«Нефтяная игла больше не спасет (28 ноября)» - Влад Пономарь

«Нефтяная игла больше не спасет (28 ноября)» - Влад Пономарь

1.Commerzbank: Саудовская Аравия пошла на попятную? Нефть упадет до $40!
Цены на нефть упали почти на 4% в пятницу и сегодня утром продолжили двигаться по нисходящей траектории, в результате чего котировки Brent достигали $46.3 за баррель, WTI - $45 за баррель. Снижение стало следствием новостей о том, что Саудовская Аравия не примет участия сегодня в неформальных переговорах с производителями нефти, не входящими в ОПЕК. Кроме того, министр энергетики Саудовской Аравии вчера заявил, что в следующем году рынок сам сбалансируется: спрос догонит предложение даже без сокращения производства. Это породило новую неопределенность в отношении соглашения по сокращению добычи в ОПЕК, которое должно быть достигнуто на саммите в Вене в среду. Мы можем только гадать о том, почему Саудовская Аравия так резко поменяла позицию.
В настоящее время ОПЕК добывает примерно на 700 тыс. барр./сутки больше, чем требуется. Ливия и Нигерия пользуются каждым удобным случаем, чтобы поднять текущую добычу до нормальных уровней. Если ОПЕК в среду решит не урезать производство, цены на нефть могут упасть к отметке в $40 за баррель.

2. Commerzbank: все дебаты о сокращении добычи нефти - посмешище.
Нефть к концу недели попала под давление. Чтобы рынок нефти стабилизировался на сколько-нибудь продолжительное время, картель должен уменьшить добычу до нижней границы предложенного диапазона, то есть до 32.5 млн барр./сутки. Учитывая текущий уровень производства в ОПЕК, это означает снижение на 1 млн барр./сутки.
Однако ни один член картеля сейчас не выражает желания урезать производство. Как сообщил министр нефти Азербайджана, ОПЕК намерена предложить странам, не входящим в картель, согласиться на сокращение добычи в размере 880 тыс. барр./сутки на период в полгода, начиная с первого декабря 2017 года. Это абсолютно нереалистично, если только России не удастся убедить других производителей, что ее план заморозить производство на нынешнем рекордном уровне фактически означает сокращение. В таких условиях министр энергетики России Александр Новак говорит о предыдущем плане страны в следующем году увеличить добычу на 200-300 тыс. барр./сутки, что делает посмешищем все дебаты о сокращении производства нефти.

3. Нефтяная сделка ОПЕК висит на волоске.
(Bloomberg) -- ОПЕК предпринимает отчаянную попытку в последний момент договориться о сокращении добычи: министры двух стран-членов направляются на переговоры в Россию в то время, как Саудовская Аравия впервые дала понять, что группа могла бы обойтись без снижения производства.
Организация стран-экспортеров нефти попытается окончательно согласовать условия первого за восемь лет сокращения добычи на заседании в Вене в среду. Между тем внутри группы сохраняются разногласия о том, как разделить бремя сокращений между странами-членами, а министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалих предположил, что добыча могла бы остаться неизменной.
"Мы ожидаем восстановления спроса в 2017 году, затем цены стабилизируются, и это произойдет без вмешательства ОПЕК, - сказал аль-Фалих в Дахране в воскресенье, согласно саудовской газете Asharq al-Awsat. - У нас нет единственно заданного пути, такого как сокращение добычи на заседании ОПЕК, мы могли бы положиться и на восстановление спроса, особенно со стороны США".
За два дня до этих заявлений Саудовская Аравия отказалась от участия в запланированных на понедельник консультациях с не входящими с ОПЕК странами, включая РФ, из-за расхождения позиций внутри организации. Позже консультации были полностью отменены, и теперь вместо них ОПЕК планирует провести собственную встречу в Вене для преодоления разногласий в преддверии министерского заседания в среду.
Пытаясь урегулировать противоречия между Саудовской Аравией, Ираном и Ираком, ОПЕК одновременно просит о кооперации не входящих в группу крупных производителей, таких как РФ. Россия пока что выступала против запрошенного группой сокращения добычи, вместо этого предлагая заморозить свое производство на текущем уровне.
В качестве неожиданного шага министр энергетики Алжира Нуреддин Бутерфа, один из архитекторов сентябрьского соглашения ОПЕК об ограничении добычи, и его коллега из Венесуэлы Эулохио дель Пино, частый посредник на переговорах организации, встретятся в Алжире и направятся в Москву в понедельник, сообщили два знакомые с ситуацией делегата на условиях анонимности в связи с непубличным характером информации.

4. Нефть обвалилась на 4% после отказа Саудовской Аравии от переговоров с Россией.
Цены на нефть ускорили падение во второй половине торгов пятницы на сообщениях об отсутствии прогресса в подготовке сделки по ограничению добычи и разногласиях между ее ключевыми участниками.
Саудовская Аравия отказалась от участия в переговорах с представителями России и других не входящих в ОПЕК стран, рассказал Reuters источник в организации. Встреча была намечена на понедельник, ее участники планировали обсудить вклад стран не из ОПЕК в сделку по стабилизации рынка.
России и другим не входящим в картель странам было предложено сократить добычу на 500 тысяч баррелей в сутки, сообщили накануне источники Bloomberg и подтвердил в пятницу глава Минэнерго России Александр Новак.
По словам Новака, этот вариант Россию не устраивает. Сохраняя рекордные со времен СССР объемы нефтедобычи, Россия вносит свой вклад, поскольку в противном случае может увеличить производство еще на 200-300 тысяч баррелей в день, объяснил он.
Внутри ОПЕК также добиться согласия пока не удалось - именно поэтому Эр-Рияд отменяет переговоры, рассказал источник Reuters.
"Есть официальное письмо от Саудовской Аравии, там говорится, что они не будут присутствовать на встрече (в понедельник), поскольку министры должны сначала согласовать сокращение, а уже потом представить странам не из ОПЕК", - сказал делегат "Нам нужно решить наши проблемы в ОПЕК сначала. Мы пока не достигли соглашения", - сказал другой источник из региона Персидского залива, знакомый с позицией Саудовской Аравии. На саммите 30 ноября страны ОПЕК, как ожидаются, представят свой план по ограничению добычи: обсуждаются варианты снижение на 4,5% всеми странами картеля, кроме Ливии и Нигерии, а также потолок добычи в 32,5-33 млн баррелей в день.
В октябре ОПЕК увеличила добычу до исторического рекорда в 33,6 млн баррелей в сутки. Россия в ноябре ответила максимальной добычей с последних лет СССР в 11,2 млн баррелей в день.

5. Иран надеется, что ОПЕК позволит ему оставить ему прежние условия по добыче нефти.
Глава министерства нефти Ирана Биджан Зангане выразил надежду, что ОПЕК не станет настаивать на фиксации Тегераном добычи нефти на уровне 1,1 млн баррелей в сутки, передает RNS.
Ранее сообщалось, что в преддверии встречи ОПЕК Иран посетил министр энергетики Алжира Нуреддин Бутарфа с предложением присоединиться к ограничениям на добычу нефти в районе 1,1 млн баррелей в сутки.
Саудовская Аравия, в свою очередь, настаивает на том, чтобы Иран присоединился к остальным странам ОПЕК в деле сокращения добычи нефти ради стабилизации рынка.
Иран отказался сократить добычу ввиду намерения занять нишу на рынке нефти после снятия экономических санкций в январе 2016 года, в результате чего стабилизировать рынок нефти пока не удалось.

6. Ливия не присоединится к соглашениям ОПЕК о сокращении добычи "в обозримом будущем".
Ливийская Национальная нефтяная корпорация (NOC) заявила в воскресенье, что не будет участвовать в каких-либо договоренностях ОПЕК о сокращении добычи "в обозримом будущем", поскольку североафриканская страна пытается восстановить производство после гражданской войны.
"Ливия находится в столь опасной экономической ситуации, что она никак не сможет участвовать в сокращениях добычи ОПЕК в обозримом будущем", - сказал председатель совета директоров NOC Мустафа Саналла делегатам Арабо-Австрийского экономического форума в Вене в пятницу. Об этом говорится в заявлении NOC.
Ливия увеличила более чем вдвое добычу - примерно до 600.000 баррелей в сутки - после открытия в сентябре до этого заблокированных нескольких нефтяных портов.
Однако объем производства остается намного ниже 1,6 миллиона баррелей в сутки, которые страна добывала до восстания 2011 года, и страна быстро исчерпала свои валютные резервы.
Ливия уже выражала нежелание сдерживать добычу, и на следующей неделе картель должен обсудить предложение, предусматривающее ограничение производства без участия Ливии и Нигерии, чья добыча также снизилась из-за военного конфликта.
NOC надеется нарастить производство до 900.000 баррелей в сутки к концу нынешнего года и до 1,1 миллиона баррелей в сутки в 2017-м, однако повышение добычи зависит от того, удастся ли снять блокаду с нефтепроводов, обслуживающих месторождения на западе страны.

7. Венесуэла надеется на «заморозку» нефти, но увеличивает ее добычу.




Часть 2. Новая роль США и новости с рынка газа:

1. Трамп лишь ускорит начало новой «энергетической войны»
Согласие Ирана и Ирака на заморозку нефтедобычи может на какое-то время стабилизировать глобальный рынок углеводородного сырья. Но это вовсе не означает, что все противоречия между ключевыми производителями нефти уже сняты, поскольку из-за кулис «нефтяного бомонда» уже не скрываясь выглядывает другой участник этого рынка — США, которые противостоят ОПЕК и другим крупным производителям «черного золота». Причем с позицией США в настоящее время не считаться нельзя. Особенно после ряда заявлений нового президента США Дональда Трампа по энергетической политике, которую он намерен проводить, когда официально вступит в должность.
Еще недавно экспертам удалось убедить мировое сообщество в том, что производство сланцевой нефти не даст сильно вырасти нефтяным ценам, поскольку, если стоимость сырья перешагнет за 60-долларовый барьер, то конъюнктура рынка меняется — на него нескончаемым потоком хлынет сланцевая нефть. А это снова приведет к дисбалансу спроса и предложения на рынке — сколько бы ОПЕК и другие страны-производители нефти не договаривались, но предложение снова превысит спрос. Новый виток снижения цен на нефть вновь вернет всех производителей в замкнутый круг — выше определенного уровня нефтяные цены подниматься не будут. Более того, они будут больше тяготеть к сползанию вниз, чем делать робкие попытки роста.
На этой неделе новоизбранный президент США Дональд Трамп подтвердил свое предвыборное обещание отказаться от ограничений на производство американских нефти и газа.
«Я отменю уничтожающие рабочие места ограничения на производство в американской энергетике, включая сланцевую энергетику и чистый уголь, что позволит создать много миллионов высокооплачиваемых рабочих мест», — заявил Трамп в своем видеообращении.
Теперь многие СМИ задаются вопросом: что же намерен сделать Трамп? До сих пор в США действовало, хотя и уже в более смягченном варианте, ограничение на добычу и экспорт традиционной нефти, включая шельфовую. Не так давно Обама буквально продавил разрешение на расширение операций со сланцевой нефтью — и это не осталось незамеченным на мировом рынке нефти, цены поползли вниз.
Несколько десятков лет США держали свои нефтяные резервы в нефтехранилищах про запас, в основном импортируя нефть — крупнейшим поставщиком была Саудовская Аравия. Более того, до сих пор США являются крупнейшим импортером нефти в мире, хотя в этом плане им на пятки уже наступает Китай.
Если в ближайшей перспективе в США начнется широкомасштабная нефтедобыча — традиционной нефти, шельфовой и сланцевой — то Штаты могут быстро превратиться в крупнейшего экспортера нефти, потеснив на мировом рынке и Саудовскую Аравию, и Россию.
Трамп говорит о том, что хочет добиться увеличения производства энергетического сырья, чтобы расширить и оздоровить именно американский рынок труда, обеспечив таким образом больше рабочих мест. Но чтобы на этом рынке начались позитивные сдвиги, необходимо, чтобы энергоресурсы продавались по таким ценам, которые будут комфортными для американских производителей. Но как этого достичь, если нефтяной рынок вновь столкнется с избыточным предложением, причем еще в большем масштабе, чем ранее? А американские сланцевики лишь ускорят этот процесс.
Если Трамп все-таки изменит энергетическую политику США, то это повлечет за собой отрицательные последствия для энергетики других стран-производителей нефти, которым придется «учитывать надвигающееся ужесточение конкуренции и сделать все для закрепления за собой необходимой доли «нефтяного пирога». Так, Саудовская Аравия попытается предпринять активные шаги по еще большему расширению новых рынков сбыта, например европейского, потеснив на нем Россию, предлагая масштабные скидки. И энергетическая война разгорится с еще большей силой, что может серьезным образом нарушить все прежние договоренности, которые с огромным трудом пытаются достичь ведущие производители нефти.

2. Рост производства СПГ в США и Австралии заставляет Катар снижать цены.
Рост производства СПГ в США и Австралии и ожидаемое усиление конкуренции на глобальном рынке заставляют лидера рынка Катар снижать цены, чтобы сохранить долю на азиатском рынке и в Европе, сообщает арабское издание the National.
По данным Международного энергетического агентства (МЭА), новые производственные мощности в США и Австралии обеспечат увеличение объемов производства СПГ к 2021 году на 45% к уровню прошлого года. К 2021 году Австралия обгонит Катар по объемам экспорта СПГ.
Производители СПГ уже начали принимать меры, направленные на сохранение доли рынка на фоне замедления темпов роста спроса на газ. Согласно прогнозам МЭА, в 2015-2021 гг. рост спроса на газовое топливо составит 1,5%. Для сравнения, за последние 10 лет этот показатель оставался на уровне 2,2%.
Так, Катар уже начал менять свою тактику в Азии: инициированы переговоры о пересмотре условий долгосрочного соглашения на поставки в Индию. RasGas, один из двух СПГ- операторов в Катаре, договорился о поставке дополнительных объемов СПГ крупнейшему импортеру газа в Индии Petronet, а также согласился вдвое снизить цену на газ в рамках существующего 25-летнего контракта с компанией. Также Катар отказался штрафовать Petronet за невыполненные контрактные обязательства по объемам закупки в прошлом году.
Второй катарский производитель СПГ Qatargas подписал гибкий договор сроком на 7,5 лет о поставках до 1,1 млн тонн газа в год в Европу с энергетической компанией RWEST.
По данным международного объединения импортеров СПГ, доля Катара на рынке поставок СПГ в настоящее время составляет 32%, Австралия находится на втором месте с долей 12%, Малайзия - на третьем месте с долей 10% рынка.
Катар также намерен развивать поставки СПГ, который он покупает у других экспортеров. Ранее государственная корпорация Qatar Petroleum и ExxonMobil объявили о создании компании Ocean LNG, которая будет торговать СПГ, производимым за пределами Катара.
В ближайшие годы инвестиции в расширение мощностей по экспорту СПГ в Австралии (до 800 млрд кубометров) составят 200 млрд долларов США. Целевым рынком для австралийских СПГ- заводов является Азия. Тем временем, экспортеры из США ориентируются прежде всего на европейский рынок.
Сланцевая революция позволила США нарастить экспорт СПГ за восемь месяцев этого года до 89,4 млрд кубических футов (2.5 млн кубометров) СПГ по сравнению с 16,5 млрд кубических футов за весь прошлый год.
С другой стороны, новый рынок потребления СПГ формируется в регионе Ближнего Востока и Северной Африки. В среднесрочной перспективе инвестиции в развитие инфраструктуры для импорта СПГ в регион составят порядка 10,3 млрд долларов США. Доля региона на рынке импорта СПГ достигнет к концу следующего года 6,5% по сравнению с 1% в 2013 году.
В прошлом году Ближний Восток увеличил импорт СПГ более чем в два раза до 10 млн тонн в год. Основными покупателями СПГ стали Египет и Иордания. Однако спрос на СПГ со стороны этих покупателей может быть нестабильным, так как он зависит от цен. Египет, который еще недавно был экспортером СПГ, стал импортировать топливо из-за проблем с добычей. Однако как только начнется добыча на крупном месторождении Зохр, обнаруженном в прошлом году, страна вновь станет экспортером.
В настоящее время спотовые цены на СПГ в Азии находятся на уровне около 5,5 долларов за mmbtu. Для сравнения, в 2014 году цены превышали 20 долларов за mmbtu, Такое резкое снижение цен обусловлено сокращением спроса прежде всего со стороны двух крупнейших импортеров - Японии и Кореи, кризисом на глобальных сырьевых рынках и ростом производства.
Согласно прогнозам BMI Research (подразделение Fitch Group), средняя цена на СПГ в Азии в предстоящем году составит порядка 4,15 долларов за mmbtu.

3. Сланцевый глас.
Половина новых мощностей СПГ будут американскими.
Приблизительно половина прироста мирового производства сжиженного природного газа в 2016-2021 годах будет приходиться на США, ожидает Международное энергетическое агентство (МЭА).
В настоящее время, по данным агентства, строятся мощности по производству СПГ общим объемом в 151,3 миллиарда кубометров со сроками ввода в строй от 2016 до 2021 года. Из них на США приходится 74,8 миллиарда кубометров.
Экспортный потенциал СПГ в мире на конец октября 2016 года составляет 445 миллиардов кубометров. При этом около 65 миллиардов кубометров от этого объема не используются

4. Экспорт газа из США превысил импорт впервые за почти 60 лет.
В США объем экспорта природного газа впервые почти за 60 лет превысил импорт, пишет The Wall Street Journal со ссылкой на компанию S&P Global Platts, которая собирает данные о торговле на рынках энергетики.
По данным компании, в текущем месяце США экспортировали в среднем 210 млн кубометров природного газа в сутки, а импортировали — около 190 млн кубометров. При этом отмечается, что экспорт уже превышал импортируемое сырье на несколько дней в сентябре.
Ранее в Техасе было обнаружено крупнейшее в США нефтегазовое месторождение.

Влад Пономарь