Умереть и не жить. Кому в системе ЖКХ жить хорошо?

Умереть и не жить. Кому в системе ЖКХ жить хорошо?

Все реформирование ЖКХ в украинских условиях свелось к тому, что население должно теперь за свой счет содержать уродливую и коррумпированную систему жилищно-коммунального хозяйства, которое не в состоянии самостоятельно обеспечить своего существования.

Конфликт между поставщиком услуг (в наших условиях как правило, безальтернативным) и потребителем по драматизму во много раз превышает тургеневскую извечную проблематику «отцов и детей». Первые заявляют, что тарифы занижены и их необходимо повышать «до европейских», а вторые, напротив, недовольны крайне низким уровнем существующих услуг. При этом нельзя однозначно заявить, что проблема существующего состояния коммунального хозяйства страны лежит исключительно в плоскости «коррумпированных мерзавцев-чиновников». В Украине существует тысячи случаев, когда человек годами не платит за коммунальные услуги, на него обслуживающая дом контора (ЖЭК, ЖСК или ОСМД) подает в суд, дело выигрывается… и сразу же закрывается, так как истек термин исковой давности. Или другой случай. Должник не платит деньги годами, а вкладывает их в банк на депозит, а потом государство предоставляет ему право свой долг погасить банковским же вкладом (депозиты, заметьте, остаются у неплательщика). И сравните теперь такого должника с каким-нибудь пенсионером, который из пенсии в 1300 гривен ежемесячно (а главное, систематически!) выделяет деньги на «коммуналку».

«В Украине существует тысячи случаев, когда человек годами не платит за коммунальные услуги»
Фантастические тарифы, которые получило население за последние две недели октября уже в ближайшем времени способно большую часть населения сделать «злостными неплательщиками». Помимо того, что пенсии и зарплаты не индексируются, а инфляция все время растет, так еще и субсидии постоянно урезаются. Сегодня одинокому пенсионеру после оплаты всех коммунальных платежей с учетом субсидии за однокомнатную квартиру остается приблизительно 15 гривен в день на проживание. В день!

У безработных ситуация еще сложнее, потому что им даже субсидия не предназначена. А значит долги за услуги ЖКХ в ближайшие месяцы будут объективно расти. Более того, проблемы будут возникать и у тех людей, кто систематически платит за услуги ЖКХ. Сегодня ЖЭКи планируют урезать от тепла/воды/газа не отдельные квартиры (это технически сложно и дорого), а целые дома, в которых количество «злостных неплательщиков» превысит критически допустимый уровень. Так что страдать будут все.

«Потребитель – из своего кармана еще и содержит целый легион бюрократии»
Впрочем, и существующая система ЖКХ – это полный атавизм. Ведь потребитель сегодня платит не только за предоставляемые услуги (качество их пока оставим без предметного анализа), но и он – потребитель – из своего кармана еще и содержит целый легион бюрократии. Предлагаем на примере отдельно взятого района города Киева посмотреть, какая армия иждивенцев входит в его «тарифную сетку»:

— администрация района;

— коммунальное предприятие;

— расчетный департамент;

— благоустройство (детские площадки, дворики и т.д.);

— зеленстрой (отвечает за озеленение);

— аварийная служба;

— ЖЭК;

— транспортное подразделение.

И это при том, что скорее всего, пару-другую «очень важных контор» была упущена из виду. И в каждом из этих департаментов, служб, предприятий и т.д. работает солидный штат людей, личное благополучие которых зависит от двух составляющих:

увеличение (в том числе, и «дополнительное») денежных сборов с потребителя и
предоставление услуг по наименьшим затратам.
«Всё чаще происходят финансовые махинации»
Это означает, что для любой обслуживающей дом и потребителя конторы первостепенно важно содрать максимально большие деньги за счет удешевления предоставляемых услуг. Чаще всего, от этого страдает качество самих услуг, а еще чаще происходят финансовые махинации. Так, например «Киевэнерго» через некое НВП «Термобудмонтаж» уже несколько лет подряд выигрывает тендеры по программе «Реновация теплоэнергосистем». Суть этой реновации заключается в том, что по Киеву и Киевской области повсеместно заменяют бойлеры. Но интересно другое. Бойлеры эти по завышенным в разы ценам, начинают ломаться уже в среднем через пару месяцев. Но «Киевэнерго» навязывает именно ЭТИ бойлеры. Почему? Подопечным Рината Леонидовича виднее.

Еще одной распространенной формой решения за счет потребителя своих текущих финансовых проблем является создания всевозможного рода обществ с ограниченной ответственностью. Обычно таким балуются сами застройщики, которые с помощью всевозможных дочерних ООО решают массу своих проблем. Построить обычную высотку – это не только получить разрешительные документы и возвести дом. Построенный дом еще необходимо сдать в эксплуатацию, а это уже масса бюрократических проволочек, сопряженные с реальными проверками по степени пригодности построенного объекта. Скажем, если по плану в доме внутренняя стена обозначена из кирпича, а реально она сделана из гипсокартона, то проверяющая инстанция такой дом принять не имеет права. Поэтому застройщику куда выгоднее «продать» первые 3-4 квартиры, например, своим родственникам, создать на их основе некое ООО «Жизнь прекрасна», которое и примет дом в эксплуатацию. Затем на такое ООО в ближайшие годы будут списываться все долги застройщика (от отсутствия котельной, до нерабочих лифтов, которые по плану работают), а сам застройщик начнет еще и зарабатывать на непонятно формирующихся тарифах. Собственно, по такой схеме работал скандально известный застройщик Войцеховский. В такой конфигурации ни один жилец не сможет получить свидетельство на право собственности, пока не подпишет персональный договор с таким вот ООО. В результате покупателю не только втюхивают жилье, которое по качеству ниже изначально заявленных критериев, но еще и с него (жильца) будут теперь эти же друзья-застройщики сдирать деньги по совершенно непрозрачной схеме формирования тарифов.

«ОСМД – это далеко не панацея»
Последнее время достаточно популярным видением в реформировании ЖЭКов стало создание их альтернативы в виде ОСМД (объединение совладельцев многоквартирных домов). Если сравнивать бюрократический штат типичного ЖЭКа и ОСМД, то первый, безусловно, проигрывает по всем параметрам. Впрочем, и ОСМД – это далеко не панацея. Даже если мы упускаем такое типичное для украинцев качество, как коммунальный пофигизм (а пофигистам в ОСМД делать нечего, для них как раз и существуют ЖЭКи), и предположим, что все жильцы отдельно взятого дома в едином порыве хотят обустроить свой коммунальный быт лучше, еще далеко не факт, что у них это получится.

Представим, что в доме, скажем, на 80 квартир нет ни одного инженера, механика, да просто технаря. А жильцам дома необходимо из своего состава определить управляющего, который бы разбирался не только в технических, но и в бухгалтерских, и даже в юридических тонкостях. Ведь типичный ЖЭК со своими унылыми старушками-управленцами в плане бюрократической подготовки куда более подкован, нежели цветущий энтузиазмом (чаще всего, временным) коллектив ОСМД. Ведь к управлению ОСМД власти пытаются вновь привести тех же самых людей, что сейчас возглавляют ЖЭКи. Т.е., тех же самых унылых старушек-управленцев.

Отдельно стоит упомянуть, что многие специалисты боятся московского сценария развития ОСМД. В Москве времен «позднего Лужкова» и раннего Собянина начали искусственно ликвидировать (через подкуп жильцов) ОСМД, а вместо них назначать централизованно управляющие фирмы, которые начинали «доить клиентов» по своим особым тарифам. Впрочем, Украина по степени «тарифной дойки» своего населения уже переплюнула все самые негативные сценарии. А ведь полных платежек никто еще не видел. Но шок не за горами.

Игорь Лесев