По-настоящему единой немецкая нация еще не стала

По-настоящему единой немецкая нация еще не стала

За 25 лет после воссоединения Германии внешние различия между ее востоком и западом стали едва заметными. Но по-настоящему единой немецкая нация, считают социологи, еще не стала.

Германия - при всем ее многообразии и региональных особенностях - вот уже четверть века является единой страна.
Не очень сведущий в политической географии путешественник едва ли сможет навскидку определить, в какой ее части он как раз в этот момент находится - в одной из пяти новых федеральных земель, то есть на территории бывшей ГДР, или в западной части республики.Различия, обусловленные существовавшими в ФРГ и в ГДР противоположными общественно-политическими системами, постепенно стираются.
Но они еще есть. Только в следующем поколении немецкая нация станет по-настоящему единой.
К такому выводу пришли эксперты берлинского Института народонаселения и развития, подготовившие исследование на эту тему к 25-летнему юбилею воссоединения Германии.
Проблемная демография
Едва граница стала прозрачной, из ГДР начался массовый отток населения.
За несколько месяцев до и в течение первых лет после объединения из 14,5 миллионов восточных немцев более двух миллионов переехали на запад страны.
Уезжали в первую очередь молодые и работоспособные, оставались больные и старики. В результате на востоке Германии резко подскочил средний возраст населения. Демографическую ситуацию здесь усугубил спад рождаемости, хотя прежде на востоке он был заметно выше, чем на западе.
После объединения восточные немки открыли для себя ранее неведомые им прелести жизни.
В настоящее время женщины на западе и востоке страны рожают примерно одинаково - в среднем 1,4 ребенка в бывшей ФРГ, 1,49 - в бывшей ГДР.
Но стареет восток Германии по-прежнему быстрее. Если так пойдет дальше, то к 2035 году в таких округах бывшей ГДР, как Зуль или Эльбе-Эльстер более половины жителей будут старше 60 лет.
Любовь и граница
Пока граница оставалась на замке, браки между гражданами двух Германий были редчайшим исключением.
Но и сейчас только 1,6 процентов всех браков заключаются между жителями старых и новых федеральных земель.
Правда, ЗАГСы регистрируют только сегодняшние места жительства жениха и невесты, а не их прежние, до объединения.
Так что доля восточно-западных бракосочетаний очевидно все-таки больше.
Точно, однако, социологам берлинского института известно, что восточногерманские женщины чаще выходят замуж за западных немцев, чем западные немки - за женихов из ГДР. Ученые объясняют такой парадокс тем фактом, что с востока на запад в равной степени мигрировали представители обоих полов, а в обратном направлении - преимущественно мужчины, которые в бывшей ГДР шли нарасхват.
Мужчины родом из Западной Германии вообще имеют предпочтительные шансы на общегерманском рынке женских сердец.
Они слывут более предприимчивыми и образованными, более пробивными, скорее способными сделать хорошую карьеру, получить соответствующий социальный статус и добиться материального благополучия.
Это - субъективные представления немок, но то, что западные мужчины богаче восточных - факт.
Разница в доходах …
Зарплаты в бывшей ФРГ по-прежнему выше, чем в бывшей ГДР, и хотя в обеих частях страны они растут, разрыв в доходах сохраняется.
Сразу после объединения восточные немцы приносили домой меньше половины той суммы, которую зарабатывали на западе.
До конца 90-х годов этот разрыв сократился в два раза, но дальше дело не идет.
Вот уже восемь лет средний уровень зарплат на востоке страны (сейчас это 2800 евро брутто) составляет три четверти западного.
Причина, указывают эксперты, в том, что на территории бывшей ГДР преобладают сельскохозяйственные фирмы, малые и средние предприятия.
А они не столь прибыльны, как давно прописавшиеся на западе страны крупные концерны.
В новых федеральных землях три четверти всех работающих заняты на предприятиях с персоналом от одного до 499 человек.
На западе же почти половина - на тех, где трудятся 500 и более работников.
Заметно выше в бывшей ГДР и уровень безработицы, что также негативно сказывается на статистике благосостояния.… и на автотрассах
А на автомобильных дорогах разница в доходах просто бросается в глаза.
Сравнительно дешевые японские и корейские малолитражки (Nissan, Mitsubishi, Mazda, Hyundai, KIA) доминируют на автомобильном рынке новых федеральных земель.
Жители богатых Баварии и Баден-Вюртемберга предпочитают отечественного производителя - куда более дорогие марки BMW и Mercedes.
В целом, согласно статистике, западные немцы вдвое чаще, чем восточные, ездят на BMW, по чешской Skoda соотношение обратное.
Из 500 самых богатых немцев только 20 живут по восточную сторону бывшей границы, причем 14 из них - в той части Берлина, которая была западной.
В списке 20 самых процветающих городов Германии только один находится на ее востоке - Йена.
Существенной остается разница в уровне общего благосостояния.
Так, на западе Германии каждый житель имеет имущества (с учетом недвижимости) и сбережений на общую сумму в 153 200 евро.
На востоке - менее половины этой цифры.
В бывшей ГДР к десяти процентам самых богатых жителей относятся люди, имеющие состояние, превышающее 110 тысяч евро.
Чтобы войти в такую категорию на западе, нужно иметь 240 тысяч.
При этом, однако, напоминают авторы исследования, восточные немцы сегодня куда более состоятельны, чем жители стран Восточной Европы, также изживших социализм в начале 90-х годов прошлого века.
Преимущества востока
Но и востоку Германии есть чем похвастаться. Например, уровнем пенсий (поскольку в ГДР практически все работали, и их трудовой стаж зачтен), а также обеспеченностью яслями и детскими садами, которая в бывшей ГДР почти вдвое выше, чем в старых федеральных землях.
В этом находит отражение и различная на востоке и западе философия воспитания детей.
"Ребенок дошкольного возраста страдает, если его мать работает".
Доля немецких женщин, придерживающихся такого мнения, сокращается, но на западе она по-прежнему вдвое больше, чем на востоке.
Соответственно, и доля работающих матерей малолетних детей в бывшей ГДР выше, чем в бывшей ФРГ.
И она была бы еще больше, если бы рынок труда предоставил восточным немкам такую возможность.
Источник obozrevatel