"Как защитить информационное пространство без уничтожения свободы слова" - Дмитрий Бачевский

"Как защитить информационное пространство без уничтожения свободы слова" - Дмитрий Бачевский

То, что Украина сегодня проигрывает информационную войну даже на своей территории – всем очевидно. Борьба ведется, прежде всего, за настроения и симпатии широких масс, которые, в конечном итоге, определяют результаты выборов.

Широкие народные массы, безразличные к идеям и ценностям, всегда ситуативно склонялись то на сторону гражданского общества в период двух Майданов, то на сторону популистов, обещающих кусок колбасы, как это было при избрании Януковича президентом.

Сегодня чаша весов снова качнулась в сторону, противоположную от идей и ценностей – достаточно взглянуть на данные соцопросов и просто посмотреть вокруг себя. Не последнюю роль в этом сыграли украинские СМИ, осознанно или неосознанно ставшие инструментом в руках Кремля.

И если массы под влиянием пропаганды противника опять отбросят ценности гражданского общества, то результаты следующих выборов станут настоящим шоком для тех, кто стоял на Майдане, воевал, занимался волонтерством, осуществлял гражданский контроль власти, боролся с коррупцией и лоббировал реформы.

Поэтому в данный момент государство и гражданское общество – естественные и вынужденные союзники, которые зависят друг от друга и не могут обойтись друг без друга. Существующая власть легитимизирована гражданским обществом, а гражданское общество, в свою очередь, не имеет других инструментов менять ситуацию кроме как через существующие государственные институты.

Нужно абсолютно четко разделять гражданское общество и общество в целом, массу. У массы короткие мысли, короткая память и короткое дыхание. Она не способна к длительной борьбе и, как обычный обыватель, быстро опускает руки и отказывается от нее в случае каких-либо серьезных сложностей и преград.

И главная задача гражданского общества сегодня – удерживать всеми силами контроль над пассивным большинством, чтобы продолжить построение новой страны.

Для этого необходимо максимально оградить украинцев от негативного влияния нашего противника и продолжить навязывать свою четкую позицию и ценности при помощи самой обычной пропаганды и фильтрации нежелательного контента.

Сделать это можно, установив максимальный общественный контроль над информационным пространством. Активной части общества нужно определиться, что должно видеть и читать население в период информационной войны.

Речь необходимо вести не о том, нужен ли нам контроль над информационным пространством, а о том, как это сделать таким образом, чтобы не позволить использовать такой контроль для внутриполитических разборок, ограничения реальной свободы слова и узурпации власти.

Украина, в отличие от России – демократическая страна, и этот тезис не может подвергаться сомнению и коррекции. Поэтому и инструменты контроля над информационным пространством также должны быть демократическими, то есть на добровольной и осознанной основе.

Одним из вариантов установления такой частичной защиты может стать общественный договор на время войны между властью, гражданским обществом и СМИ, который найдет свое отображение в совместной программе под условным названием «Информационный щит».

СМИ, которые добровольно присоединятся к программе, обязуются соблюдать ряд принципов и стандартов, а также освещать определенные направления, касающиеся внешней политики, демократических ценностей, вопросов войны с Россией и других критически важных для национальной безопасности вопросов исключительно в соответствии с пунктами программы и официальной позицией государства. Увы, в нашем обществе очевидные вещи и ценности до сих пор нужно пропагандировать для того, чтобы они глубоко закрепились в массовом сознании.

Общие принципы программы должны быть разработаны совместно представителями СМИ, гражданского общества, психологами, специалистами в сфере коммуникации с одной стороны, и дипломатами, представителями СНБО, силовых органов и Министерства информполитики с другой.

Гражданское общество и государство должны озвучить те направления, которые они бы хотели контролировать, а СМИ – определиться, в какой части они готовы временно пожертвовать своим «суверенитетом» в национальных интересах на период войны. На рейтингах СМИ такой подход никак не отразится, поскольку успешность зависит, прежде всего, от качества исполнения.

Текущие позиции будут регулярно формулироваться уполномоченным ведомством, контролироваться представителями гражданского общества и передаваться в те СМИ, которые присоединились к программе. Иными словами, это будет согласованная всеми сторонами и абсолютно открытая позиция по определенным вопросам, в русле которой СМИ-участники программы будут освещать текущие события.

В целом весь процесс государственной пропаганды через негосударственные СМИ должен быть максимально прозрачным и открытым. На ее эффективность это никак не повлияет: массы везде одинаковы и информацию потребляют так же одинаково. Если посмотреть на Россию, то там совершенно открыто заявляется, что государственные каналы являются инструментом государственной информационной политики, то есть пропаганды, и, тем не менее, люди смотрят и верят.

Присоединение СМИ к программе «Информационный щит» должно стать почетным и демонстрировать патриотическую и государственническую позицию телеканала или издания.

Каждый зритель или читатель, увидев значок «Информационный щит», как знак качества, будет уверен, что это источник, который работает в национальных интересах и стоит на страже информационной безопасности страны.

Те СМИ, которые откажутся присоединяться к программе и выполнять принципы, согласованные государством и гражданским обществом, не должны подвергаться никаким санкциям со стороны государства, но со стороны гражданского общества могут рассчитывать на максимальную обструкцию.

То же самое касается тех СМИ, которые будут исключены из программы за систематическое нарушение принципов с обязательным оповещением об этом граждан через все каналы коммуникации.

Параллельно государство должно более жестко и ответственно реагировать на малейшее нарушение украинского законодательства в информационной сфере и принимать решительные меры, опираясь на поддержку гражданского общества.

Новая Доктрина информационной безопасности – красивый документ, но преломить ситуацию он сам по себе не сможет, поскольку призван, преимущественно, только реагировать на прямые и явные призывы и провокации, нарушающие законодательство. Но для этого не нужна никакая отдельная доктрина – достаточно просто выполнять существующие законы и эффективно использовать Уголовный кодекс.

А вот механизмы эффективного создания собственного информационного поля и нивелирования непрямых методов информационно-психологической войны, не нарушающих напрямую законодательство – в ней не предусмотрены.

Поэтому гражданское общество, как драйвер всех изменений, должно использовать свое право на обеспечение информационной безопасности страны. Это позволит не только частично улучшить ситуацию в информационном пространстве, но и мобилизироваться самим, участвуя в формировании информационной политики, мониторинге СМИ, других мероприятиях, связанных с реализацией программы.

Нам всем нужно осознать одну неприятную, но очевидную вещь: если не пожертвовать частью свободы слова сегодня, завтра мы упадем под натиском Кремля и потеряем эту свободу полностью.

Дмитрий Бачевский