Матвей Ганапольский: И на Марсе будут кактусы цвести. Но посадят их граждане совсем другой страны

Матвей Ганапольский: И на Марсе будут кактусы цвести. Но посадят их граждане совсем другой страны

Никогда не забуду фото с какого-то митинга, где пенсионерка стояла с плакатом «Обама, верни наши пенсии!». В этом вся нынешняя Россия, граждане которой под шквалом пропаганды из телевизора либо не помнят, из какой страны этот Обама, либо действительно верят, что он имеет отношение к их пенсиям. Зомбоящик рождает чудовищ — параллельную реальность, не имеющую отношения к жизни. Телевидение стоит на трех пропагандистских китах: прославь, осуди, но, главное, солги. На Украине российское телевидение ищет бандеровцев, на Западе — козни Обамы и глупость Европы.

Пропагандистская машина крутится, не останавливаясь, однако…

Однако есть тема, которую телевидение тщательно обходит. Эта тема — сама Россия! Да, собственно Россия — ее проблемы, ее будущее.

Известно, чего хочет Америка, — она хочет смерти матушки-России. Это в телевизоре. А на деле ученые из этой страны готовят к 2030 году полет на Марс. Под это выделяются субсидии, приглашаются ученые, отлаживаются технологии. А успех нынешнего полета к Плутону спутника New Horizons явно свидетельствует: полет на Марс состоится. Состоится, потому что у государства есть план.

А какой план у нас? Нет, я не о полете на Марс — вдвоем на одной скрипке не играют, хотя такие масштабные проекты лучше одолевать вместе. Говоря о планах, я задаю вопрос вообще: вот знает кто-то, что планирует страна пусть даже не на тридцать лет вперед, а на десять? Или на пять?

Не знает никто. Премьер Медведев предлагает «развивать яхтинг», одновременно заявляя, что санкции — они надолго, очень надолго. Что касается г-на Путина, то он про планы вообще молчит, предпочитая объяснять стране, как не прав Обама и как «заблуждается» Меркель. И получается, что главной задачей на ближайшее десятилетие станут энергичные попытки сорвать международное расследование по сбитому малайзийскому «Боингу», уход от санкций и невыплаты многомиллиардных исков по международным судам.

Воистину «достойное» занятие для великой страны!

Кстати, а что есть «великая страна»? Что есть величие — территория? Атомная бомба? Тринадцать процентов разочаровавшихся россиян, готовых сегодня же покинуть страну?

А может, величие — это почти девяносто процентов, безальтернативно доверяющих г-ну Путину?

Или давайте так: вот положим на одну чашу весов территорию вместе с медведями, комарами и атомными бомбами, а на другую — новость, что в Таиланде на 56-й Международной математической олимпиаде сборная российских школьников впервые за все время участия в подобных соревнованиях не получила ни одной золотой медали. Золотые медали есть у школьников из Перу, Ирана, обеих Корей (!), Украины, Австралии — а у нас ни одной.

Тут есть величие?

И кто, Обама виноват? Детки поглупели?

Не думаю.

А вот еще факт: вполне «мирно» завершилась история с российским ученым Лопатиным — он получил только три года условно, а не одиннадцать в тюряге.

Для тех, кто не знает, — напомню: выпускник физико-технического факультета Кубанского государственного университета Дмитрий Лопатин известен на родине и за ее пределами как изобретатель уникальных солнечных батарей. В этом году его команда, единственная от России, участвовала в международном саммите науки и технологического предпринимательства Hello Tomorrow в Париже, а солнечными батареями Лопатина заинтересовался в том числе концерн Shell — один из мировых лидеров энергетического сектора. Также известно, что из солнечных батарей Лопатина специалисты планируют построить энергоподстанцию в Индии.

То есть можно сказать, что Лопатин — это наш российский Илон Маск — человек, перевернувший мир своей электрической машиной «Тесла» и аккумуляторно-солнечными комплектами, которые теперь любой в Америке может купить в магазине и сделать свой дом энергонезависимым.

Но наш несчастный Лопатин может смело воскликнуть пушкинское: «Угораздило же меня родиться в России, да еще с талантом!». Он заказал в Китае растворитель для изготовления солнечных батарей, который в России считается психотропным веществом, и прокуратура потребовала для него… 11 лет тюрьмы! Суд подумал — и решил дать три года условно.

Так что наш Илон Маск теперь имеет судимость. А теперь догадайтесь с трех раз, сколько еще времени пробудет Лопатин на территории Родины и в какой стране возглавит какой-то исследовательский отдел. Думаю, недолго, ибо лучше быть двадцать пятым Илоном Маском на Западе, чем «первым умницей» на зоне.

История с Лопатиным печальна, но он, наученный вниманием страны к своему таланту, видимо, сам найдет себе дорогу.

Гораздо тревожней история с золотыми медалями у школьников.

Знаете, в этом провале можно обвинить кого угодно: Интернет, смартфоны, плохих учителей, невнимательных родителей. Даже Министерство образования.

Но я за этот провал спросил бы с лидеров страны, и вот почему.

Сейчас в Интернете весьма популярны всякие мотиваторы и демотиваторы. К примеру «Десять мотиваторов к изучению иностранного языка». И там изложены десять пунктов, которые стимулируют тебя в его изучении, типа «сможешь получить работу в отличие от лохов, которые считают, что их без языка где-то ждут».

Но есть в Интернете и демотиваторы, типа «если ты решил курить, то посчитай, сколько уйдет в месяц на сигареты и на лечение онкологии».

Так вот история с Лопатиным — это мощнейший демотиватор для всех тех, кто узнал его историю. А для школьников, которые, может, о нем и не знают, есть другой мощнейший демотиватор — это отсутствие глобальной цели, провозглашенной страной, которой ты решил посвятить свою жизнь.

Попробуйте-ка вспомнить, что и как рассказывало наше гостелевидение про миссию New Horizons. Либо ничего, либо по капле из пропагандистской пипетки — где-то там, между «бандеровцами» и «гибнущей Европой». Я знаю наших пропагандистов — рассказывать в одной передаче о выдающейся победе западной науки и тут же объяснять, что эту науку двигают «наши враги», — это сложно, ребята.

Я вспоминаю один факт из своего школьного детства: я не учил английский язык, потому что считал, что он мне никогда в СССР не понадобится, но назубок знал все материалы журнала «Техника молодежи», потому что мы летали в космос, — я помнил, что «и на Марсе будут яблони цвести».

А мне очень хотелось лично посадить пару яблонь на Марсе.

То есть у меня был грандиозный мотиватор, огромная цель в жизни.

И эта цель совпадала с целью страны, что особо важно.

Но это было давно.

Жаль, что на Марсе где-то так в году 2030-м посадят пальмы. Или какие-то платаны. А может, кактусы.

Потому что сажать их там будут не мои земляки, а граждане совсем другой страны.

Матвей Ганапольский для МК