Пчелы против меда. Кто будет искать политических коррупционеров

Пчелы против меда. Кто будет искать политических коррупционеров

На волне офшорного скандала депутаты собрались расследовать «политическую коррупцию». Впрочем в операциях с самими офшорами коррупции те, кто будет с ней бороться, не усматривают

10 мая журналист Дмитрий Гнап опубликовал документы, из которых следовало, что офшорная компания Intraco Management Ltd. в прошлом году переводила валюту на проживание и обучение дочери Игоря Кононенко, а также оплачивала частный самолет, которым пользовался Петр Порошенко во время своего президентства. Для этих перелетов компания якобы закупала топливо у Газпрома, свидетельствуют документы.

Сам Кононенко заявил, что компания принадлежит заместителю генерального директора корпорации Рошен Сергею Зайцеву, а он с президентом не имеют к ней никакого отношения.

После бурной реакции в СМИ БПП поддержала идею создания временной следственной комиссии в парламенте для проверки обнародованных фактов. Впрочем еще до ее формального создания можно предположить, что ее шансы провести объективное расследование приближаются к нулю.

Во-первых, офшоры президента и депутатов его фракции собрались проверять депутаты в том числе президентской фракции. Во-вторых, главного расследователя страны Сергея Лещенко в состав комиссии не включили. В-третьих, полномочия комиссии рискуют остаться достаточно условными.

Фракция БПП для расследования «политической коррупции», как сформулировали название комиссии, делегировала Владимира Арьева, Михаила Кобцева, Алексея Мушака, Владислава Голуба и Павла Ризаненко. Однако, Лещенко, как настоящий расследователь, сразу нашел у одного из кандидатов – Арьева – конфликт интересов: отец заместителя президентской фракции Игоря Кононенко, в отношении которого также звучали обвинения в причастности к офшорному скандалу, работал помощником Арьева в Раде прошлого созыва. В ответ, Арьев заявил о самоотводе, однако официального заявления еще никто не видел.

Хотя самоотвод Арьева позволяет включить в состав комиссии Лещенко, его однопартийцы оценивают такую вероятность как минимальную.

«Я лично голосовал за включение Лещенко в состав ВСК, но это не поддержали коллеги по фракции. Для меня это не хорошо и не плохо. В составе нашей фракции тройка Лещенко-Найем-Залищук держатся вместе и действуют как оппозиция, хотя заявления о выходе из фракции не писали. К сожалению, большинство фракции их не воспринимает», — сказал НВ кандидат в комиссию и депутат БПП Павел Ризаненко.

Другой кандидат президентской фракции Алексей Мушак говорит, что наличие офшоров у президента Порошенко не является нарушением закона – это только вопрос моральной ответственности. Нарушений в наличии офшоров у своего однопартийца Игоря Кононенко Мушак также не видит.

«Нам надо пройтись не только по компаниям президента, а и по всем членам парламента, у которых нашли офшоры. Я бы начал со сравнения сумм, которые проходили через офшоры, с официальным уровнем дохода. Все фракции подали свои кандидатуры, голосовать за создание комиссии можно уже в четверг», — сказал Мушак в кулуарах Верховной рады.

Со своими кандидатами уже определились Батькивщина и Самопомич. Правда, их комментарии полны сомнений в результативности работы комиссии.

«Надеюсь, что нам удастся сломать обычную схему работы временных следственных комиссий. Для этого надо принять новый закон, без которого работа комиссии останется бездоказательными разговорами. К сожалению, я оцениваю шансы на принятие такого закона как очень маленькие. Без демонстраций или маршей добробатов под стенами Рады – депутаты за него не будут голосовать», — заявил кандидат от Батькивщины Игорь Луценко.

Самопомич выдвинула в состав комиссии сразу трех кандидатов: Татьяну Острикову, Андрея Журжия и Александра Опанасенко. Шансы на включение в состав комиссии есть лишь у одного, учитывая количество депутатов фракции Самопомич.

«Я подозреваю, что в последнюю минуту президент реализует коварный план поставить во главе комиссии зависимого человека. Однако, у демократических фракций есть возможность сорвать этот план своим голосованием. Если в комиссию попадет хотя бы один-два депутата, которые заинтересованы в результативном расследовании – они могут преодолеть тех, кто будет работать на интересы Порошенко», — пояснил НВ депутат Самопомочи Егор Соболев.

В Народном фронте назвать фамилии своих кандидатов отказались наотрез. Однако, как сказал НВ фронтовик Антон Геращенко, никакой ответственности за нежелание сотрудничать с комиссией законом не предусмотрено. Без усиления полномочий комиссии создавать ее нет смысла, говорит внефракционный депутат Дмитрий Добродомов.

«Я сомневаюсь, что депутаты правящей коалиции проголосуют за усиление полномочий этой комиссии», — говорит НВ член группы Воля народа Евгений Рыбчинский.

В Оппозиционном блоке вопрос создания комиссии по расследованию политической коррупции еще не обсуждали, но готовы голосовать. Хотя и там комментируют это как событие, от которого не стоит ждать сенсационных выводов: «Парламентские следственные комиссии должны стать действенным средством расследования, а не только поводом для самопиара председателя комиссии», — говорит НВ депутат Оппозиционного блока Юрий Мирошниченко, добавляя: пусть сначала проголосуют за создание комиссии.

Согласно ситуации на данный момент, в Раде есть намерения сформировать комиссию до конца этой или следующей недели. Когда же ожидать результатов работы нардепов-расследователей, предсказать сейчас не может никто. Если эта комиссия вообще будет создана.

Источник