Беларусь готовится к новой протестной волне

Беларусь готовится к новой протестной волне

День Воли 25 марта власти уже фактически запретили, отклонив заявку на проведение шествия. Сторонники перемен готовятся выйти на улицу, несмотря на превентивные задержания и предупреждения о незаконности празднования.

День Воли — годовщина провозглашения независимости первого национального государства — Белорусской Народной Республики. 25 марта 1918 года была принята 3-я Уставная грамота, объявляющая о создании БНР.

Если протестная активность в Беларуси и затихла на время зимы, то репрессии в отношении протестовавших и протестующих против результатов выборов президента 9 августа, не прекращались. Наоборот, с начала года суды над участниками мирных акций проходят ежедневно — и наказывают чаще не штрафами, а ограничением и лишением свободы; активистов, попавших в поле зрения силовиков, увольняют с работы; задержания и обыски — привычные каждодневные новости.

Представители действующей власти неоднократно рассказывали о своей подготовке к весенним протестам. 9 марта глава КГБ Иван Тертель в эфире гостелеканала рассказала о намеченных на 25-27 марта «попытках дестабилизации ситуации в стране», которые готовят «политэмигрантские подрывные центры». Говорилось и о выявленных террористических группах. Отметим, что это регулярный прием властей, накануне выборов 2006 года КГБ сообщал о крысах в колодцах для отравления населения, выборов 2010-го — о тысячах металлических штырей, за неделю до Дня Воли-2017 — о джипах с оружием, прорывавших белорусско-украинскую границу, тогда же было заведено «дело «Белого легиона», патриотической организации, якобы готовившей вооруженные столкновения. Расследование всех этих дел закончилось без результатов.

11 марта, говоря об очередных кадровых перестановках в силовом блоке, Александр Лукашенко напутствовал военных словами о внутренней угрозе: «Никто на нас группировками наступать не будет, как шли в 1941 году. Потому что обстановка поменялась. Будут подрывать изнутри. (…) Не надо сидеть в войсках и ждать, что кто-то пересечет нашу границу и вот тогда мы ружье возьмем и начнем воевать. Воевать будем отсюда. Вы к этому должны быть готовы». На следующий день в сети появился секретный запрос главы МВД в адрес министра обороны о привлечении 25 марта вооружённых сил к охране общественного порядка. МВД не подтвердило, но и не опровергло подлинность документа.

С 1 марта в Беларуси вступил в силу обновленный Кодекс об административных правонарушениях. За участие в несанкционированных акциях увеличены размеры штрафов, сроки административных арестов, добавлен новый вид наказания — общественные работы, за участие в акциях несовершеннолетних предусмотрено наказание родителей денежными штрафами.

Не прекращалась и кампания по представлению бело-красно-белой символики экстремистской и нацистской. Вечером 21 марта в Хатыни прошла инициированная властями Всебелорусская молитва о мире. В своей речи Лукашенко обратился и к тем, «кто сознательно пытается возродить символы нацизма»: «Пусть это единицы. Как говорят: «В семье не без урода». Но такие, к сожалению, есть в современной Беларуси. Я обращаюсь ко всем, кто убежден, что фашизм нес на нашу землю цивилизацию, кто героизирует убийц, кто поклоняется БЧБ-флагам, под которыми проводился геноцид белорусского народа. Мы занялись этой проблемой, и мы докажем и покажем всему миру, что такое геноцид и что те, кто сегодня нас пытаются поучать, как жить, как минимум не имеют на это права. Всем вам, заблудшим и одурманенным, говорю: «Иди и смотри!». Примечательно, что Алесь Адамович, по чьей книге снят фильм «Иди и смотри», был как раз из тех белорусов, кто принял бело-красно-белый флаг после обретения независимости Беларусью в 1991 году. Как и Василь Быков, фронтовик, классик белорусской и советской литературы. Пока так называемая бчб-символика официально не запрещена, но за ее использование силовики задерживают и наказывают, называя в протоколах «протестной символикой» или «протестным сочетанием цветов».

Нападки Лукашенко на символику накануне Дня Воли, обещание «показать всему миру, что такое геноцид», постоянное упоминание фашизма и белорусского протестного движения в одном контексте можно расценить как «индульгенцию и разрешение на любые действия силовиков, но, как мне кажется, все это они уже получили летом 2020 года», отмечает в интервью RFI известный белорусский политический обозреватель Петр Кузнецов. «И мы хорошо увидели последствия этой индульгенции летом и осенью и видим сегодня. Помним фразу Лукашенко «иногда не до законов», это «иногда» сейчас имеет неограниченный временем характер. Конечно, вся эта бешеная фейково-пропагандистская кампания против национальных символов имеет все признаки дегуманизации противника, но делается это не для того, чтобы выдать кому-то индульгенцию. Думаю, власти очень хорошо чувствуют, что для силовиков сегодня уже недостаточно мотивации для того, чтобы продолжать борьбу бесконечно, без понятной точки возможной победы, без личной для каждого уверенности в том, что их действия нужны всем, а не одному конкретному человеку. Допускаю, что в рядах не только силовиков, но и чиновников начинаются сомнения: действительно ли борьба идет с какой-то группой, а не со всем народом? (….) Поэтому логично, что сейчас пропаганда пробует выстроить какую-то конструкцию, в которой действующий режим борется не за себя, не за свое благосостояние и личный комфорт, а вот за весь народ, который стоит якобы чуть ли не на краю национальной катастрофы, за которым всех ждут концлагеря «фашистов» и газовые камеры», - сказал Петр Кузнецов.

Планы явные и тайные

Замминистра МВД Николай Карпенков в интервью sputnik.by рассказал, как именно силовики собираются встретить День Воли: «Есть определенные контрольные даты — 25 марта — День БНР, когда они скажем так выползают на свой, на этот праздник. Я скажу так, пройдя те испытания, которые выпали на всю долю правоохранителей, мы знаем как с ними бороться и что нам в этой ситуации предпринимать. Надо активно и буквально с первых минут приступать к тем действиям, которые нами выработаны. И мы быстро разберемся, повторим все то, что было, если в этом будет необходимость». Напомним, во время подавления осенних протестов Николай Карпенков (тогда глава одного из управлений МВД) лично принимал участие в задержаниях и, как считают правозащитники и юристы, в избиениях и пытках.

24 марта инициатива BYPOL (белорусские силовики, уволившиеся из органов накануне и после событий августа 2020-го) заявила в своем телеграм-канале о том, что власти страны готовят теракт накануне Дня Воли. Как говорится в сообщении, теракт «развяжет диктатору руки по введению в стране чрезвычайного положения», «25 марта в рамках плана по дискредитации протестного движения и его полной ликвидации силами Комитета государственной безопасности готовится совершение террористического акта в одном из зданий органов внутренних дел». «Данной публикацией мы предупреждаем группу людей, нелегитимно удерживающих власть — планы по готовящейся провокации детально известны нам, а также международному сообществу. Одновременно обращаемся к государственным служащим и людям в погонах: «Готовы ли вы в действительности калечить и убивать беларусов ради сохранения власти одного выжившего из ума правителя?», — заявили в BYPOL. Авторы сообщения призывают протестующих «быть более внимательными и держаться подальше от административных зданий (особенно зданий органов внутренних дел), а также, по возможности, избегать услуг общественного транспорта».

Накануне Дня Воли к белорусам обратилась и Светлана Тихановская, экс-кандидат на пост президента: «Вспомните себя в это же время год назад. Вы устали от того, что государство постоянно врет и унижает людей. Вы на кухне обсуждаете, что так жить нельзя – но не верите, что можете что-либо изменить. Вы еще не подозреваете, что произойдет через пару месяцев. Что уже летом начнется новая для нас жизнь. Да, мы иногда виним себя за то, что недостаточно стараемся. Но в такие моменты я думаю: еще год назад мы даже не собирались побеждать. И мы слишком мало говорим друг другу, что за эти месяцы мы как нация сделали больше, чем за последние 26 лет. И мы не должны винить себя себя за неудачи: мы должны взять на себя ответственность за победу».

Международная правозащитная организация Amnesty International призвала дипмиссии следить за событиями 25 марта в Беларуси и фиксировать случаи нарушения прав человека со стороны силовиков во время возможных акций протеста. «Заявления белорусских властей накануне демонстраций, запланированных на 25 марта, вызывают серьезную обеспокоенность в связи с тем, что милиция вновь отреагирует жестоким насилием. Поскольку многие журналисты, фиксирующие жестокие действия милиции в Беларуси, оказались за решеткой, Amnesty International призывает дипломатических представителей в стране следить за протестами и организовывать стримы, используя свой дипломатический иммунитет, чтобы изобличать ожидаемое насилие со стороны милиции», — говорится в заявлении, размещенном на сайте организации.

Активисты Amnesty International 25 марта проведут акции протеста у посольств Беларуси по всему миру.

Новая волна

«Протестная весна уже происходит, — отмечает Петр Кузнецов. — Она не может идти по такому же сценарию, как минувшие осень и лето, но происходит в других формах. Когда летом улица взорвалась протестами, то такого их масштаба никто не ожидал, во всем этом движении просто не оказалось какой-то понятной, осязаемой политической, структурной надстройки. Поэтому и достичь победного результата в той ситуации было вряд ли возможно. Но если смотреть на те протесты не как на стратегический «последний и решающий бой», а как на один из этапов борьбы, то они достигли очень больших результатов, фактически заложив фундамент под дальнейший сценарий победы народа». По мнению политолога, в первую волну протестов «была полностью уничтожена всяческая легитимность режима, тот оказался в глухой изоляции», во-вторых, «пока власть боролась с улицей, оформились и структурировались белорусские политические центры в эмиграции, которые действовали «по периметру», иначе говоря, взяли в осаду режим». «Конечно, улица стала тише, но власти отстают на несколько шагов. Пока Николай Карпенков бил витрины, политическая и дипломатическая деятельность центров привела к выходу борьбы на новый уровень и в новых формах. Более 700.000 проголосовавших на платформе «Голос» подтверждает, что протестный потенциал сейчас не ниже августовского. Власти же пропускают удары уже на институциональном уровне: потеря чемпионата по хоккею, санкции, неудача с МОК, рост давления на международном уровне и так далее», — считает политолог. «Эти вещи можно рассматривать как второй, ассиметричный этап борьбы, в каком-то смысле это и есть протестная весна, но чуть в ином смысле, чем ее ожидали увидеть, — отмечает Петр Кузнецов. — Властям нужно реагировать на наступление на них по широкому фронту, а они до сих пор борются с улицей. И это очень нехорошо для них, ведь при таком раскладе третий этап, когда сойдутся все факторы риска, а режим будет продолжать бороться с «БЧБ-фашистами», может стать решающим. Система, лишенная легитимности и ресурсов, под давлением может просто развалиться. Все к этому идет».