Почему Россия не была и не будет сверхдержавой

Почему Россия не была и не будет сверхдержавой

Для статуса сверхдержавы нужно нечто большее, чем деньги, оружие или размер – то, чего у России никогда не было.

Два последних года россияне, большая их часть, как заговоренные твердят мантру про "встать с колен". Они хотят засыпать, а главное – просыпаться в сверхдержаве.

Ею, как считают многие, Россия уже была. Как минимум дважды. Первый раз как Российская империя, второй – под видом СССР.

Но были ли они подлинными сверхдержавами?

И способна ли Россия в принципе, как бы она ни называлась, таковой стать?

Это тот редкий случай, когда на сложные вопросы есть простые ответы.

Тюрьмы народов.

Российская империя просуществовала почти 200 лет. По меркам истории не много, но не так уж и мало. Особенно по меркам народов, которым волей, а в основном неволей пришлось жить под сенью крыльев кровожадного орла, обе головы которого вечно осматриваются в поисках добычи. Непомерные амбиции царей, их самолюбие, жажда повелевать и наживаться, а также неспособность эффективно управлять и развивать страну экономически и культурно заставляли их, как героинщиков, все дальше и дальше заглядывать за свои границы. Но получив желаемое, цари использовали новые ресурсы не для того чтобы развивать культурно и экономически свою империю – нет, на протяжении всего времени это государство для своих граждан было такой же тюрьмой, как и для народов захваченных земель.

Что до СССР, второй тюрьме народов made in Russia, то россияне вместе с Путиным на самом деле и не переставали жить. Хоть и с американскими айфонами, турецкими джинсами и китайской техникой.

СССР, замешанный на мифах и существовавший благодаря им, продержался 69 лет.

За эти годы в россиянах не только укрепили и усугубили рабскую психологию, оставшуюся с крепостных времен (неприятие частной собственности и права на частную жизнь, апатию и безответственность по отношению к личной судьбе и судьбе общества), но и окончательно отбили охоту к критическому и самостоятельному мышлению.

Зато научили безоговорочно верить чиновникам и телевизору, с легкостью переступать через мораль – потому что, как сказали по телевизору/радио/на собрании комсомола, это во имя всеобщего блага. То, что они считают величием и сверхдержавием.

Настоящая сверхдержава.

А теперь о подлинном величии и подлинной сверхдержаве.

Учебники дают такое определение сверхдержавы или, другой вариант – мировой державы:

очень мощное государство с огромным политическим, экономическим и военным потенциалами, обладающее превосходством над большинством других государств, которое позволяет ему осуществлять гегемонию не только в своем регионе, но и в самых отдаленных точках планеты.

Однако понятие, как и определение сверхдержавы, появилось в конце Второй мировой, а с тех пор многое изменилось.

Гораздо ближе к реальности видение сверхдержавы американского политолога Збигнева Бжезинского, упоминающего об этом в своей книге "Великая шахматная доска" 1997 года. Он не дает четкого определения, но отмечает признаки, которыми должна обладать мировая держава.

По его мнению, это превосходство в четырех областях:

- экономической;

- военной;

- технологической;

- культурной.

То есть мировая держава должна обладать огромными финансовыми возможностями, которые позволяют ее экономике расти и развиваться, что влияет в целом на благополучие всех ее граждан, что, в свою очередь, дает возможность влиять на экономику других стран через инвестиции и кредиты.

Военная – опять-таки, огромные военные возможности должны сочетаться с их высоким уровнем. Это способность быстро перебрасывать большое количество сил на большое расстояние, минимальные потери в результате военных действий благодаря эффективному управлению и технологиям, точное и эффективное оружие, которое постоянно разрабатывается и внедряется, оказывая влияние на военные сферы других стран.

Технологическая – разработка и создание новейших моделей и всевозможных видов техники, которая задает тон всей технологической сфере в мире.

И, наконец, культурная – привлекательность образа жизни, духовных ценностей и продуктов культуры для представителей самых разных стран и национальностей.

В общем, мировая держава или сверхдержава – страна, политическое влияние которой строится на ее достижениях в ключевых сферах современной жизни и на привлекательности этих достижений для других стран.

Хотя можно добавить еще несколько дополнительных опций, которые людям на Западе просто в голову не приходит упоминать, потому что для них это само собой разумеющееся. Но тем не менее эти факторы являются существенными, и их стоит упомянуть.

- способность созидать, то есть больше, гораздо больше создавать. Чем разрушать;

- честность, то есть такая страна должна внушать доверие и оправдывать его (не будем брать дипломатические игры, речь о ключевых моментах);

- общество, единое в желании быть успешным и благополучным, что основывается на успехе и благополучии каждого его члена.

Империя? Да. Сверхдержава? Нет.

Российская империя просуществовала 196 лет. Советский Союз – 69 лет.

На их территориях проживало большое количество народов.

Обе они простирались на огромные территории.

Обе с теми или иными перерывами по сути управлялись диктаторами, хоть степень абсолютизма их власти и отличалась.

Обе для своего времени обладали большими арсеналами оружия, но всегда были на шаг позади во всем, что касается технологий – не важно, 18-го или 20-го века.

Обе имели поразительно низкие экономические успехи как для государств таких размеров и с таким количеством жителей.

Политическое влияние обеих основывалось исключительно на насилии и страхе, им порождаемым.

Договоры с ними обеими не стоили бумаги, на которой они были написаны.

Большинство их достижений во всех сферах были плодами заимствований или же просто-напросто воровства.

Зато количество разрушений, сотворенных ими, не сосчитать.

Их общества никогда не были едиными, не имели четко сформулированных ценностей, каждый отдельный человек не чувствовал себя ответственным и вовлеченным в жизнь своей страны. Ложь – смешанная с правдой или сама по себе – главный и любимейший прием российской власти всех времен. Более того, это любимый прием для самих россиян и в отношениях с властью, и в отношениях между собой. В зависимости от ситуации власти заставляют их надевать розовые или черные очки и стараются следить за тем, чтобы они не оставались без них слишком долго.

Россияне привыкли жить в выдуманном мире, и только единицы оказываются способны не только снять свои очки, но и говорить об увиденной реальности – потому что в России за такое полагается смерть.

Ничем кардинально не отличается от них и нынешняя Россия.

Все ее достижения – мираж, державшийся на нефтедолларах и импорте.

Она ничего не производит и не дает ни себе самой, ни миру кроме мифов, газа, нефти, матрешек и насилия.

Все – и жизни, и деньги, и наука, и СМИ, и репутация, и здравый смысл, в конце концов – приносится в жертву ради умножения мощи. Потому что для России величие – страх.

Не будучи способными созидать и создавать, но желая быть великими, быть "сверх", российские правители раз за разом пытаются добиться от мира признания способом, что им близок и легко дается – насилием. И что-то менять в России не готовы – ни власть, ни народ.

Провозглашаемые в стране ценности, позаимствованные у ныне ненавистного Запада – равенство, превосходство закона и Конституции, уважение частной жизни и собственности, уважение прав человека и личности, неприятие коррупции – на самом деле там ничего не стоят. И не только потому, что они попираются властью, но главное потому, что не уважаются и не поддерживаются самими гражданами. В России по-прежнему принято жаловаться на свою работу, воровать все что плохо лежит, потому что же "от хозяина не убудет", ненавидеть начальство и власть, но бояться его и уважать.

И терпеть, терпеть, терпеть.

И верить в святость царя/генсека/президента, потому что "для нас же старается".

Что угодно, лишь бы кто-то думал за них и ничего не делать, чтобы что-то изменить.

Ни Российская империя, ни СССР не были сверхдержавами.

Более того, если россияне и их правители (которые, как известно, являются прямым отражением народа) не смогут коренным образом измениться, России так никогда и не стать сверхдержавой, как бы об этом не мечталось Путину и его преданным носителям очков. Максимум – очередной версией старой империи, прогнивший остов которой будут скрывать под новыми мифами. Может ли это когда-то изменится? Да, такое возможно – по крайней мере, так гласит теория вероятности. Однако если взглянуть на карту мира и заглянуть в учебник по истории, становится очевидным, что еще никогда ни одна страна кардинально, в своей сути, не менялась. Имела расцвет и приходила в упадок – да. Менялась – нет. Потому что страна – это ее народ. Времена действительно меняются, но люди – все те же.

Источник