Многие спортсмены принимают стимулирующие препараты

Многие спортсмены принимают стимулирующие препараты

Допинговый скандал с участием российских спортсменов получил новый виток. Как стало известно в понедельник вечером, российская теннисистка Мария Шарапова провалила тест на допинг. Последние десять лет она принимала мельдоний - препарат, который Всемирное антидопинговое агентство (WADA) с 1 января 2016 года включило в список запрещенных. Это же вещество, по сообщениям СМИ, было обнаружено и в допинг-пробе российской фигуристки Екатерины Бобровой. О том, что это за препарат и как медикаменты попадают в запрещенный список WADA, DW рассказал известный немецкий специалист по спортивной медицине, профессор Университета имени Иоганна Гутенберга в Майнце Периклес Cимон (Perikles Simon).

DW: Мария Шарапова призналась, что десять лет принимала препарат, который теперь оказался в списке запрещенных. Как могло так случиться?

Периклес Симон: Существуют препараты, которыми спортсмены злоупотребляют для улучшения показателей. Некоторые из них уже включены в список запрещенных веществ WADA. Но есть и такие, которые в него еще не попали, хотя они тоже способствуют улучшению спортивных результатов и дают опасные побочные эффекты, которые в спорте неприемлемы.

Периклес Симон

Если мы замечаем, что тот или иной препарат применяется в спорте все чаще, специальная комиссия в WADA устанавливает, соответствует ли он критериям для внесения его в список запрещенных. Первый критерий - улучшает ли препарат спортивные результаты, второй - насколько его использование приемлемо с этической точки зрения, третий - может ли он нанести вред здоровью. Если считается, что препарат удовлетворяет двум из этих критериев, его включают в список запрещенных. Именно это и произошло в январе 2016 года с медикаментом, который принимала Мария Шарапова. Думаю, тест был проведен только в начале этого года, и Шарапова не успела вовремя отреагировать на то, что препарат попал в список. Однако следует отметить: если спортсмен принимает медикамент без медицинских показаний, это в принципе расценивается как попытка использовать допинг, и не важно, стоит его название в списке или нет.

- Что такое мельдоний? Как он действует?

- Это препарат, предназначенный для людей с сердечной недостаточностью и улучшающий работу сердца. За счет этого лекарства при обмене веществ сердечная мышца начинает использовать углеводы в большей степени, чем кислоты, особенно когда на сердечно-сосудистую систему идет большая нагрузка. В этот момент медикамент как бы переключает обмен веществ: человеку требуется меньше кислот, что помогает повысить выносливость прежде всего во время занятий спортом.

- Возможно ли доказать, что Шарапова принимала его непреднамеренно, не как допинг?

- Аргументом в ее пользу могло бы послужить то, что в список WADА мельдоний попал только в январе 2016 года. Тогда вопрос в том, когда она принимала его в последний раз. Если это было в конце 2015 года, можно было бы доказывать, что в крови или моче просто содержались остатки препарата. Хотя с точки зрения этики прием мельдония и раньше считался попыткой допинга, если он не был обоснован очень строгими медицинскими показаниями, например сердечной недостаточностью.

- Как и насколько часто обновляется список запрещенных препаратов?

Теннисистка Мария Шарапова десять лет употребляла препарат, который WADA признала допингом

- Если говорить о конкретном примере мельдония, у слишком многих спортсменов допинг-пробы показывали наличие постороннего вещества. Тогда в антидопинговой лаборатории в Кельне начали выяснять, что это за вещество. Оказалось, что это сердечный препарат, и тогда возник вопрос, почему так много профессиональных спортсменов принимают это лекарство. Этот вопрос вынесли на обсуждение и отправили результаты в WADA, где сказали: да, это убедительный аргумент, препарат может потенциально влиять на спортивные результаты, его нужно запретить.

Решение обновить список запрещенных препаратов WADA принимает раз в год и к началу каждого года выпускает новый перечень. Тогда каждый спортсмен должен быстро ознакомиться с ним, чтобы узнать, какие вещества были включены, и удостовериться, не принимает ли он препараты, ставшие запрещенными.

- Кто должен следить за тем, какие препараты принимает спортсмен и не попали ли они в этот список?

- От обычного семейного врача такого требовать, как правило, нельзя, поскольку он не достаточно осведомлен об антидопинговых правилах. В общении с ним спортсмен сам должен указать на то, что ему необходимо соблюдать антидопинговые нормы. Однако если спортсмена, как в случае с Шараповой, наблюдают врачи-специалисты из спортивной федерации, тогда ответственность лежит на них.

- Почему, на ваш взгляд, допинговый скандал именно с российскими спортсменами вызвал такой большой резонанс? Насколько часто происходят такие инциденты в других странах?

- Думаю, это проблема не имеет чисто российской специфики. В других странах возникают не менее серьезные проблемы, связанные с допингом. Здесь большой разницы я не вижу. Другое дело, как именно употреблялся допинг. В случае с Шараповой речь идет о медикаменте, который в спорте долгое время не было запрещен. Такого рода препараты профессиональные спортсмены без последствий употребляют во многих странах - в Германии, Великобритании, Италии, США. Спортсмены отслеживают новые препараты, которые пока не включены в список запрещенных.

Таких препаратов много, и поскольку они не запрещены, их можно использовать без нарушения строгих допинговых правил. Однако это, как в случае с Шараповой, может измениться буквально за год. Есть еще один распространенный способ: в некоторых странах спортсмены принимают вещества, которые во время тестов на допинг просто невозможно распознать. Это, впрочем, очень дорогой вариант.

Источник