Ёще раз: Кто получит субсидии на оплату новых коммунальных тарифов

Ёще раз:  Кто получит субсидии на оплату новых коммунальных тарифов

После значительного повышения тарифов на электроэнергию, отопление и газ парламент удвоил в бюджете расходы на субсидии до 24 млрд грн. Кто сможет претендовать на помощь?

— Мы кардинально реформировали старую систему субсидий, которая не могла охватить большое количество людей и давала чиновнику манёвр для ограничения их прав. К примеру, по критерию проведения платной операции или обучения ребёнка на сумму свыше 10 тыс. грн. Плюс к этому — много бюрократии, справки, очереди, отказы, это отпугивало людей.

Очень часто сверху давалась команда экономить ресурс, и число реально нуждающихся в субсидии искусственно ограничивалось. По нашим оценкам, сейчас в Украине 2,5–3 млн малообес­печенных семей, а реально субсидии получает только миллион.

После роста тарифов уже около 4 млн семей должны претендовать на субсидии. Поэтому и был принят новый механизм их предоставления, где единственным критерием будет доход человека или семьи, проживающей в одном доме. Все остальные критерии отменены.

Принципиально важно, что теперь в доходах будут учитываться зарплаты за вычетом налога на доходы физлиц и страховых взносов, то есть реально выданная на руки, а не начисленная зарплата. Субсидии получат все люди с невысокими доходами, но с учётом существенного роста тарифов ими наверняка воспользуются и представители среднего класса.

Невысокий доход — очень размытое понятие. Есть планка дохода, свыше которой человек не сможет рассчитывать на помощь?

— Такой планки нет. Есть только соотношение доходов и затрат на коммуналку и достаточно сложная формула расчёта. По каждому человеку или семье исходя из уровня доходов будет рассчитан обязательный платёж по коммуналке — сумма, которую человек потенциально может уплатить самостоятельно. Всё, что будет выше этой суммы в платёжках от коммунальных служб, — это субсидия, которую покроет государство.

К примеру, у одинокого человека с доходом 3 тыс. грн в месяц такой обязательный платёж составит около 600 грн. Если за коммуналку ему насчитают 1000 грн, то разницу в 400 грн оплатит государство. У человека с доходом в 5 тыс. грн обязательный платёж ориентировочно может составить 1600 грн.

Но если, скажем, человек зарабатывает 50 тыс. грн в месяц, то его обязательный платёж будет значительно выше фактических затрат на коммуналку, и очевидно, что он подавать заявку на субсидию не будет.

Насколько прост механизм подачи заявки на субсидию?

— В апреле людям будут разосланы бланки заявлений на субсидию и декларации для заполнения данных о доходах семьи за год. У них будет время их заполнить и передать в управления соцзащиты местных администраций, чтобы уже в мае получить первую субсидию.

Никаких справок, в том числе с места работы, предоставлять не нужно. Если человек укажет, что он безработный, то его доход учтут на уровне прожиточного минимума. Ему не нужно будет регистрироваться в центре занятости, как раньше, и подавать кучу справок. На основании указанных данных о доходах субсидия будет предоставляться автоматически.

Уже в квитанциях за май человек увидит полную раскладку: общий платёж, размер субсидии, сумма к оплате. Декларации о доходах будут проверяться нами впоследствии в сотрудничестве с Пенсионным фондом и фискальной службой. Если мы увидим, что человек умышленно существенно занизил свои доходы, то он вернёт предоставленные средства в двойном размере.

Новая система субсидий позволит убить сразу двух зайцев: люди научатся считать свои доходы и заполнять декларации, а местные органы власти пройдут тест на качество своей работы.

Какие особенности начисления субсидий для пенсионеров и инвалидов?

— Раньше была жёсткая планка — субсидии начислялись, если коммунальные платежи превышали 10% доходов. Сейчас система становится более гибкой — может быть как 3% для самых малоимущих, так и 25% для более обеспеченных. То есть субсидия становится адресной. И это главный принцип, который будет реализован в ходе реформы системы льгот в целом.

Сейчас эта система громоздкая и популистская. Льготы рассеиваются, и каждый льготник получает мизер. Две трети льгот не финансировались никогда или финансировались частично. Это создавало огромное социальное напряжение. Мы переходим к системе, когда льготы и субсидии будет получать человек, который в них реально нуждается.

Реформисткая пробуксовка

Сможет ли Украина в условиях дефицита Пенсионного фонда перейти от солидарной пенсионной системы к накопительной и когда это произойдёт?

— Я бы не привязывался к бездефицитности ПФ, говоря о запуске накопительной пенсионной системы. Наоборот, именно её запуск и должен стать толчком для роста экономики Украины, которая получит стимул в виде длинных денег. Нам нужно сначала возобновить доверие к финансовому сектору — банкам, страховым компаниям, пенсионным фондам, задействованным в накопительной пенсионной системе.

В моих планах — с 1 января 2016 года запустить её тестовый вариант для отдельных категорий граждан, например, госслужащих. Но затягивать с запуском общенациональной пенсионной системы второго уровня тоже не стоит — она должна заработать уже с 2017 года.

Реформа единого соцвзноса буксует. Точнее, её просто никто не заметил. Может, пора что-либо кардинально менять, чтобы вывести зарплаты из тени?

— Пока эффект от реформы ЕСВ действительно нулевой. Изначально реформа задумывалась совершенно по-другому. Правительство предлагало всего один критерий для пониженной ставки соцвзноса — это средняя зарплата не ниже двух минималок. Но после голосования Рады мы получили четыре не очень понятных и сложных для выполнения критерия.

Депутаты не рискнули принять наш вариант, опасаясь снижения поступлений в ПФ. На мой взгляд, зря. Эффект от детенизации зарплат мог бы компенсировать снижение ставки ЕСВ. В феврале парламент несколько упростил утверждённые ранее критерии, посмотрим, даст ли это результат. Если вновь нет, будем вносить очередные правки.

Вы сменили руководство Госслужбы занятости месяц назад. Что поменялось в лучшую сторону?

— Ярослав Кошуба (новый глава ГСЗ. – Фокус) предложил подходы, которые мне понравились. В первую очередь навёл порядок в финансово-хозяйственной деятельности Государственной службы занятости. А точнее — сбалансировал её бюджет, который изначально планировался с дефицитом в 1,5 млрд грн. Удивительно, что в воюющей стране деньги могли направляться на буфеты, аквариумы или мойку машин. Все подобные расходы были пересмотрены.

"Удивительно, что в воюющей стране деньги могли направляться Государственным центром занятности на буфеты, аквариумы или мойку машин"

Также я вижу, что он активизировал взаимодействие с волонтёрами и работу с переселенцами. Главная проблема ГСЗ в том, что центры занятости не предлагают современные качественные услуги, они превратились в обычные кассы выдачи пособий. Другие функции они попросту не выполняют.

Когда я представлял нового руководителя, то говорил, что перед ним стоит задача сделать нынешнюю систему конкурентоспособной. Если этого сделано не будет, то вообще нет целесообразности в существовании самой службы занятости. Функцию кассы на местном уровне тогда возьмёт на себя управление соцзащиты.

Безработица в Украине по методологии Международной организации труда уже выросла почти до 10%. Вас не пугают темпы?

— Безработица — это производная от экономики. Три года экономика падала, логично, что количество рабочих мест сокращается. Этот процесс продолжается и сейчас, но если сравнивать с кризисом 1990-х и 2008 годом, то пока он не приобрёл пугающих масштабов. Тогда на пике число зарегистрированных безработных достигало 1,1 млн человек. Сейчас у нас на учёте в центрах занятости чуть более полумиллиона. Это, конечно, только лишь официальная статистика, но она всё равно показательна.

Какие успехи в борьбе с коррупцией в вашем министерстве? Ведь скандалы возникали даже в постмайданный период.

— Наше главное достижение — отказ от проведения тендеров и передача этой функции на места. Тендерные закупки всегда были главным коррупционным риском в Минсоцполитики. Меня всегда удивляло, почему министр решает, какое предприятие в Ровенской или Житомирской области должно кормить детей-чернобыльцев. Хотя заинтересованность здесь ясна.

Когда меня назначили министром, то я сразу посмотрел, какие фирмы выигрывают тендеры, проводимые Минсоцполитики. Оказалось, что на манеже всё те же фирмы, которые при Януковиче получали заказы, они продолжали это делать под другой вывеской или с другим местом регистрации. Поэтому мы оставили себе механизм контроля, а тендерные процедуры отдали местным администрациям.

На местах поле для коррупции станет значительно меньше, так как общественности будет сложнее объяснить, почему тендер выиграла та или иная фирма-прокладка. Некоторые программы мы передали профильным структурам, например, программу по реабилитации детей-инвалидов — Фонду соцзащиты инвалидов.

По материалам сайта focus.ua