«Старой Турции больше нет: судьба страны и Эрдогана» - Виталий Портников

«Старой Турции больше нет: судьба страны и Эрдогана» - Виталий Портников

После провалившейся попытки государственного переворота в Турции вопрос о будущем развитии этой страны стал одной из главных дискуссионных тем в мировых СМИ и социальных сетях.

Пока что превалирует точка зрения, что провал военного переворота облегчит президенту страны Реджепу Тайипу Эрдогану возможность установления собственного авторитарного режима. Первые действия турецких властей подтверждают эти выводы: говорится о возможности возвращения смертной казни для того, чтобы наказать участников переворота, происходят массовые аресты участников путча, уволены две с половиной тысячи судей. Уже завтра Эрдоган может стать диктатором. Но это – только на первый взгляд.

Поражение путча – следствие совпадения интересов как сторонников Эрдогана и его партии, так и тех, кто не хочет жить при военном правлении с его вечной неопределенностью. В прошлом военные не только “спасали демократию”, но и устанавливали корпоративные коррумпированные режимы. В истории Турции так и не сложилось однозначного отношения к роли военных в демократических процессах. Если житель страны учится в университете имени Аднана Мендереса, улетает из аэропорта имени Аднана Мендереса, живет на улице Аднана Мендереса и знает, что Мендерес – это глава правительства, который был свергнут и повешен военными после переворота 1960 года, то почему он должен быть уверен в том, что военный переворот – это хорошо? Тем более, что уже при Эрдогане участники последнего военного переворота 1980 года были лишены иммунитета и преданы суду. Всего два года назад бывший президент Турции генерал Кенан Эврен и его ближайший соратник генерал Тахсин Шахинкаи были приговорены судом к пожизненному заключению и разжалованы в рядовые. И было за что: за время правления Эврена 178 тыс. человек были арестованы, 64 тыс. отправлены в тюрьмы, 30 тыс. — лишены гражданства, 450 человек погибли под пытками, 50 были казнены, тысячи числятся без вести пропавшими. Правда, неплохой результат “возвращения к демократии”?

Но если Эрдоган начнет устанавливать собственную диктатуру, ситуация сразу же изменится. Эрдоган – не общенациональный лидер, которому нет альтернативы, он не аятолла Хомейни и даже не Путин. Это политик, который пришел к власти демократическим путем – и уцелел благодаря демократии. И если он решит от нее отступать – это неминуемо приведет к новому перевороту, только на этот раз настоящему. Этот переворот организуют именно те, кто его поддержал. И тогда уже турецкому президенту не спастись.

Но если Эрдоган рискнет остаться в демократических рамках, он вполне может сохранить власть и влияние на долгие годы – хотя рано или поздно ему придется этой властью поделиться. Уже недавние парламентские выборы показали, что влияние правящей партии падает. Для того, чтобы сформировать однопартийное правительство, Эрдогану пришлось инициировать досрочные выборы. Но оппозиция достаточно влиятельна – и будет ослабевать только если ее начнут уничтожать силой. Потому что сама ситуация в Турции не способствует росту популярности властей.

Как политик-демократ, Эрдоган может побеждать, проигрывать и возвращаться к власти – между прочим, именно такой была карьера второго президента Турции, наследника Ататюрка Исмета Иненю. Как политик-автократ, как диктатор – он обречен на крах и гибель.

Осталось только понять, что на самом деле имел ввиду Эрдоган, когда сказал, что “старой Турции больше нет”.

Виталий Портников