Палестина, заигравшая на скрипке

Палестина, заигравшая на скрипке

Завоевав звание скрипача-виртуоза еще в детстве, Бронислав Губерман восхищал Брамса, играл на скрипке Паганини в качестве его преемника и покорял мир. Но однажды побывав в Палестине, он, противник сионизма, вдруг решил создать там чудо-оркестр. Заручившись поддержкой Эйнштейна и Тосканини, отдавав на дело все свои деньги, он добился своего. Почти 80 лет назад состоялся первый концерт Палестинского симфонического оркестра, который спас от нацистов многих музыкантов и вскоре стал визитной карточкой молодого Государства Израиль.

Его способности к музыке заметили в три года, а в восемь он уже дал свой первый концерт. Играя на простейшей скрипке, он привел публику в восторг, и о нем сразу заговорили как о гении. Позже его пригласят играть уже на хранившейся в Генуе скрипке Паганини, увидев тем самым в нем преемника гениального виртуоза. Он же сам со временем изменит свое негативное отношение к сионизму и приложит колоссальные усилия для создания Симфонического оркестра Израиля. И его участию в гастролях этого оркестра не сможет помешать ничего, даже авиакатастрофа, в которой он один чудом останется в живых.

Рассказывают, что Бронислав Губерман, родившийся 19 декабря 1882 года в польском Ченстохове, стал скрипачом благодаря случайности и что из него при определенных обстоятельствах мог получиться не менее великий пианист. Отец Губермана, обратив внимание, что его трехлетний малыш обладает отменным музыкальным слухом и напевает услышанные им мелодии, решил сделать из него пианиста. Вместе с сыном на его седьмой день рождения, собрав весь свой капитал, он отправился покупать пианино. Однако стоимость даже самого дешевого инструмента оказалась ему не по карману. Опустившему было руки Губерману-старшему продавец сочувственно указал на дешевую скрипку. Такую покупку скромный помощник адвоката смог себе позволить. Это и решило будущее замечательного скрипача Бронислава Губермана, который, быстро освоив инструмент, уже через год дал свой первый концерт.

После непродолжительного обучения Бронислава в Варшаве семья принимает решение направить его в Берлин – учиться у знаменитого педагога Йозефа Иоахима. Прослушивания прошли более чем успешно, но времена мало чем отличались от нынешних. Для обучения нужны были деньги, которых в семье помощника адвоката не было. Решение родителей в этой ситуации заслуживает отдельного уважения – в течение года они копили нужную сумму. А когда собрать ее в полном объеме так и не удалось, распродали все, что только можно, включая имевшуюся в квартире мебель. Да и сам Бронислав не был безучастным – полученная от Иоахима восторженная рекомендация позволила организовать серию концертов на летних курортах, деньги от которых шли в общую копилку. На одном из этих концертов Губермана услышал и Антон Рубинштейн, написавший после этого: «Только гений может играть так, как играет Губерман». Хотя к тому времени, говорят, и сам Губерман как знаток оценивал младших: «У тебя есть талант, малыш. Если будешь упорно работать, далеко пойдешь…» – сказал он юному Артуру Рубинштейну. Губерману тогда было девять лет, Рубинштейну – четыре года.

А уже на следующий год Губерман принял участие в Международной музыкальной выставке в Вене, где император Франц Иосиф, восхищенный его игрой, преподнес в знак признания немалую денежную сумму. 11-летний Бронислав потратил эти деньги на достойную скрипку и совершил концертное турне по странам Западной Европы. После серии его блестящих концертов все музыкальные критики признали, что «Брониславу Губерману принадлежит достойное место в ряду известных скрипачей». В 1896 году в Вене Бронислав Губерман исполнил произведения Иоганнеса Брамса в присутствии автора. Композитор полагал, что услышит слабое исполнение от столь юного скрипача. Но уже через несколько минут на его глазах появились слезы, а после финала композитор отправился за кулисы, обнял Губермана, поцеловал и подарил свое фото с надписью: «На добрую память от благодарного слушателя. И. Брамс». После Губерман совершил турне по европейским странам и Северной Америке, где выступал в Карнеги-холле и Метрополитен-опере. Затем в 1897-98 годах провёл турне по России, где играл перед императором Николаем II. Особой почитательницей таланта Губермана была и румынская королева, известная в литературе под псевдонимом Кармен Сильва.

На рубеже двух веков Губерман решил на время приостановить гастроли, сосредоточившись на теоретическом изучении музыки и совершенствовании игры. По возвращении на большую сцену вновь следуют концерты и турне. Как уже упоминалось, в 1903 году он был приглашён в Геную, чтобы сыграть на хранившейся там скрипке Паганини. В 1908 году он вторично играл в Генуе на скрипке Паганини, на сей раз в благотворительных целях: выручка от концерта пошла на помощь пострадавшим от Мессинского землетрясения. Какое-то время он жил в США, где провел совместное турне с Рихардом Штраусом. Вернувшись в Европу, выступал в Нидерландах, Франции, Австрии. Трижды он побывал и в Советской России. А подписав договор с фирмой Columbia Records, сделал и первую в мире запись скрипичного концерта Чайковского. К слову, пластинка с этой записью была обнаружена и в найденном не так давно музыкальном архиве Гитлера. Исследователи утверждают, что «неравнодушный» к еврейству тиран испытывал к игре Губермана тайную страсть. Сам же Губерман впоследствии откажется не только выступать в Германии, но и играть произведения Вагнера, и призовет музыкантов всего мира следовать его примеру и не участвовать в концертах в тех странах, где господствуют национализм и антисемитизм.

Но до этого, с успехом выступая по всей Европе, в 1929 году Губерман впервые посетил и Палестину. Нужно сказать, что к сионизму он тогда относился крайне негативно. События Первой мировой войны прочно закрепили в нем идею межнационального объединения Европы. Однако в ходе первых же гастролей в Палестину все переменилось.

И уже к моменту своего второго визита в Палестину в 1931 году Губерман ехал с четко поставленной целью – создать здесь симфонический оркестр. Окончательно же понять, кто будет в нем участвовать, Губерману помогли события в Германии после прихода там к власти нацистов. Заручившись поддержкой палестинского филармонического общества, он начал собирать оркестр из покинувших и еще остававшихся в Германии еврейских виртуозов. Однако в тогдашнюю бедную и отсталую Палестину, практически лишенную академических музыкальных традиций, ехать соглашались далеко не все, предпочитая перебираться в более развитые соседние европейские страны. К сожалению, вряд ли отказавшиеся осознавали тогда, что Катастрофа доберется и до них. Принявшие же приглашение спасли жизни себе и сотням членов своих семей. Их первый концерт состоялся в Тель-Авиве в 1936 году.

Этому историческому событию, которое прошло под руководством Артура Тосканини, предшествовали три года грандиозной работы Бронислава Губермана, посвященной формированию филармонического оркестра. За это время он не только подобрал состав будущего оркестра, объездив множество стран и устроив сотни прослушиваний.

Он также основал «Ассоциацию друзей Палестинского оркестра» в США, председателем которой стал Альберт Эйнштейн, и постоянно устраивал концерты по сбору средств. Конечно же, в процессе создания оркестра принимали участие многие выдающиеся личности, в том числе Давид Бен-Гурион и Хаим Вейцман, но основной движущей силой и вдохновителем был Губерман.

В знак признания его заслуг в 1938 году он был награжден званием почетного гражданина Тель-Авива. Но к моменту награждения все были взволнованы лишь одним вопросом – сможет ли Губерман продолжать солировать в оркестре. Дело в том, что в октябре 1937 года, во время поездки в Восточную Индию, самолет, на котором летел Губерман, потерпел катастрофу. Четверо пассажиров тогда погибли, но сам Губерман получил только перелом левой руки и двух пальцев на правой руке. Однако уже через год он смог взять скрипку в руки и продолжить выступления.

В годы Второй мировой войны Губерман проводил благотворительные концерты, в том числе отдельно для Еврейской бригады. Гастролировал он и с Палестинским филармоническим оркестром. Грандиозные планы мирового турне оркестра планировались им и по окончании войны. Но реализовать их уже не позволило резко ухудшившееся здоровье. После года противостояния недугу Бронислав Губерман скончался в Швейцарии. Это произошло 16 июня 1947 года – он лишь немного не дожил до момента исполнения его оркестром «Атиквы» в день провозглашения независимости еврейского государства.

Алексей Викторов