Минэкономразвития поможет Коломойскому судиться с Украиной

Минэкономразвития поможет Коломойскому судиться с Украиной

Создаваемый МЭРТ новый арбитраж может заняться рассмотрением международных коммерческих споров и исков инвесторов к государству.

Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) предлагает создать в Украине независимый арбитраж с привлечением международных арбитров. Соответствующий законопроект ведомство намерено представить на обсуждение общественности уже в ближайший месяц. В министерстве утверждают, что инвесторы критически не доверяют отечественной судебной системе. Создание беспристрастного института рассмотрения споров должно реанимировать инвестиционную деятельность.

Новый арбитраж займется рассмотрением международных коммерческих споров. Причем арбитров станут привлекать под каждое конкретное дело (т.н. арбитраж ad hoc). “Система ad hoc не требует наличия массивного судейского аппарата и дает возможность гибкого привлечения арбитров, которых хотят выбрать стороны. Речь идет об открытых списках, создании номинационного комитета и применении удобных международных процедур”, — заявила первый замминистра Юлия Ковалив.

В свои арбитражные оговорки стороны смогут включать ссылку на номинационный комитет и, в случае возникновения спора, тот будет назначать им арбитра для ведения дела. Согласно плану МЭРТ, в списки арбитров войдет 60-70% иностранцев. Что должно гарантировать прозрачность и справедливость решений.

Пока не вполне понятно, какие именно дела будет рассматривать новый арбитраж. Если речь идет о коммерческих спорах, то отечественные компании и сегодня вольны обращаться в любой из первоклассных институтов — Лондонский коммерческий арбитражный суд (LCIA), Международную торговую палату (ICC), коммерческий арбитраж Американской арбитражной ассоциации (AAA) или тот же ad hoc. Правда, их услуги стоят недешево. Для тех, кто хочет сэкономить, также есть вариант — в Украине действует Международный коммерческий арбитражный институт (МКАС) при ТПП Украины, где рассматривается несколько сотен арбитражных дел в год.

“Процедура, которую МЭРТ называет арбитражем ad hoc, не будет слишком отличаться от механизма МКАС. Ключевая разница — в составе арбитров, которых предлагает назначать каждый институт”, — поясняет Дмитрий Шемелин, юрист ЮФ “Ильяшев и Партнеры”. В рамках арбитража в МКАС стороны могут назначить только арбитров из рекомендательного списка этого института (он приблизительно поровну разделен между украинцами и иностранцами). Номинационный комитет будет работать по открытым спискам. “Это означает, что если арбитражный трибунал будет состоять из трех арбитров, две стороны смогут назначить своими арбитрами, условно, кого угодно. Председателя или единственного арбитра будет назначать комиссия, очевидно, из списка, в который войдут те самые “60-70% иностранцев с соответствующим опытом”, — говорит Дмитрий Шемелин.

Успех номинационной комиссии во многом зависит от ее репутации и пиара, который смогут организовать чиновники. “Возникает сильный соблазн создать искусственный спрос на услуги новой комиссии — к примеру, обязать все госпредприятия в сфере управления МЭРТ решать споры только через арбитраж с использованием комитета. От таких действий хотелось бы предостеречь: помимо чисто коррупционных рисков, правила о конфликте интересов исключают участие министерства в создании комиссии, которая будет потом решать споры с участием госпредприятий”, — отмечает Дмитрий Шемелин.

Еще одно возможное применение ad hoc — рассмотрение исков инвесторов к государству Украина. Как правило, они рассматриваются в институциональном арбитраже ICSID (International Centre for Settlement of Investment Disputes). Обычно туда обращаются частные инвесторы, участвовавшие в проектах на условиях государственно-частного партнерства и пострадавшие от невыполнения украинской стороной своих обязательств. “Это совсем недешевое удовольствие. Если инвестор решил подать иск к государству в ICSID, его расходы, как правило, стартуют от $200 тыс. Возможно, что ad hoc станет ему альтернативой”, — говорит адвокат, руководитель департамента АФ “Грамацкий и партнеры” Игорь Реутов. По информации Минюста, по состоянию на май этого года министерство сопровождало 19 судебных споров с участием Украины и иностранных инвесторов, а также вело работу досудебной медиации по 21 претензии к государству. Совокупная сумма исковых требований к Украине выросла с 30 млрд грн в 2014 году до 170 млрд грн в нынешнем. Среди тех, кто ведет тяжбу с государством, встречаются и выходцы из Украины. Так, один из исков в ICSID был подан голландской “дочкой” британской JKX Oil & Gas, блокирующий пакет акций которой принадлежит компании Eclairs Group Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова. С помощью международного арбитража компания рассчитывала получить от правительства компенсацию на сумму более $180 млн за рентные платежи, которые ее украинская дочка — “Полтавская газонефтяная компания” — выплатила в госбюджет с 2011 года.  

Юристы утверждают, что новый арбитражный институт едва ли облегчит участь инвесторов. “Во всем цивилизованном мире арбитражные решения признаются сторонами и исполняются в добровольном порядке, но не в Украине, где превалирует принудительное исполнение. По нашему законодательству любые решения третейских судов (а арбитражи также к ним относятся) и международных арбитражных трибуналов требуют исполнительного документа, выданного украинским судом. Выполнение этого условия должно быть формальностью. Но на практике такое обращение в суд часто превращается в пересмотр дела по сути. Кроме того, при рассмотрении спора в ICSID, государство Украина пытается доказать, что конвенция ICSID не распространяется на данный конкретный спор, что деятельность инвестора не является инвестицией в понимании нашего законодательства и т.д.”, — рассказывает Игорь Реутов. После этого рассмотрение дел растягивается на годы, и инвесторы действительно теряют веру в Украину. Чтобы вернуть доверие, чиновникам следовало бы не создавать новые арбитражные институты, а разработать механизм быстрого и безоговорочного признания и исполнения их решений.