"Одна история из Донецка" - Денис Казанский

"Одна история из Донецка" - Денис Казанский

Наверное, стоило рассказать эту историю уже достаточно давно, но я не писал об этом по одной причине — боялся навредить. Когда кто-то попадает на подвал в ЛДНР, родные часто просят не поднимать шум, рассчитывая договориться м решить все по-тихому. Люди боятся оглаской ухудшить положение своих близких, которые попали в беду, поэтому я не всегда пишу о том, что кого-то взяли в заложники, даже когда знаю о таких фактах. А знаю я немало, уж поверьте.

Сегодня я расскажу про Владимира Фомичева, который находится в плену у боевиков ДНР с января этого года. Его история в целом весьма показательна, и она сама по себе не столько про самого Вову, сколько в общем про Донбасс и его жителей. Такие истории, как мне кажется, лучше всего иллюстрируют войну и говорят о ней намного больше, чем официальные сводки и кадры боев.

До войны Вова Фомичев был студентом, моя жена преподавала у него, поэтому мы знали друг друга. Он всегда довольно активно интересовался политикой, и по юности наивно вступил в организацию «Молодые регионы» (молодежку ПР), видимо по тем же мотивам, по которым когда-то люди вполне искренне вступали в комсомол. Однако через некоторое время вышел оттуда, убедившись в том, что молодежная организация фейк, и нужна она лишь для распила денег и создания студенческих массовок по праздникам.

После этого Фомичев вступил в организацию «Фундация региональных инициатив». Раньше она была довольно авторитетна, и только после начала войны как-то пропала из медиаполя. В прошлом ФРИ возглавляли хорошо известные сегодня Александр Солонтай и Виталий Шабунин. В Донецке их ячейка до начала погромов и арестов также была довольно активна. Там Фомичев познакомился и подружился с еще одним активным донецким «фришником» Ромой Хузяхметовым, сыгравшим роковую роль в его судьбе. Забегая вперед скажу, что именно Рома сдал Вову в МГБ ДНР и попросил, чтобы к «опасному укропу» применили самые жесткие меры.

Когда начался Евромайдан, и Вова Фомичев, и Рома Хузяхметов активно его поддержали. Оба они с первых дней ходили на Евромайдан в Донецке, принимали участие в стычках с титушками и в целом поддерживали идеи свержения Януковича.

При этом Рома Хузяхметов параллельно ходил еще и на какую-то тусовку, где собирались антимайдановцы. Я не слишком близко с ним общался, поэтому подробностей уже не помню, но он рассказывал всем, что внедрился к противнику и добывает там информацию. Как стало ясно уже потом, у антимайдановцев он рассказывал ровно то же самое и сливал им информацию про евромайдан. Рома оказался хитрее всех, поэтому выбрал самую простую схему — остаться в том лагере, который в итоге победит.

Поначалу, когда Янукович убежал, Рома решил было, что все кончилось, и принялся радостно вместе со всеми добивать «старый режим». В начале марта, когда в Донецке начались беспорядки, организованные Губаревым, Хузяхметов еще был «патриотом», поэтому написал заяву на Пашу в СБУ. Когда Губарева приняли, Рома Хузяхметов был одним из свидетелей, которые давали показания против него. Однако чуть позже, когда выяснилось, что украинская власть на Донбассе пала, и контроль над регионом установила ДНР, Рома переметнулся на сторону сепаратистов и стал делать вид, что поддерживал их с самого начала.

Со стороны это поначалу выглядело очень комично. Особенно для тех, кто давно и хорошо знал Рому. Когда Паша Губарев увидел такой поворот, то натурально охренел от увиденного и стал срывать с Хузяхметова покровы.

«Когда меня взяли СБУшники и стали шить дело, в деле этом было шесть свидетелей, которые дали против меня показания. Одним из этих уродов был Хузяхметов. (Позже я выложу эти документы. Там этот молодой отпрыск так четко и искренне формулирует мою антигосударственную деятельность, что просто диву даешься.) Эти показания он давал от души, но не по собственной инициативе, но по просьбе старших товарищей.

Нынче этот молодой-нос-по-ветру-держащий и перспективный-молодой-политик работает у Грановского и славословит республику. Далеко пойдет, товарищ Хузяхметов. Молодец!» — возмущался Паша, но к этому времени он сам был в Донецке уже никем, и его призывы остались без внимания.

В 2015 году Рома пристроился в работать в администрацию Дебальцево, которую в то время возглавлял Алексей Грановский, бывший регионал и «министр ДНР». Конечно, после яркой евромайдановской биографии к Роме возникали вопросы, поэтому чтобы снять их, он написал эпический пост о том, как два года работал стукачом, внедрялся к укропам и шпионил в лагере врага ради торжества русского мира. Про свидетельства против Губарева Хузяхметов почему-то не написал ничего. Зато попытался выслужиться перед людьми, которые взяли его под свое крыло в ДНР. Для этого Хузяхметов выдумал несусветную хуйню про какую-то лигу «выдающихся джентельменов», в которую входили Елена Блоха, Алексей Грановский, Игорь Мартынов, и другие деятели Партии регионов разной степени ничтожности, которые якобы возглавляли в Донецке антиукраинское восстание.

Конечно, любой, кто хоть немного знаком с настоящим положением дел в Донецке, понимает, что на самом деле никакая Елена Блоха ничего никогда нигде не возглавляла и не могла возглавлять в принципе, поскольку всегда была задроченой обслугой, которая хвостиком бегала за вышестоящим начальством. Ровно как и Мартынов с Грановским. Эти люди являются обычными перевертышами, точно такими же, как и Хузяхметов, и большая часть современных «депутатов и министров» ЛДНР, которые банально ждали куда подует ветер и кто победит.

Движущей силой бунта на первых порах были совсем другие люди, фанатики и русские националисты, вроде Губарева, Руденко и Цыплакова. Справедливости ради следует сказать, что у них по крайней мере были убеждения и определенная смелость для того, чтобы делать то, что они сделали. Но в посте Хузяхметова о них ничего нет. В «молодой республике» уже вовсю переписывают историю, стирая из нее неудобных и ненужных персонажей и героизируя всяких трусливых чинуш, которые переждали самые бурные события в кабинетах за спинами отчаянных пассионариев. И как раз для этого такие, как Рома очень нужны. Ничего нового в этом нет. Подобные процессы можно было наблюдать и в истории СССР, когда из нее вдруг понадобилось вымарать настоящих организаторов революции вроде Троцкого, Каменева и Зиновьева, а роль Сталина сильно выпятить и приукрасить. И тогда тысячи Хузяхметовых с удовольствием брались за работу.

Вова Фомичев покинул Донецк, как и большинство участников Майдана весной-летом 2014, когда находиться в городе стало опасно. Сам по себе Вова человек мирный и совершенно не боевой, поэтому ни в каких драках, стычках и боях участия не принимал. Занимался учебой. Самым страшным его «преступлением» против сепаратистов было участие в Майдане и поддержка Украины. Однако, для того, чтобы попасть в подвал, хватило и этого.

На новый 2016 год Вова решил отправиться к родителям в Макеевку. Конечно, знакомые отговаривали его от этого, как могли, но ему хотелось домой. Вова ссылался на посты в ту пору проживавшего в Донецке Энрике Менендеса, который писал о том, что в городе уже наладилась мирная жизнь, людей на улицах больше не хватают, и беспредела почти нет. Никакие отговорки не возымели действия.

В Донецк Вова въехал нормально, но уже там он додумался встретиться со своим старым другом Ромой Хузяхметовым. Я не знаю, как можно охарактеризовать эту наивность. Более глупого поступка представить себе сложно, однако он зачем-то на это пошел. Возможно, верил, что несколько лет дружбы что-то значат для Ромы. Возможно, просто не мог представить тех глубин, до которых может доходить моральное падение. А может быть, просто искренне считал, что брать его не за что. Ведь он и в самом деле не вел никакой активной деятельности после своего отъезда из Донецка.

Однако Рома, стремясь доказать свою верность новым покровителям, заложил Вову в МГБ. Причем, не просто заложил, а заявил, что тот является террористом и приехал в Донецк, чтобы совершить теракт. С тех пор Вова больше полугода сидит в подвале.

От уже освобожденных из плена людей я знаю, что над ним издеваются. Последний раз когда Вову видели, он выглядел очень плохо. И хуже всего, что в его деле нет никакой определенности. Фомичева нет в списках на обмен. Официально он не считается военнопленным. И хотя можно сказать, что в плен он во многом попал по собственной глупости, Вову очень жаль. Насколько может быть жаль невиновного человека, который находится в тюрьме и подвергается пыткам просто за «мыслепреступление».

Нужно вытаскивать Вову. Я очень надеюсь, что о нем не забудут и его освободят.