Сорока не воровка

Сорока не воровка

Ученые сняли с франтоватых "разговорчивых" птиц многовековое обвинение в клептомании, пишет kp.

Сорока-воровка - такое словосочетание давно и прочно закрепилось в сознании людей. Считается, что у этих птиц страсть к блестящим предметам - особенно к ювелирным украшениям. Вот они и тянут их в свои гнезда при каждом удобном случае.

В криминальной сути сорок усомнились британские ученые из Эксетерского университета, после того как нашли описание всего двух задокументированных случаев воровства. Сомнения укрепились после осмотра нескольких сотен сорочьих гнезд. Ничего ворованного в них не нашлось. И тогда орнитологи провели серию экспериментов, в которых буквально провоцировали птиц на уголовные деяния. Они раскладывали перед сороками блестящие предметы. А для проверки красили половину из них в синий цвет, чтобы те выглядели менее привлекательно. И блестящие, и матовые предметы размещали примерно в 30 сантиметрах от орехов.

Ученые проверили сорок на вороватость 64 раза в 48 разных местах. Птицы всего дважды позарились на чужое. И то не украли - подобрали, а потом быстро выбросили. В большинстве же случаев сороки с подозрением относились к посторонним предметам - как блестящим, так и матовым. Неохотно подходили к ним. Не сразу начинали клевать орехи, находящиеся рядом с побрякушками.

- Мы не нашли доказательств того, что сорок привлекает все блестящее, - говорит руководитель исследований доктор Тони Шепард. - А мифы, скорее всего, породили те редкие случаи, когда птицы действительно утаскивали в гнезда блестящие объекты, чтобы пугать ими хищников. Люди замечали только это, а нормальное поведение птиц игнорировали.

ИЗ КЛАССИКИ

Ручная птица, укравшая хозяйское серебро, чуть было не стала виновницей гибели главной героини оперы Россини "Сорока-воровка" (La gazza ladra). По сюжету в преступлении обвинили честную служанку Нинетту, которой угрожала за это смертная казнь. Луи Шарль Кенье и Жан Мари Теодор Бодуэн д’Обиньи - авторы пьесы "Сорока-воровка, или Служанка из Палезо", которая легла в основу либретто, не сомневались в криминальных наклонностях этих птиц.