СХЕМАТОЗНИКИ

СХЕМАТОЗНИКИ

При кажущейся удаленности советского режима от президентства Зеленского у них много общего. Это кулуарная, абсолютно закрытая от общества система принятия решений (бульдоги под ковром) и система коммуникации. Инструменты, конечно, разные – там газета «Правда» и Союз советских писателей. У нас – видосики и спикеры с ЛОМами. Но модель одна. Выдать желаемое за действительное. Жить стало лучше, жить стало веселее. И каждый берия, как и сейчас, так и тогда, в любой момент может выйти из доверия. Правда, с разными для себя последствиями.

В пятницу Кабмин в режиме спецоперации увольняет глав Таможни и Налоговой за 30 секунд, без обсуждения, половина министров и увольняемые вообще не в курсе, что происходит. Как? Что? Почему? Выходит релиз Минфина, где министр Марченко поясняет: «не оправдали ожиданий». Really? Уволили в пятницу, а только в четверг на «Лиге» было интервью Марченко, где на прямой вопрос, назрело ли увольнение Нефедова и Верланова, он отвечает отрицательно, говоря, что увольнение «не решит ни один из определенных государством задач и просто заведет нас в тупик». Шмыгаль в интервью РБК в среду не выражает никаких намерений увольнения, говоря, что есть аудит, и если он что-то покажет, то тогда…

То есть, ни премьер, ни ключевой министр в среду-четверг еще даже и не подозревали, что в пятницу они уволят глав Таможни и Налоговой. Это все, что нужно знать о субъектности главного органа исполнительной власти в Украине. Действительно, техническое правительство.

А дальше вжух – в пятницу по инициативе Марченко Кабмин меняет порядок назначения следующего главы таможни, разрешая контрактную основу. А день спустя, в воскресенье объявляется конкурс на главу и заместителя ГНС, а также председателя Государственной аудиторской службы. Срок подачи документов заканчивается в понедельник, а сам отбор назначен на вторник. Красота? Где-то мы такое уже видели.

А вот где. Конкурс заместителей главы ГБР, когда тоже на выходные молниеносно протянули адвоката Януковича Бабикова-Бибикова и делового партнера семьи Венедиктовой Соколова. И по очень похожей схеме проходил снос генпрокурора Рябошапки. Еще 20 февраля Венедиктова говорила об «абсолютно хороших отношениях с Русланом Георгиевичем». А всего две недели спустя, накануне своего назначения Генпрокурором, громила Руслана Георгиевича, говоря о блокировании им «тысяч уголовных дел».

Прямая рифма с временами товарища Сталина. Вот работает, скажем, железный нарком Ежов – подчиненные и коллеги поют ему оды за «ежовые рукавицы» и уничтожение врагов народа, а потом вжух – Ежова расстреливают. И объясняют – расстрелян за «ежовщину» и подготовку переворота. И те же самые подчиненные и коллеги аплодируют казни, и бегут к свободным креслам. Механизм сейчас и тогда очень схож. Впитал товарищ много токсинов и началось головокружение от успехов. Сначала опала, тревожные звоночки недовольства Самого. Дальше берется донос как повод, выступление разоблачителя или статья в «Правде». И происходит перевод из состава Политбюро в землю, ну а сейчас – просто в отставку.

Роль публичного разоблачителя в нынешнем кейсе играет Уманский. И неважно, правду он говорит или нет. Если вы в 21 веке в европейской стране, а не в 20 в СССР, то проведите расследование, и по его результатам увольте. Или посадите.

Нельзя, тогда всех придется уволить и посадить. Вплоть до Ермака и Самого. Поэтому никаких там расследований, разве что припугнуть компроматом Нефедова и Верланова, чтобы в суды не рыпались. А вот выгодно продать кресла в Таможне и Налоговой серьезным людям, и протащить Саакашвили – хорошее дело. А пока идет торг – бросаем светошумовою гранату – Цушко. Спас Украину при Януковиче, спасет и сейчас. Коронный старый фокус: запускаем фрика, начинается крик о реванше, и мы ставим нужного человека. Уже прокатывало. Не хотите Тигипко – вот вам Шмыгаль. Не хотите Кизя, вот вам Венедиктова.

Нет никаких официальных целостных пояснений, а что вообще происходит? Почему меняют фискальный блок, профанируют процедуру назначения новых руководителей, кто возможные кандидаты (кроме, Цушко, конечно) на должности, кто продвигает Саакашвили? Отсутствие официальных версий рождает неофициальные. О том, что Саакашвили двигают Ермак и Шефир, а Зеленский – «дистанцируется». Об этом писали мы, затем – ряд других комментаторов. Очень возможно, что у версии есть существенные дополнения, связанные с Аваковым и Коломойским.

Во-первых, вся история перезагрузки фискального блока началась с порученца Коломойского – Уманского. В своем последнем интервью он буквально озвучивает технологично упакованные тезисы Коломойского – о смене руководства НБУ, эмиссии гривны, дефолте в случае невозможности реструктуризации долгов. Проработав около 4 недель на посту министра, Уманский стал держателем компромата на верхушку власти, поскольку ясно всем, что Верланов не был самостоятельной фигурой, над ним была Маркарова, а над ней даже страшно подумать кто. То есть, Уманский – это крючок Коломойского. И этот крючок стал советником Ермака.

Во-вторых, САП переквалифицирует дело по заявлению Лероса о пленках Ермака из коррупционного «злоупотребления влиянием» в мошенничество, и передает в Нацполицию. И у Ермака-младшего есть все шансы превратиться в потерпевшего. Ну а почему бы нет – обманывали его помощники, злоупотребляли доверием. Тут интересны мотивы САП. Холодницкий очень уважает Коломойского, но еще больше он таки уважает Авакова. И это уважение беспредельно, если вспомнить, например, хотя бы «категорическое опровержение» Назара Ивановича влияния Авакова на дело рюкзаков. И, похоже, совсем не случайно второй крючок, на который подвешивают Ермака, оказывается в руках у Авакова.

Интересно при этом, что ЛОМы, близкие к Авакову, говорят о Ермак как о драйвере приглашения Саакашвили, сам Михо говорит, что Ермак – его давний друг. А вот глава Офиса президента как-то вяло подтверждает, говоря, что знаком с Саакашвили давно, как и с большинством других политиков и бизнесменов, а идея его приглашения возникла как коллективная мысль. Похоже, что многие игроки видят в Саакашвили, как писал Саша Дубинский, таран, которым они будут таранить сначала оппонентов, а потом и друг друга. Коломойский – НБУ, Ахметов – Коломойского, Ермак – местные элиты, Аваков – конкурентов в силовом поле. При этом трещины в отношениях между Аваковым и Коломойским, например, в кейсе Криклия приход Саакашвили может расширить и углубить, и наоборот – укрепить союз Авакова и Ахметова, отношения между которыми и без того всегда были очень хорошими.

И, наконец, главное событие сегодняшнего дня – перенос Верховным судом дела Суркисов. ВСУ заявил, что перенес «из-за давления в СМИ». Ну, если в СМИ что-то давит, так может, не читайте перед завтраком?

А вообще сам факт переноса и пояснения переноса – признательные показания о том, какое решение готовилось. И давления СМИ боятся не судьи, для которых уже подготовлены чемоданы от Игоря Валерьевича и Суркисов. Судьи не боятся, потому что такое дело бывает раз в жизни, и то не у каждого. Принял решение, в отставку, и в Австрию – играть в гольф с Емельяновым. Давления СМИ боится Офис президента, которому надо будет объяснять, почему шахтерам зарплату не выплачивают, а партнёрам Коломойского миллиарды – выплачивают. И тут такое может начаться. И поэтому очень вероятно, что давление и обещание догонять судей, если они примут решение до принятия "антиколомойского" закона, было не от абстрактных СМИ, а от Офиса президента.

А вот Офис президента – да, боится СМИ и Майдана, и готов идти на уступки, в этом отличие от совка. Это в очередной раз продемонстрировало, как забегали у Зеленского после протестов предпринимателей по всей стране, и заявили о готовности открыть рынки.

Страсти