«В России скоро холодильник победит телевизор» - Слава Рабинович

 «В России скоро холодильник победит телевизор» - Слава Рабинович

В России углубляется экономический кризис, падают доходы населения, растет безработица, имеет место жесткий конфликт не только с Западом, но теперь уже и с Турцией. Как далеко может зайти российско-турецкое противостояние, каковы истинные причины конфронтации России с Западом и сценарии развития ситуации внутри России?

На эти и другие вопросы в интервью haqqin.az отвечает известный российский экономист Слава Рабинович.


- Проблемы в экономике России очевидны. Не видно и конца противостояния России с Западом. Как на этом фоне прокомментируете результаты очередного социологического опроса, проведенного "Левада-центром", согласно которым число россиян, считающих Россию великой державой, выросло за последние четыре года на 18% и достигло 65% респондентов?

- Начнем с того, что статистическая выборка при подобного рода опросах вызывает большие вопросы. Они зачастую бывают нерепрезентативными. В недемократических, авторитарных государствах данные такого рода опросов говорят лишь о степени эффективности пропагандистской машины, взятой на вооружение властью.

Ежедневно звучащая ложь приводит к нужной власти промывке мозгов, что накладывается еще и на страх подавляющего большинства россиян за свое будущее. Люди просто опасаются открыто и честно озвучить свою позицию. Все это говорит о том, что не стоит придавать особого значения результатам данного опроса, целью которого было измерение числа россиян, считающих свою страну великой державой.

- А есть у Вас личное представление о том, как среднестатистические россияне оценивают то, что происходит вокруг РФ и внутри нее?

- Среднестатистический россиянин, на которого ежедневно вываливается немыслимое количество пропаганды и лжи, потерял способность адекватно оценивать происходящее внутри страны и за ее пределами. Он думает ровно так, как указывает ему думать телевизор. При этом есть вероятность того, что «холодильник победит телевизор». Но боюсь, что это произойдет уже после того, как Россия вступит на путь необратимых изменений, конечным итогом которых может стать развал страны.

Социальная напряженность очень легко может перерасти в социальные волнения, которые в свою очередь могут перерасти в социальные взрывы. А социальные взрывы, тут многое зависит от реакции властей, могут привести к началу гражданской войны. В этом случае уже будет не важно, прозреют или нет те, кого называют среднестатистическими россиянами. Ибо, в том числе с их помощью, вероятность столь печального будущего России может стать реальностью.

- А что может стать последней каплей, которая сделает реальностью озвученный Вами сценарий развития ситуации в России?

- Точного ответа на этот вопрос нет ни у кого. Но очевидно, что симптомы возможной катастрофы уже есть. При этом важно отметить, что большинство событий, которые довели ситуацию до нынешней, крайне опасной, являются не просто закономерными, но и рукотворными. В частности, полностью рукотворным является российский финансово-экономический кризис. Он создан руками нынешнего руководства России.

Что будет далее, с чего именно может начаться реализация того сценария, о котором мы сейчас говорим?  

Я лично считаю, что может сложиться комбинация из нескольких составляющих. Возможно, что все может начаться с мощного кризиса всей банковской системы России, при котором одновременно «взорвется» несколько системообразующих банков. Попытки правительства России, которое не имеет долларового эмиссионного центра, бороться с таким развитием событий, скорее всего, приведут к банкротству Агентства по страхованию вкладов, очередному обвалу рубля, росту инфляции, резкому снижению покупательной способности населения.

Реальная экономика России, в случае наступления банковского кризиса, «взорвется» даже не на следующий, а в этот же день. При этом, я вовсе не исключаю, события могут развиваться в иной последовательности – сначала «взрывается» реальная экономика, затем наступает банковский кризис в России. Подобное может произойти в случае, если обанкротится критическое число крупнейших российских компаний.

Третий возможный сценарий связан с потерей работы, а значит, и средств к существованию, для критически большого числа россиян. Чтобы оценить степень вероятности такого развития событий, необходимо вспомнить, что в России от 200 до 300 моно-городов. Еще больше в России городов, которые технически не являются моно-городами, но очень похожи на них. Речь, к примеру, идет о Тольятти и Твери, в которых имеются градообразующие предприятия - «АвтоВАЗ» и Тверской вагоностроительный завод.  

Если подобные крупные предприятия обанкротятся, то без средств к существованию, как мы понимаем, останется огромное количество жителей России. А это чревато резким ростом протестных настроений, массовыми демонстрациями, перекрытием федеральных трасс и волнениями, которые могут в итоге перерасти в вооруженные. Плюс ряд самодостаточных регионов страны, таких, как Татарстан и Башкортостан, может начать борьбу за выход из состава России.

Какой из этих трех сценариев возможного развития ситуации в России будет реализован первым, я сказать не берусь. Допускаю, что все они случатся одновременно. В любом случае, как только начнет реализовываться один из этих трех сценариев, произойдет «эффект домино».

- Правильно ли я понимаю, что в этих условиях, не будет даже необходимости в оппозиции как движущей силе протестов, которые могут начать сотрясать Россию?

- Нет, вы ошибаетесь. Да, нынешняя российская власть сделала все для того, чтобы оппозиция лишилась возможности влиять на происходящие в стране процессы. Но именно наличие настоящей, а не карманной оппозиции в данных условиях и может спасти Россию от самоуничтожения.