Калининград станет первым регионом, где холодильник победит телевизор

Калининград станет первым регионом, где холодильник победит телевизор

Добрососедство с близлежащими странами для нас — непременность. Если кто-то, проживая в Воронеже или Челябинске, может поддерживать сегодняшнюю «ястребиную риторику», то для нас это неприемлемо, потому что от того, что мы говорим и как мы взаимодействуем с нашими соседями, зависят притоки инвестиций в Калининградскую область, создание новых рабочих мест, новых предприятий, экология Балтики и т. д. Применительно к нашему региону я вижу два уровня: есть «ястребы» с той или другой стороны, которые буквально питаются телемусором, когда на высшем уровне, что в России, что в Литве, раздаются гневные филиппики в адрес друг друга. Но подавляющее большинство — это прагматики, которые понимают, что есть грузоперевозки, есть таможенное сотрудничество, есть общие инфраструктурные проекты. Понятно, что будет беднее Литва и хуже намного будет Калининградской области.

На следующий год мы готовим пакет документов по реанимированию работы Форума депутатов Сейма Литовской Республики и Калининградской областной Думы Российской Федерации. Он был создан в июне 2001 года и имеет массу позитивных практических результатов. Например, мы оттянули на несколько лет визовый режим. Появились разные крупные производства. Весной исполнится уже 5,5 лет, как не собирался этот форум.

Вот если во власти в Калининградской области работают не дураки, они полностью должны уйти от «ястребиной риторики». Мы сами себе обрезаем возможности для инвестиционной привлекательности и притока сюда средств.

Пример с той же норвежской сёмгой, когда она была запрещена к ввозу в результате эмбарго в августе 2014 года. Более тысячи человек оказались потенциальными безработными: они были отправлены в долгие неоплачиваемые отпуска.

Та же ситуация с Турцией напрямую ударила по Калининграду: санкции по Турции — это удар по народу, а не по турецкими предпринимателям. Всё, что было закуплено, — оплачено, просто товар не дошёл до потребителя. Это очередная имитация.

Что касается наших стран-соседей, сегодня стало намного меньше парламентских обменов делегациями. Я не сказал, что существуют какие-то особенные войны на границах: это невыгодно ни литовцам, ни нам. Но сегодня очень серьёзно сдерживается приток инвестиций: когда меняются правила игры, то доминирует не образ врага, а отсутствие внятного законодательства.

Наши соседи ждут, когда изменится общий климат, и все настроены на выстраивание отношений на низовом и среднем уровне. Происходящее в России они оценивают крайне негативно. Они понимают, что сегодня имеется довольно жёсткая риторика, связанная с внутренними экономическими бедами, что российская экономика зашла в тупик, что падают цены на нефть, что стала активнее риторика Рогозина и других «крупных» специалистов в области международных вопросов.

Я очень надеюсь, что изменится состав представителей от региона в Госдуме: я говорю об этом «московском клане», который «отбывал» свой срок в течение пяти лет. Я надеюсь, что придут люди, которые будут заниматься отстаиванием интересов региона.

В этом году в октябре в Калининград приехал посол Литвы в России, у меня с ним был обед, и я точно знаю, что он привёз много инвестиционных предложений на несколько миллионов евро. Но, к сожалению, он не встретился с первым лицом области [Николаем Цукановым], которое якобы было в отпуске. Это плохо. Насколько я знаю, эта встреча была санкционирована МИДом, и так международные отношения не выстраиваются. Посол как интеллигентный человек не стал этому факту придавать громкий резонанс, но мы упустили не только свою репутацию, но и рабочие места, новые контракты. Я считаю, что это была серьёзная ошибка, мне непонятны мотивы губернатора. Я могу оценивать рациональное, а это уже в сфере трансцендентального.

Я ни разу не слышал от литовских или польских журналистов какой-то антироссийской риторики. Я слышал критику нашей внешней политики и ни разу не слышал критику нашей внутренней политики. Их критика носит не личностный, не беспредметный, а институциональный характер.

Никто не говорит, что Россия хочет завоевать пол-Европы, развалить НАТО и Европейский союз, а русские только и занимаются, что пьют водку и загаживают свою экологию. Такого нет! Поэтому, как только поменяются на самых высоких уровнях политические ветра, возобновится сотрудничество. Важно, чтобы у глав субъектов федерации присутствовало мужество — неважно, Карелия это или Архангельская область, или Калининградская область, — для сотрудничества со своими соседями.

С нашей стороны я тоже не вижу антилитовских настроений в обществе, за исключением маргиналов. На бытовом уровне я много общаюсь с пенсионерами, учителями, и людям не нравится это всё. Но антилитовские и антипольские настроения находятся где-то на периферии, потому что в Польше продукты дешевле, в Литве цены такие же, но продукты вкуснее и качественнее. Думаю, Калининградская область станет первым российским регионом, где холодильник победит телевизор. Реальное бытие окажется сильнее, чем чаны дерьма, которые выливаются на головы телезрителям.

Соломон Гинзбург