«Украина и Польша подали иск против "Газпрома"» - Влад Пономарь

«Украина и Польша подали иск против "Газпрома"» - Влад Пономарь

Украина присоединилась к Польше в судебном разбирательстве против «Газпрома». Точнее — против решения ЕК, позволяющего российской компании использовать дополнительные мощности трубы OPAL. По словам юристов, даже не являясь членом ЕС, Украина может повлиять на исход дела. Отраслевые эксперты указывают, что вопрос уже не в OPAL — фактически сейчас решается не проблема этой трубы, а судьба газопровода «Северный поток – 2».
И если сейчас Украина и Польша добьются запрета на использование допмощностей OPAL «Газпромом», это вполне может означать и конец «Северного потока – 2» как проекта.
Но коррупционная власть рф ждать не хочет, набить карманы нужно уже сейчас, потом (после запрета на использование допмощностей OPALт «Газпромом» и конца «Северного потока – 2» ) может быть поздно.
России уже не нужны никакие гарантии для "Северного потока-2". Он реализуется без гарантий. Газпром уже закупил трубы и строит российскую часть проекта. Это классика «распила». Успеть украсть, даже учитывая, что потом весь этот «сп-2» превратится в тыкву. Все в точности, как было с «Южным потоком».
Путин руководствуется принципом "трубы всегда вперёд". Брюссель не дал ни гарантий по проекту "Северный поток-2", ни разрешения на строительство его немецкой части EUGAL, но Газпром уже купил трубы для подводного газопровода и тратит деньги на сухопутную часть проекта в России. Следуя указаниям Путина, Газпром потребует гарантий для "Северного-потока-2" только тогда, когда подрядчики полностью освоят бюджет российской части проекта.
(с):[Газпром больше не может ждать решения о строительстве газопровода EUGAL - компания Nord Stream 2 заключила соглашение с Allseas на укладку обеих ниток газопровода.
Как и ожидалось, рассуждения о гарантиях ЕС оказались пустыми словами. Желание прокладывать трубы осталось непреодолимым. Деньги должны быть освоены вне зависимости от решения европейских чиновников, как это было сделано в рамках подготовки к реализации так и не начатого проекта "Южный поток", где бюджет сухопутной части "Южно-Турецкого потока" (более $ 15 млрд) уже полностью освоен.
Таким образом, если бюджет сухопутной части "Южно-Турецкого потока" уже освоен, то бюджет российской сухопутной части "Северного потока-2" ещё только надкушен. Подрядчики больше не могут ждать, а строительство СП-2 - это формальный повод для полномасштабного освоения новых миллиардов долларов].
Так что акционеры Газпрома несли, несут и будут нести убытки...
Хотя еще совсем недавно Путин говорил о необходимости получения гарантий ЕС до начала строительства новых экспортных газопроводов. "Нам нужны гарантии. Мы больше не можем и не хотим нести убытки. Наши компании не могут и не будут нести убытки за непросчитанные решения," - объяснял Путин журналистам. Это звучало и во время визита президента РФ в Грецию. "Нам нужны гарантии, просто на разговор о том, что это представляет большой взаимный интерес, мы уже не купимся и деньги тратить на это не будем", - говорил тогда Путин.
И для строительства второй нитки «Турецкого потока» в Европу гарантии тоже были нужны («российская сторона не намерена строить вторую нитку «Турецкого потока» в Европу в условиях отсутствия гарантий и одобрения от Еврокомиссии»,- сказал директор четвертого европейского департамента МИДа Александр Боцан-Харченко. Он отметил, что "позиция Еврокомиссии имеет принципиальное значение").
Т.е. гарантии все-таки нужны, но когда нужно успеть набить «кошельки Путина»(близкие к Кремлю подрядчики, получающие миллиардные контракты и оттачивающие свои способности по раздуванию смет), то уже и не нужны.
И все это делает компания-банкрот «Газпром». Компания с дырой $15 млрд. Компания, которая хочет распродать активы на сумму 350 млрд рублей для того, чтобы было чем заплатить подрядчикам.
[В 2017 году "Газпром" намерен потратить около 111 млрд руб. на строительство трансбалтийской трубы "Северный Поток-2". все расходы ложатся на российскую компанию, и в акционерный капитал проекта не войдут европейские энергокомпании.
Изначальная схема проекта предполагала, что монополия будет владеть 50% в газопроводе. Остальные 50% распределялись бы поровну между Shell, Engie, OMV, E.On и Wintershall. Однако европейские компании так и не вошли в капитал проектной компании Nord Stream 2 AG из-за противодействия польского антимонопольного регулятора.]

Так вот вернемся к искам.
«Нафтогаз Украины» судится с «Газпромом». На этот раз по поводу газопровода OPAL, являющегося сухопутным продолжением трубы «Северный поток». Как говорится в релизе украинской компании, выпущенном в среду, «Нафтогаз» направил в Общий суд Европейского суда справедливости запрос о присоединении к иску польской PGNiG против «Газпрома».
PGNiG требует ограничить доступ российской компании к мощностям газопровода OPAL.
OPAL — газопровод мощностью в 36 млрд кубометров в год, проходящий по территории Германии. По этой трубе газ из российского «Северного потока» поступает германским потребителям и в другие страны ЕС. «Газпрому» изначально было разрешено заполнять только половину объемов OPAL, остальные 50% мощностей были зарезервированы под других возможных поставщиков.
«Газпром» неоднократно обращался к Еврокомиссии с просьбой позволить ему использовать свободные мощности OPAL, но европейская администрация пошла навстречу компании только в октябре прошлого года, разрешив выкупать на аукционах еще до 40% от общей мощности трубы.
Польша и Украина уже тогда выразили свое возмущение решением ЕК.
Польша в своем иске заявляла, что решение ЕК было принято с превышением полномочий, нарушило принципы правовой определенности, защиты законных ожиданий и пропорциональности, не согласуется с принципами политики ЕС и нарушает положения Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС.
Также PGNiG указывала, что при вынесении решения была неверно применена ст. №36 Директивы 2009/73/ЕС об исключении новой газовой инфраструктуры от применения отдельных требований Третьего энергетического пакета (ТЭП запрещает одной и той же компании заниматься поставками газа и его транспортировкой).
В итоге в конце 2016 года суд ЕС приостановил действие решения ЕК, запретив «Газпрому» пользоваться допмощностями OPAL до окончательного разбирательства. На сегодняшний день рассмотрение дела продолжается.
«Нафтогаз» же сейчас указывает, что негативными последствиями от расширения доступа к OPAL для него станут: «угроза безопасности поставок природного газа в Украину из-за прекращения газовых потоков из Польши, ухудшение конкурентной позиции «Нафтогаза», неожиданная смена регуляторных и рыночных условий деятельности компании».
«Коллективный иск в суд ЕС имеет гораздо больше перспектив, даже когда одним из истцов является страна, не входящая в ЕС», — комментирует председатель коллегии адвокатов К. Трапаидзе.
В данном споре важна не столько судьба существующей газотранспортной инфраструктуры (хотя из-за ограничений по OPAL «Северный поток» остается не до конца заполненным, и «Газпром» теряет деньги), сколько будущее поставок российского газа в Европу.
Дело в том, что в настоящее время «Газпром» реализует газопроводный проект «Северный поток – 2»
(труба-близнец СП-1, с аналогичной мощностью в 55 млрд кубометров). Но у этого проекта много противников, причем в первую очередь это те же Украина и Польша.
И если сейчас Украина и Польша добьются запрета на использование допмощностей OPAL «Газпромом», это вполне может означать и конец «Северного потока – 2» как проекта.

Влад Пономарь