«Нефтяная игла больше не спасет (21 октября)» - Влад Пономарь

«Нефтяная игла больше не спасет (21 октября)» - Влад Пономарь

1. Нефть. Эксперты настроены по-медвежьи, и их скепсис будет расти.
В четверг котировки нефти довольно серьезно упали на фоне роста доллара, сообщения Роснефти о готовности «существенно» нарастить объемы добычи (Игорь Сечин заявил, что в случае наличия спроса, а также технологических и экономических возможностей, Россия может увеличить добычу на 4 млн б/д) и снижения Нигерией цен на свою нефть. «Накануне ноябрьского саммита ОПЕК мы слышим много разных заявлений, которые провоцируют нервозность и рост волатильности», - говорит Барт Мелек, глава глобальной сырьевой стратегии TD Securities. - «Я бы не стал принимать их за чистую монету. Скорее, это просто обозначение переговорной позиции на предстоящем саммите». В Tyche Capital Advisors полагают, что в оставшийся до 30 ноября месяц мы еще услышим много громких заявлений. «Скорее всего, скептический настрой участников рынка будет расти по мере приближения саммита ОПЕК», - говорят эксперты компании. - «Саудовская Аравия не намерена уступать долю рынка ни России, ни Нигерии, ни Ирану».

2. BP: Потенциал добычи сланцевой нефти в США далек от исчерпания
Потенциал добычи сланцевой нефти в США далек от исчерпания и повышение цен на углеводороды поможет росту ее производства в этой стране, заявил вице-президент ВР Россия Владимир Дребенцов, выступая на сессии Евразийского форума.
"Американская добыча продолжала расти и после того, как произошел буквально обвал в числе буровых станков, использующихся в нефтяной промышленности. Это стало возможным только благодаря технологической революции. И глядя вперед, можно сказать, что из-за того, что себестоимость американской нефти продолжает снижаться, ... надо отдавать себе отчет, что, скорее всего, мы столкнемся с ситуацией, когда американским производителям сланцевой нефти будет достаточно все более низких цен. Именно поэтому потенциал добычи сланцевой нефти в Соединенных Штатах еще далек от исчерпания", - сказал Дребенцов.
Кроме того, по его словам, повышение цен поможет росту добычи сланцевой нефти в США. В 2011-2014 году США установили абсолютный рекорд, они в течение четырех лет наращивали добычу нефти в среднем по году более чем на 1 миллион баррелей в сутки. Сейчас американская добыча притормозила, но с середины текущего года колеблется в очень узком диапазоне и если цены окажутся чуть-чуть выше, американская добыча начнет опять расти.
"Мне кажется, что надо четко себе представлять, пока рынок не почувствует результата сокращения инвестиций в добычу обычной нефти за пределами США, любое повышение цен приведет к тому, что американская сланцевая добыча опять начнет расти весьма значительными темпами", -заявил Дребенцов.

3. Рынок электромобилей может расти еще быстрее.
По итогам нынешнего года количество электромобилей во всем мире превысит 2 млн. Лидирует по числу таких машин США, на втором месте находится ЕС, на третьем — Китай. Среди производителей больше всего электромашин в мире продает китайская BYD, на втором месте американская Tesla, японская Nissan идет на третьем месте.
По данным доклада Европейской федерации транспорта и окружающей среды, ЕС находится на втором месте в мире по числу эксплуатируемых электромобилей, уступая лишь США, третье место удерживает Китай. Только в 2015 году продажи электромобилей в ЕС выросли вдвое — до 145 тыс. В этом году продажи составят около 200 тыс. К концу года общее число электромобилей всех видов на европейских дорогах превысит 500 тыс. Лидерами европейского рынка электромобилей являются Норвегия и Нидерланды, где продажи по итогам прошлого года выросли на 18,7% и 8,8% соответственно.
Впрочем, авторы доклада отмечают, что китайские производители и потребители могут скоро посягнуть на лидерство США и ЕС на рынке электромобилей — только за первую половину этого года продажи выросли на 160% — до 170 тыс. Исследователи подчеркивают, что важным моментом в росте китайского рынка электромобилей являются усилия правительства, поставившего цель к 2020 году довести их годовое производство до 1 млн штук, а общее число эксплуатируемых электромобилей — до 5 млн.
В докладе отмечается и то, что все больше автопроизводителей выходят на рынок с электрическими моделями. Только в ЕС можно купить электромобили от американской Tesla, китайской BYD, японских Nissan и Mitsubishi, южнокорейской Kia, немецких BMW, Mercedes, Audi, Porsche, Volkswagen, французской Renault, шведской Volvo. Всего в 2016 году в ЕС продается 34 модели электромобилей. По итогам 2015 года лидером продаж электромобилей в ЕС стала японская Mitsubishi с электроверсией Outlander — продажи составили 28,1 тыс. машин, второе место заняла модель Renault Zoe — 16,6 тыс., третье — Golf GTE с 15 тыс.
В мировом масштабе лидирует китайская BYD — продажи в 2015 году составили 60 тыс. машин, на втором месте американская Tesla — 51 тыс., на третьем — японская Nissan, 50 тыс.
Федерация отмечает, что в ближайшие годы рынок электромобилей может расти еще быстрее — по мере запуска новых мощностей и моделей. Такие планы уже есть у Volkswagen, Tesla, Mercedes, BMW, Nissan, Renault. Особое внимание уделяется VW, которая на фоне скандала с выбросами (так называемый дизельгейт) уже объявила об активизации разработки электромобилей — только к 2025 году концерн намерен запустить в производство 30 новых моделей электромобилей среди всех своих подразделений.

4.

10 признаков начинающегося бума электромобилей.
Лидеры и новички мирового автопрома осознали, что будущее - за электрическими двигателями, и при государственной поддержке форсируют исторический переход на новую технологию.
Растущее число специалистов в области автомобилестроения убеждено: давно назревавшая "революция электромобилей" в 2016 году окончательно началась. Мы собрали очевидные признаки надвигающегося бума.

Число проданных машин приблизилось к критической массе

К концу 2016 года по дорогам планеты будут бегать 2 миллиона автомобилей с электрическими или гибридными двигателями (сочетают электрический и бензиновый моторы). При этом в Европе (ЕС плюс Норвегия, Швейцария, Исландия и Лихтенштейн) их число, по подсчетам брюссельской аналитической компании Transport&Environment, превысит 500 тысяч. Это уже близко к той критической массе, когда повсеместная установка станций зарядки станет оправданной. Отсутствие широкой зарядной инфраструктуры - пока одно из главных препятствий для развития электромобильности.

Китай вышел в лидеры по продажам и производству

Крупнейший автомобильный рынок планеты стал и важнейшим рынком электромобилей. По объемам их продаж Китай обогнал США еще в 2015 году, а уже в 2016-м недосягаемо ушел в отрыв.
С января по август этого года в КНР, по данным немецкого Центра автомобильного менеджмента (CAM), было зарегистрировано примерно 240 тысяч новых легковых и коммерческих электромобилей и гибридов, что в два с лишним раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Американцы за то же самое время купили около 93 тысяч.
Всемирное лидерство в области электромобильности Китаю обеспечила целенаправленная государственная политика. С одной стороны, власти КНР руководствуются экологическими соображениями: они предоставляют различные льготы покупателям электромобилей, поскольку стремятся снизить уровень загазованности в больших городах.
С другой стороны, они проводят прагматичную промышленную политику, действуя на опережение. "Они осознали, что не имеют ни брендов, ни ноу-хау, чтобы конкурировать на рынке обычных автомобилей, и решили обскакать ЕС и США, сделав Китай крупнейшим производителем электромобилей", - поясняет эксперт Transport&Environment Грег Арчер. Уже сейчас абсолютное большинство продаваемых в КНР машин с электрическими двигателями - местного производства. А это, в свою очередь, заставляет зарубежных автостроителей форсировать разработку собственных электромобилей, чтобы удерживать в будущем позиции на китайском рынке.

Норвегия показывает, как нишевый продукт сделать доминирующим

Норвегия - мировой лидер по доле электромобилей в общем объеме проданных новых легковых машин: здесь она достигла 28 процентов. Это показывает, что при правильном государственном стимулировании нишевый продукт за считанные годы можно сделать общепринятым, а в перспективе и доминирующим. То, что электромобили прижились в стране с суровым климатом и большими расстояниями, служит примером для других северных государств, прежде всего - скандинавских.

Из-за "дизельного скандала" Volkswagen сменил стратегию

В апреле 2016 года о программе переориентации на выпуск электромобилей объявил крупнейший автостроитель Европы Volkswagen. Изменить корпоративную стратегию немецкий концерн заставили разразившийся в сентябре 2015 года "дизельный скандал" (компания многие годы сознательно занижала данные о вредных выхлопах своих дизельных моторов) и долгосрочные интересы в Китае (VW не хочет уступать многолетнее лидерство на китайском автомобильном рынке).
Новый глава концерна Маттиас Мюллер (Matthias Müller) провозгласил 2016 год "годом перехода", обещав к 2025 году разработать 30 новых моделей электромобилей и гибридов. Через десять лет их ежегодный выпуск должен составить как минимум 1 миллион.

Ведущие автостроители ускоряют разработку электрических моделей

Убедительным свидетельством ускоряющегося разворота отрасли в сторону электромобильности стал в сентябре Парижский автосалон-2016. Он, в частности, показал, что вслед за японской компанией Toyota и франко-японской Renault-Nissan на электрическую тягу все более активно переключаются немецкие производители, до этого сильно увлекавшиеся дизельными двигателями. Так, глава Daimler Дитер Цетше (Dieter Zetsche) объявил в Париже, что до 2025 года от 15 до 25 процентов всех продаваемых концерном автомобилей будут оснащены электромотором. BMW еще весной 2016 года провозгласил разворот в сторону цифровых технологий и электромобильности.

T-гиганты из США продвигают идею "компьютера на колесах"

Google уже экспериментирует с автомобилем собственной разработки, Apple еще решает, идти ли по тому же пути или сосредоточиться на создании софта для автономного вождения. В любом случае превращение автомобиля в "компьютер на колесах" идет полным ходом, и лидируют в этом процессе новички отрасли - американские IT-гиганты. А они изначально делают ставку только на электромобили.

Tesla собирает заказы на Model 3 и запускает производство батарей

Американский первопроходец в деле электромобильности, компания Tesla Motors, весной 2016 года начала собирать предварительные заказы на свой первый бюджетный электромобиль Model 3, который поступит в продажу в 2017 году. За несколько недель предоплату внесли свыше 400 тысяч покупателей. В результате летом компания решила удвоить производственную площадь своей калифорнийской фабрики. А в конце июля Tesla сдала в Неваде в эксплуатацию первую очередь Gigafactory - крупнейшего в мире завода по выпуску литий-ионных батарей, который с 2020 года сможет обеспечивать ими 500 тысяч электромобилей в год.

В Германии стартовала программа субсидирования

Вслед за другими странами оказывать государственную поддержку электромобильности в 2016 году начала и Германия. На крупнейшем автомобильном рынке Европы с июля при покупке электромобиля предоставляют премию в 4000 евро, а гибрида - в 3000 евро. Выделенных на это 1,2 миллиарда евро должно хватить на субсидирование примерно 400 тысяч покупателей. В сентябре бундестаг подкрепил эту программу налоговыми льготами для держателей таких автомобилей. Пока, правда, спрос на премии невелик.

Deutsche Post DHL пересаживает почтальонов на электромобили

Тем временем за продвижение идеи электромобильности в области коммерческих автомобилей взялся немецкий почтовый концерн Deutsche Post DHL. Он купил инженерный стартап StreetScooter, и весной 2016 года эта компания начала серийное производство электромобилей, предназначенных для развоза посылок. Со следующего года фабрика выйдет на проектную мощность в 10 тысяч единиц. В результате через несколько лет немецкие почтальоны будут разъезжать главным образом на электромобилях, а продукцию этого автостроительного новичка смогут приобретать другие транспортные или ремесленные фирмы.

Евросоюз и бундесрат ФРГ предлагают административные меры

Чтобы дополнительно поддержать начинающуюся "революцию электромобилей", бундесрат ФРГ, представляющий интересы немецких федеральных земель, в октябре предложил запретить с 2030 года регистрацию в Германии новых легковых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. А Еврокомиссия, судя по сообщениям СМИ, готовит решение, согласно которому в будущем каждый новый жилой дом в Евросоюзе должен быть оснащен системой зарядки электромобилей. Оба предложения еще не приняты, но они весьма красноречиво свидетельствуют о нарастающем в ЕС желании политически ускорить внедрение новой технологии и защиту глобального климата.

Влад Пономарь