточно серьезным отношением Николая к учебе. Еременко регулярно объявлялись выговоры за прогулы, «хвосты» и хулиганство. За время обучения он получил восемь строгих выговоров, и с курса на курс его переводили лишь «условно». Свое право стать актером Еременко доказал Герасимову исключительно на съемочной площадке. Позже Николай рассказывал: «Многие хотели учиться у него, потому что знали, Герасимов всегда давал роли своим ученикам в картинах, которые снимал. А это самый короткий путь к успеху, популярности, известности. Чего греха таить, и мной двигали тогда такие мыслишки. Но Герасимов очень тонко чувствовал, кто может, а кто не может быть артистом». 



Уникальность «герасимовской школы» заключалась в том, что Сергей Аполлинариевич совмещал обучение своих студентов со съемками в кино. В 1969 году Сергей Герасимов пригласил Николая Еременко сыграть роль Алеши в фильме «У озера», одну из ролей в котором сыграл Василий Шукшин. 



Николай Еременко рассказывал о своих взаимоотношениях с Шукшиным: «Я спинным мозгом чувствовал, он меня почему—то презирает. Наверное, он думал, что я один из тех очередных сынков, который всеми правдами и неправдами пробился во ВГИК, перейдя дорогу кому—то из народа. Наверное, что—то классовое у него ко мне было. Я это чувствовал и обходил его стороной. Время шло, появилось «Красное и черное», «Юность Петра», где я играл Меньшикова... И вот на «Мосфильме» иду по лестнице, ведущей в актерский отдел (она всегда пустая, потому что все обычно на лифте ездят), навстречу Шукшин. Думаю: «Господи, за что мне?» Но вижу, издалека улыбается и первый говорит: «Здравствуй, Коля». Я понял, что мне дано «добро», мол, занимаешь свое место. Я на крыльях полетел дальше».



В мелодраме «У озера» снялись и другие ученики Герасимова — Наталья Бондарчук, Вадим Спиридонов, Наталья Аринбасарова, Наталья Гвоздикова и Наталья Белохвостикова. В этой картине Еременко и Белохвостиковой предстояло сыграть эротическую сцену, и вся съемочная группа собралась в павильоне, чтобы наблюдать за эти процессом. Николай Еременко рассказывал: «Это был настоящий ужас — опыта—то никакого! Хотя по сегодняшним меркам «эротическая» — сильно сказано: я должен был лишь целовать свою партнершу и неловко заваливать на постель... Наташа от волнения вся пошла малиновыми пятнами. Герасимов с нескрываемым интересом наблюдал за нами: как же мы переживем весь этот кошмар...» 

Для многих из студентов этого курса Герасимова работа в картине «У озера» оказалась дебютом в кино. Позже Николай Еременко рассказывал: «Можете себе представить, пяточки у нас оторвались от земли, мы зависли над планетой: «Они там ползают». А мы парили, старшекурсников в упор не видели — кино еще и не нюхали, а нас уже все знают, любят, носят на руках. В этом идиотизме я занимал одно из лидирующих мест». Проявляя внимание к каждому своему ученику, Герасимов особенно бережно опекал Николая Еременко, поскольку видел в нем задатки талантливого исполнителя романтических ролей. Герасимов давал Николаю не только профессиональные, но и житейские уроки, которые актер запомнил на всю жизнь, и позже неоднократно вспоминал советы своего учителя: «Вот, Микола, идешь ты по жизни с высоко поднятой головой и вдруг встречаешь на пути шлагбаум. А ты свою голову несешь высоко и можешь не заметить его. Все—таки сумей нагнуться, потом выпрямись и иди с высоко поднятой головой дальше». 

После окончания ВГИКа Николай Еременко в 1971 году стал актером Театра—студии киноактера, а с 1976 года — актером студии имени Горького. Во время учебы Николай Еременко познакомился со своей будущей супругой Верой Титовой, которая окончила исторический факультет МГУ и работала в вузе редактором учебного отдела. Позже у Еременко и Титовой родилась дочь Ольга.



В 1972 году Еременко вновь сыграл в фильме учителя, снявшего мелодраму «Любить человека». В этой картине, а также в последовавших работах в фильмах «Горячий снег», «Исполнение желаний», «Возврата нет», «Ливень» и «Семья Ивановых» Еременко отступил от уготованного ему амплуа романтических героев. О своей работе над картиной «Горячий снег» актер рассказывал: «Достаточно долгое время кроме Герасимова, меня никто не снимал. Однажды у меня лопнуло терпение, и я решил взять измором режиссера фильма «Горячий снег», уж очень мне захотелось сыграть роль лейтенанта Дроздовского. Благодаря своему юношескому темпераменту я разогнал всех конкурентов, угрожая им физической расправой, если они сами не откажутся от роли. Да и режиссеру досталось от моего наглого натиска. В конце концов, он сдался и утвердил меня на роль. Получается, что дорогу к славе я пробивал наглостью». В этих ролях Еременко «созрел» для того, чтобы сыграть Жюльена Сореля в пятисерийном телефильме «Красное и черное» по одноименному роману Стендаля, поставленном Герасимовым.



Работу над этим фильмом Герасимов начал в 1969 году, когда Николай Еременко еще учился во ВГИКе, а окончил через семь лет. Еременко начинал сниматься 18—летним юношей, что вполне подходило под образ Жюльена Сореля, который по книге был «невысоким и щуплым юношей». Но всего за пару лет Еременко возмужал, раздался в плечах, и в итоге его герой вышел статным и красивым мужчиной, покорившим сердца миллионов зрительниц. Картина имела огромный успех не только в СССР, но и за рубежом. Ее увидели зрители в Европе, за исключением Франции, где в 1954 году во французской картине «Красное и черное» главную роль сыграл Жерар Филипп. 

Николай Еременко рассказывал: «…встречает меня в стенах вуза мой учитель, подзывает и говорит: «Коля, а ты читал Стендаля?» Очень внимательно на меня смотрит. Я стал выкручиваться: «Вы какой роман имеете в виду? Их же у него несколько...» «Видишь ли, Коля, артисту в принципе не вредно книжки читать, хотя бы иногда. А «Красное и черное» стоит прочесть не раз и не два, поверь мне. Так вот ты прочти, а потом объясню, зачем я тебе эту пытку устроил». Через неделю встречаемся, оказывается, Герасимов решил дать мне роль Жюльена Сореля. Я совершенно себя в ней не представлял, думал: «Что за мужик такой? Ни одна женщина столько не плачет, сколько он». На что Герасимов, как всегда, очень тонко, умно, главное вовремя, обращаясь через меня ко всем студентам, заметил: «Вы поймите одну простую вещь: сейчас вы счастливы не только потому, что молоды, что у вас все впереди (широкие проспекты жизни, как раньше говорили), но еще и оттого, что сейчас в моей мастерской вы можете играть все, что хотите. Вся мировая классика лежит у ваших ног. Играйте, кого угодно (Гамлета, Отелло, Дездемону), вешайте друг друга, стреляйте, травите — все, кроме контрреволюции и порнографии, вы здесь можете делать. Потому что, когда выйдете из стен института, вы будете играть не то, что хотите, а только то, что вам дадут: «Как говорят в Одессе, это две большие разницы». 

Роль Жюльена Сореля принесла Еременко не только настоящую популярность и любовь зрителей (после выхода этого фильма на экраны актер получил первые мешки писем от восторженных поклонниц), но и закрепила за актером амплуа героя—любовника. Сам Еременко позже не раз признавался, что «Красное и черное» — его любимый фильм, и в интервью рассказывал: «Мы все тогда друг в друга перевлюблялись. Но скорее это был невинный юношеский флирт, который быстрее проходит, чем серьезные чувства. Хотя был момент, когда нам с Наташей Белохвостиковой показалось, что мы обречены друг на друга. Но только показалось... Когда я играл Жюльена Сореля в «Красном и черном», а Наташа Бондарчук — мадам де Реналь, было куда проще, поскольку студенческие влюбленности давно прошли, да и Наталья к тому времени вышла замуж за Колю Бурляева. Только вот тезка мой не сильно—то помогал своей супруге, захаживая на съемочную площадку во время интимных сцен — не каждая актриса такой контроль выдержит. Любовь, как известно, чувство трепетное и относиться к нему даже в кино нужно очень аккуратно. Иначе на экране все будет выглядеть крайне неестественно. К тому же женщина, даже если она суперпрофессиональная актриса, не всегда готова прилюдно обнажить свое тело, а вместе с ним и все свои женские секреты. Оттого часто бывает так, что режиссер снимает грудь одной, попку — другой, а голову — третьей... Но мне—то надо играть чувство, а значит — максимально раскрепостить партнершу. А поскольку на съемочной площадке мы не должны попадать во власть чувств, в первую очередь я стремлюсь стать для нее не любовником (личные отношения, кстати, крайне мешают работе), а другом. И, между прочим, многие партнерши рассказывали мне потом, что даже не замечали, как обнажались в нужном для работы месте... Кроме того, я считаю, что любовь в кино должна быть точно так же режиссерски поставлена, как и драки. И если режиссер не дурак, он обязательно воспользуется моим опытом. Ведь посмотрите в жизни — драки выглядят очень некрасиво. В кино же наоборот — достаточно эффектно. Я говорю, конечно, о зарубежном кинематографе. Это же касается обсасывания интимных сцен и секса на экране — снимать их красиво мы никогда не умели. С мордобоем, с садизмом, с мазохизмом — замечательно получается. Что же касается чувственности, тонкости, эстетичности и изящества — с этим у нас напряженно. Как это ни парадоксально, был свой плюс у советского кинематографа. Запреты на все позволяли добиваться изысканности — эротика появлялась в совершенно неожиданных планах, причем более чувственная. И в этом мы были большие мастера».



К концу 70—х на счету Еременко было немало картин, среди которых были драма «Трактир на Пятницкой», мюзикл «31 июня» и «Мятежная баррикада». Но когда в 1979 году на экраны кинотеатров в СССР вышел первый советский боевик «Пираты ХХ века» — эффект был подобен взрыву. При этом первоначально режиссер фильма не хотел утверждать Николая Еременко на роль, считая, что зрители привыкли после «Красного и черного» видеть в нем героя—любовника, а не героя боевиков. Тогда Еременко снял рубашку, сделал сальто, и вид его рельефных бицепсов убедил режиссера. Позже Еременко рассказывал: «Моя внешность — это инструмент, на котором я играю. Это самое дорогое, что у меня есть. Значит, должен серьезно следить за тем, как выгляжу. Мне было бы просто стыдно обнажать бесформенное тело. Мужик должен чувствовать свои мышцы — от этого зависит его психологическое состояние, внутренняя сбалансированность. Конечно, какие—то усилия прилагать приходится, по утрам я делаю силовую гимнастику, плаваю в бассейне, на ночь пью кефир, кстати, замечательный напиток, здорово сжигает лишние килограммы! Но я ненавижу режим, поэтому могу легко на все это задвинуть, если на горизонте промелькнет какое—нибудь приятное времяпровождение. Вообще, все, что у меня есть — от Бога, таким я уродился, таким и живу. Наше поколение спортивное. В молодости я занимался многими видами спорта, и дзюдо, и карате, но не долго и не серьезно. Я все как—то успевал совмещать: и съемки, и спорт, и друзей, и девочек, и бессонные ночи… Я же актер, мне надо все про моих героев знать, а для этого надо все испытать на своей шкуре…главное, во время остановиться».



На съемках «Пиратов ХХ века» Еременко работал без дублеров. Он рассказывал: «Сейчас многие молодые актеры имеют хорошую спортивную подготовку, а в то время нам запрещали выполнять рискованные трюки. У меня же просто не было другого выхода, моя роль на 2/3 состояла из этих самых трюков, и если бы за меня это делал бы кто—то другой, тогда какой смысл мне было бы браться за роль. Съемки были на самом деле очень трудные: мне надо было нырять по семь часов в день, меня били, роняли. Один из трюков чуть не закончился для меня гибелью. Вы, наверное, помните сцену, где мой герой прыгает со скалы на борт корабля? Я прыгнул, естественно не на корабль, а в воду в полуметре от судна, пытаюсь вынырнуть и чувствую, что меня затягивает под лопасти винтов. Если бы в тот момент я растерялся, то на поверхность залива, где шли съемки, всплыла бы кучка фарша из актера Николая Еременко».



Фильм вызвал восторг у публики, раздражение критики и недовольство высокопоставленных деятелей комсомола и партии. Еременко рассказывал: «Наше государство довольно цинично себя вело — с одной стороны, зарабатывало на фильме бешеные деньги, а с другой считало своим долгом размазать его по стенке за «подражание Западу». Хотя Брежневу так нравилась эта картина, что ее за ним возили, когда он отправлялся отдыхать. Правда, он все время забывал, кто там наш, а кто не наш, и спрашивал: «Это наш того ё....?» Ему говорили: «Наш, наш, Леонид Ильич» — «Молодец...». После выхода фильма журнал «Советский экран» назвал Николая Еременко лучшим актером 1981 года, что очень удивило самого актера: «После грандиозного успеха «Пиратов» я был озадачен... с одной стороны было радостно, а с другой — как—то не по себе. Играешь Стендаля — тебя не называют лучшим артистом года, играешь моториста, который только дерется и плавает — называют. Да и для любителей «Красного и черного» это был шок. Я получал гневные письма: «Как вам не стыдно?! Как вы могли так низко пасть с высот искусства?». А с другой стороны, детские послания: сплошной восторг и просьбы выслать инструкции по каратэ».



В 1980 году Еременко сыграл Меньшикова в фильме «Юность Петра», после чего снялся в приключенческой ленте «В поисках капитана Гранта» и сыграл еще несколько небольших ролей. 



А в 1990 году актер снялся в исторической драме Виталия Мельникова «Царская охота», в которой сыграл графа Орлова, соблазнившего по приказу Екатерины Великой претендентку на российский престол княжну Тараканову, и отдавшего в руки палачей. Николай Еременко признавался, что ему была очень близка роль графа Орлова, и он очень хотел его сыграть. 



О своих личных жизненных приоритетах актер в интервью рассказывал: «Да, конечно, человек просто обязан себя любить, а иначе он ничего не достигнет в жизни. К актерам это особенно относится. Любовь к себе помогает сохранять уверенность в своих силах, держаться в форме. Если ты закомплексован, ты не способен на поступок. Я призываю всех: любите себя!» 

Из—за совпадения имени и фамилии зрители часто путали сына и отца Еременко. Младший Еременко рассказывал: «Отец рассказал мне такой курьезный случай: когда появился телевизионный фильм с моим участием «Красное и черное», к нему в Минске после пятой серии подошла женщина и на полном серьезе сказала, как он замечательно молодо выглядит в этой картине. Или наоборот: после «Вечного зова», где снимался отец, подходили ко мне с недоумением: «В титрах написано — Николай Еременко — все глаза проглядели, не можем тебя найти. Ты что, вырезан из фильма?» Чтобы каждый раз не объяснять, где какой Николай Еременко, мы стали писать: «старший» и «младший». 

В первой половине 90—х многие актеры мучительно переживали трудный период невостребованности после развала советского кинематографа. И Николай Еременко—младший решил сам заняться режиссурой. Он к юбилею своего отца он снял в 1996 году фильм «Сын за отца», в котором сыграл вместе с отцом — до этого вместе они не снимались. Николай Еременко—младший в интервью рассказывал: «Но от судьбы не уйдешь. Кинодраматург Валентин Черных принес сценарий с ролями для меня и для «старшего»... Отцу вот—вот должно было исполниться семьдесят, хотя у меня всегда было ощущение, что по сравнению со мной он мальчишка, в тот момент отец показался каким—то... потухшим. Мне захотелось его встряхнуть. И я рискнул на режиссерский дебют. Сам факт моей режиссуры я сегодня расцениваю как испуг: я не привык сидеть без дела, а как раз на эти годы пришелся и мой «кризис среднего возраста», и начало падения кинематографа. А поскольку я считаю, что единственное, в чем человечество достигло совершенства, так это в искусстве самооправдания, то я придумал себе тьму самооправданий. Но главное, мне надо было вытащить отца из ощущения старости. Все, что не реализовано в жизни — реализовано в этом фильме. И народ выходил после него с хорошим настроением, как в советские времена. Это ностальгия по старому кино, старому времени и одновременно прощание с ним».



На съемках фильма «Сын за отца» Еременко познакомился с ассистенткой Людмилой, от которой у него родилась внебрачная дочь Татьяна. 



Николай любил обеих дочерей, и буквально разрывался между семьями. Актер Владимир Носик рассказывал: «Николай был даже рад, когда его дочь отказалась продолжить династию. Вообще Коля был прекрасным отцом, а с Верой они очень удачно дополняли друг друга. И все же их брак распался. Коля сильно переживал разрыв, хотя и не распространялся о том, что давно не живет в семье». После развода с Титовой Николай купил квартиру в Москве и стал жить с Людмилой. О своей семейной жизни в интервью актер рассказывал: «Семья должна быть у каждого, это та пристань, где можно отдохнуть от подвигов, тихо и сонно подрейфовать. Я люблю свой дом, но по натуре я, скорее одиночка, меня угнетает любой коллектив, я рожден жить один. Такие мужчины, как я не созданы для семейной жизни». 



В 2001 году вместе с Натальей Андрейченко Николай Еременко сыграл в фильме Дмитрия Астрахана «Подари мне лунный свет» и в картине Андрея Разенкова «Тесты для настоящих мужчин». Наталья Андрейченко вспоминала о работе с Еременко: «Для меня «Лунный свет» — это, прежде всего, открытие личности Николая. Я знала Еременко всю свою жизнь, но как звезду, легенду, супергероя. И никогда не думала, что Коля — ТАКОЙ человек! То ли высокомерный образ, который он нес с экрана в фильме «Красное и черное», был в этом виноват, то ли разговоры о нем в прессе. Но, когда мы познакомились, я была приятно удивлена. Когда мы были на съемках, то каждый день вместе устраивали спортивные пробежки. Он был очень спортивным». О способе поддержания спортивного тонуса Еременко рассказывал: «Усилий уже никаких не требуется — это уже в крови. Вот здесь, на «Кинотавре», мы все очень поздно ложимся, и утром ужасно хочется поспать, но я все равно рано встаю, делаю силовую зарядку и только после этого чувствую себя нормально. Кроме того, я не ем после семи вечера. Но с удовольствием выпиваю на ночь бутылку кефира, потому что кефирный грибок сжигает за ночь до килограмма веса. Еще обязательно хожу в бассейн и в парную баню». При всем этом в другом интервью актер отмечал, что не является сторонником исключительно здорового образа жизни: «Я по своей натуре русский человек. И потому могу заложить такой крутой вираж, что никому мало не покажется. В свое время еще Василий Макарович Шукшин говорил, что если б он не пил, ничего бы в этой жизни не понял! И артист, на мой взгляд, должен многое в своей жизни попробовать и пройти через многие непростые ситуации. И, кстати, алкоголь дает иногда некие озарения и иллюзию приближения к истине. Только вот эта истина получается какой—то очень похожей на увеличительное стекло, которым дети выжигают на солнышке. Оно вроде и приближает, но и выжигает одновременно. Вот об этом эффекте нельзя забывать никогда. Нет, алкогольной зависимости у меня нет, хотя погулять я могу долго. Правда, с возрастом стало тяжелее выходить из этого состояния. Поэтому сейчас живу по принципу: не пить так же прекрасно, как пить! Благо и творческий процесс не позволяет расслабляться: за последнее время я снялся в четырех картинах, и впереди еще несколько интересных проектов». 

Одной из последних работ актера стала роль в сериале «Маросейка, 12», в которой Еременко сыграл роль бандита. В интервью он рассказывал: «Очень сочная получилась роль. И это первый раз, когда я решил что—то изменить в своей внешности. Такой кайф поймал, когда побрился наголо. Я очень редко что—либо изменял в себе. Ни разу в жизни не красился, никто не заставил меня это сделать. Мне всегда были куда более интересны внутренние изменения, нежели внешние. А тут накопилась такая усталость от своей внешности. Я просто видеть себя не мог, до тошноты… Отличная роль получилась». 

1 июля 2000 года скончался отец Николая — Николай Еременко—старший. А через год, едва перешагнув за 50, умер он сам. Оторвавшийся тромб остановил творческий путь актера, которого так любили зрители. Галина Орлова рассказывала: «Сын был вместе с Люсей, когда внезапно потерял сознание. Она тут же вызвала «скорую» и позвонила мне в Минск. Я села на поезд и утром приехала в Боткинскую больницу. Коля лежал без сознания. Врачи сказали, что был инсульт. Я только спросила у них: «Есть надежда?» — и услышала: «Нет». 

Смерть полного сил и планов Николая Еременко шокировала всех. Но актер, имевший образ супермена и героя—любовника, на самом деле был человеком легкоранимым и чувствительным. Однокурсница Николая Нина Маслова рассказывала: «Маска героя приросла к нему, он ни на минуту не мог расслабиться даже в дружеской компании, переломить свою гордыню и признаться, что слаб, переживает и не все ему по плечу в этой жизни. Я думаю, его психика не выдержала этого напряжения». 

Когда умер Еременко—старший, Николай попросил: «Похороните меня рядом с отцом». Его воля была исполнена. Отец и сын похоронены в Минске на Восточном кладбище.



Леонид Филатов подготовил о Николае Еременко передачу из цикла «Чтобы помнили».


Источник