"«Сильная рука» на самом деле означает просто беспредел" - Дмитрий Чернышев

"«Сильная рука» на самом деле означает просто беспредел" - Дмитрий Чернышев

Одна из самых распространенных ошибок в мышлении российского обывателя — презрение к демократии (да это одна говорильня и популизм) и тоска по сильной руке (вот каким должен быть настоящий лидер нации — замочим в сортире и все тут). Часто эта точка зрения подкрепляется цитатой из Черчилля: «Лучший аргумент против демократии — пятиминутная беседа со средним избирателем» и ссылкой на Пиночета или Ли Куан Ю.

При этом не обращается внимание на то, что демократии почему-то гораздо успешнее развиваются, что при Пиночете чилийская экономика упала на дно и что на одного Ли Куан Ю приходится по двадцать Чаушеску и Бокасс и Мугабе.

Демократия — это набор предохранителей и система с обратной связью, которая дает возможность не допустить катастрофу и исправлять уже сделанные ошибки.

Поясню про предохранители. Путин должен был быть снят с должности еще за чеченскую войну. За геноцид. За Беслан. За НТВ. За цензуру. За Норд-Ост. За Юкос. За коррупцию. За Байкал финанс груп. За фальсификации на выборах. За Грузию. За Крым. За закон подлецов. За сокрытие потерь в мирное время. За переизбрание. За пытки. За ЧВК Вагнер. За Боинг. За Украину. За Бучу. За Мариуполь. Но ни один из этих предохранителей не сработал.

Более того — он вообще не должен был быть допущен к власти. Он прогадил все, за что он брался. Его выгнали из КГБ за бездарность. Он воровал миллионами в путинской мэрии. Он занимался поставкой наркотиков и связями с мафией. Он провалил предвыборную кампанию Собчака. Он подкладывал проституток человеку, похожему на генерального прокурора. И снова не сработал ни один из предохранителей.

В результате жизни 200 миллионов человек разбиты об стену. Не только их настоящее, но и их будущее. И все по воле одного тяжелобольного преступника. Которого не смогли остановить институты демократии. Просто потому, что в стране их не было.

«Сильная рука» на самом деле означает просто беспредел. Возможность нарушить любой закон и убрать любого человека. Сильная рука — это всегда беспринципность и руки по локоть в крови. Иначе не бывает. Дураки говорят, что при Сталине был порядок, хотя на самом деле никогда в стране не было такого бардака, бесхозяйственности и беззакония, как при Сталине.

Подумайте немного в следующий раз, когда будете хаять демократию и тосковать по сильной руке.