Вспомним талантливую балерину и великую женщину Майю Плисецкую

Вспомним талантливую балерину и великую женщину Майю Плисецкую

Она всегда была против. Против режима — дочь «изменника родины» танцевала в главном театре страны. Против идеологии — звезда советского русского балета всегда была беспартийной. Против возраста — продолжала выходить на сцену, когда по балетным меркам давно уже считалась старой. В училище ее прозвали «рыжей вороной», а на сцене — «королевой лебедей». Сама же она признавалась, что тот самый «взмах крыла» подсмотрела в зоопарке у птиц, а не у более опытных артистов. Майе Плисецкой поклонялись, ее ненавидели. 20 ноября исполнилось бы 90 лет со дня рождения великой балерины. «Спектр Новости» собрал ее некоторые самые яркие высказывания и малоизвестные факты о Майе Михайловне, которые открывают ее с необычной стороны.

1. Плисецкая была человеком творческим, а потому и хобби выбрала себе соответствующее. Она собирала курьезные фамилии. Найдя «очередной шедевр» в каком-нибудь печатном издании, балерина вырезала его и гордо пополняла свою коллекцию. Вот лишь несколько найденных ею перлов: Негодяев, Потаскушкин, Дамочкин-Визжачих.

2. Майю Михайловну связывали дружеские отношения с Робертом Кеннеди. Они познакомились во время второго американского тура Плисецкой. Политик не скрывал своей симпатии к русской балерине и часто поздравлял ее с днем рождения, который по воле судеб был у них в один день. Самым первым презентом от него стал золотой браслет с двумя инкрустированными брелками. На одном был изображен Скорпион ― общий знак зодиака Плисецкой и Кеннеди, на другом ― Святой Архангел Михаил.  

3. Родион Щедрин и Майя Плисецкая прожили в браке 57 лет. Несмотря на сильную симпатию друг к другу, в самом начале отношений пара в ЗАГС не спешила. Идея расписаться пришла балерине. Майя Михайловна считала, что со штампом в паспорте у нее будет больше шансов выехать на гастроли за границу и за ней наконец-то перестанут следить власти. К тому же сама министр культуры Фурцева не раз намекала артистке о необходимости связать себя узами брака.

4. Перед каждым классом и выступлением Майя Михайловна заливала в пятки балетных туфель теплую воду, чтобы ступни крепче сидели. А выходя на сцену, больше всего боялась забыть оглядеть себя в зеркале, ведь если глаза и губы плохо накрашены, то зрители увидят «бесцветную моль», а не балерину.

5. Большинство дел Плисецкая выполняла левой рукой. Но при этом она была не стопроцентной левшой ― писала Майя Михайловна все же правой.

6. Майя Михайловна обожала футбол и была ярой болельщицей ЦСКА. Накануне своей смерти балерина вместе с супругом также побывала на стадионе в Мюнхене.

7.  «Диет не надо, надо меньше жрать», ― говорила Плисецкая, которая даже в преклонном возрасте отличалась роскошной фигурой. Самым любимым продуктом балерины была селедка, которую она нежно величала «селедой».

8.  Для многих известных творцов Плисецкая была музой. Ее грация и красота вдохновляли Шагала, Пети, Бежара, Кардена. Последний бесплатно шил для Майи Михайловны костюмы к ее балетам «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой». Но имени маэстро долгое время не было на афише Большого театра. Министерство культуры запретило дирекции в перечислении авторов ставить фамилию иностранца. Плисецкая очень сильно переживала ― ей в который раз было неловко за свою страну.  

9.  Во время гастролей, которые часто могли растянуться на несколько месяцев, Щедрин и Плисецкая постоянно писали друг другу письма и созванивались. Когда Майя Михайловна в первый раз уехала с труппой Большого театра в Америку на 73 дня, Родион Константинович повесил над телефоном табличку из семидесяти трех чисел. Каждый день, поговорив с женой, он вычеркивал одну цифру. Об этом Плисецкой рассказывала их домработница Катя. Эти нежные чувства пара пронесла через всю свою жизнь.


 
«Я родилась через год после смерти Ленина, а когда умер Сталин, мне было двадцать семь лет и три с половиной месяца. Возраст для балерины не юный. Половина профессиональной жизни была позади. А потом были эпохи Брежнева и Горбачева, которые мне принесли много горьких разочарований. Из-за того, что родилась на российской земле, я исчисляю свою жизнь эпохами "царствования" наших вождей. Ни одной моей коллеге из Финляндии или Франции не придет в голову соизмерять этапы своей биографии по именам президентов или премьер-министров».

***

«Мой дед был зубной врач, жили мы на Сретенке. Там я родилась. Я думаю, что бабушка не занималась никакими профессиями, потому что она воспитывала детей, которых у нее было очень много».

***

(О матери) «Она играла узбечек, а всегда в Азии были сплошные трагедии. Фильмы, как и в Индии, всегда были невероятно трагичные, просто душераздирающие. И вот, она играла прокаженную, где ее топтали лошади. Какой-то другой фильм, где ее сжигали живьем в каком-то доме. Вообще, я просто обрыдалась, хотя она сидела рядом со мной в кинотеатре, держала меня за руку и говорила: "Я здесь, я с тобой", а все равно я сердилась, что она мне мешала плакать».

***

«А я что — должна была говорить, что Сталин был золото? Этого не будет никогда. Ни при какой власти я этого не скажу».

***

«Как только у нас кого-то начинали поливать грязью, иностранцы тут же вострили ушки: "Как это такого-то притесняют? Давайте его раскрутим, поддержим!" И очень многие на этом играли — музыканты, писатели, балетные. Раз ты беглец, преследуем властью, значит, ты художественно значим, наверху положения. Это и сейчас существует».

***

«Мой отец, которого расстреляли в 1938 году, верил, что система человеческих отношений в новом строящемся обществе будет справедливее, чем в прошлых веках. Но десятилетия идут, а система человеческих отношений к лучшему не меняется».

***

«Мне иногда кажется, что сначала на свет появляется зависть, а следом рождается человек».

***

«Не уверена, что высшее проявление ума — это доброта. Добряки бывают и набитыми дураками».

***

«Я не простила своих врагов и не собираюсь этого делать. С какой стати? За что мне их прощать, скажите на милость? Люди не меняются, это мое глубокое убеждение. И пусть знают, я ничего не забыла и ничего не простила».

***

«Когда нас с Щедриным приглашают куда-то и помещают в какую-нибудь гостиницу шикарную, на меня это давит. Как-то не привыкли мы роскошествовать».

 1962
Фото: «Огонек» / «Коммерсантъ»
Декабрь 1962 года. Балетная труппа Большого театра СССР в Соединенных Штатах Америки. Солистка балета Майя Плисецкая с мужем — композитором Родионом Щедриным.
1/2

«Я не нахожу радости в том, чтобы шиковать. Я нахожу в этом заботы. Если иметь дом, его же надо убирать, содержать. Караул!»

***

«В жизни я намного проще и обычнее, чем люди думают».

***

«По молодости я никогда не красилась — это было немодно. На знаменитой фотографии с Кеннеди в Белом доме у меня совсем нет макияжа — мне тогда это и в голову не приходило».

***

«Вот я вам приведу пример — Пьер Карден. Он от природы элегантен, поэтому он и своих клиентов одевает элегантно. Поэтому я уже много лет одеваюсь только у него. Он фантастически чувствует стиль. Он не думает: "Вот я сейчас встану и буду элегантным". При этом сам может ходить в чем попало — в своих вещах, конечно, но пальто может быть с завернутым внутрь воротником, или пуговица на животе расстегнута, потому что он вечно спешит».

***

«Я люблю зеленый, желтый, красный. И черный очень элегантный. И все остальные цвета тоже».

***

«Хлеб с маслом — лучшее, что придумали люди».

***

«Я ела всегда много. И вес мой был чуть-чуть больше, чем нужно. Бывали периоды, когда я худела, но неумышленно — просто из-за репетиций не успевала поесть».

***

«У балетных вообще диеты нет, потому что много работают, все сгорает, и просто некогда толстеть».

***

«Вначале было слово, так считается. А я думаю, что вначале был жест, потому что жест понимают все, а слово не все».

***

«Однажды я сказала Славе Ростроповичу, что Родион подарил мне "Даму с собачкой". Он говорит: статуэтку? Я говорю: нет, балет!»

***

«Ваганова делала балерин почти из ничего. Даже с никудышными данными они знали, как надо делать. Многие, кто тогда были наверху положения, сегодня танцевали бы в кордебалете».

***

«На каком-то из первых балетных конкурсов я оказалась в жюри рядом с Улановой. И вот одна танцовщица поднимает ногу практически в прямой шпагат, за ухо. Уланова наклоняется ко мне и говорит: "Девочка ошиблась адресом". И танцовщица не прошла на третий тур».

***

«Некоторых вещей я не понимаю. Потому что учили в московской балетной школе неважнецки — а танцуют в театре хорошо. Хотя если анализировать, то понятно — мир открыт, смотрят других, смотрят себя на видео, а это лучший педагог».

***

«Сейчас танцуют лучше. У нас черт знает какая форма была у балерин. Маленькие коряги, каракатицы. А сейчас девочки как модели. Мужской танец вырос неслыханно».

***

«Раньше мы говорили: "Балет — это не художественная гимнастика". Сейчас балет и гимнастика сравнялись по сложности. Но, следуя за техникой, многие забывают про эмоции. Из танца ушла душа».

***

«Мужчинам всегда нравились красивые фигуры. Я не думаю, что балерины покоряли их своим умом».

***

«Если можно было сделать комбинацию один раз, я делала ее один, а не десять. Не всегда получалось фуэте, иногда выходило, иногда нет. Ну и что! И даже сейчас я думаю, что благодаря своей лености я сохранила ноги».

***

«Я никогда не стремилась танцевать инфантильные роли».

***

«У меня 165 сантиметров, рост средний, нормальный, смотря как считать, потому что по сравнению с маленькой это действительно немало. Но по сравнению с тем, какие теперь, когда до метра восьмидесяти доходят, тогда я маленькая».

***

«У Бежара я танцевала, у Ролана Пети. Вот интересно: я абсолютно признаю Баланчина. Но лично не хотела бы у него танцевать. Это не мое, у него слишком абстрактный танец. Когда я танцевала "Умирающего лебедя" в Индии, никто не спрашивал, про что этот танец — все понимали. А когда танцевала па-де-де из "Дон-Кихота", спрашивали. А я и сама не знаю, про что это. Про тридцать два фуэте. Это техника, а люди любят понимать, сопереживать».

***

«Я танцевала по крайней мере десять версий "Лебединого озера", а везде было написано: Петипа».

1940-

«Я бы не сказала, что я уж очень дисциплинированный человек. Конечно, я не разогревалась перед спектаклем горячим душем, как одна прима-балерина, но я помню, как Елена Михайловна Ильющенко мне кричала: "Боже мой, уже третий звонок, а она еще только красит ресницы"».

***

«Обладать кистью живописца — вот чего бы мне хотелось. Но я этого никогда не пробовала. Это, знаете, как в анекдоте: "Вы играете на скрипке?" — "Не пробовал, но, наверное, играю"».

***

«Лиля Брик была невероятно противоречивым человеком по отношению абсолютно ко всем. Без исключения. В это противоречие попала и я. Она и Эльза, ее сестра, — это были две умнющие ведьмы, которые находили удовольствие в том, чтобы постоянно портить жизнь друг другу».

***

«Наглость — она обескураживает».

***

«Я с детских лет не в ладах с неправдой. Она меня коробит пуще красной тряпки. И в искусстве, и в жизни».

***

«Я очень требовательная. И к себе тоже. А если считают, что это плохой характер, что я могу поделать? Измениться труднее, чем за волосы себя поднять».

***

«Я себя грызу. Всегда».

***

«Когда я вижу сейчас голых, таких, сяких на сцене, я радуюсь и потираю руки: вот вам, ешьте! Нам-то ничего не разрешали! Ведь получалось, что коммунисты в шубах делали своих детей…»

***

«В горбачевские времена после ухода из Большого, а потом вовсе со сцены я оказалась перед проблемой: все, что заработала в Большом, превратилось в ничто. Нам с Родионом надо было позаботиться о хлебе насущном. И мы принимали предложения, поступающие из разных уголков мира, я участвовала в работе над спектаклями, он писал музыку».

***

«Пробок стало еще больше. Сколько уже на моей памяти было дано обещаний их убрать, но ни одно не выполнено. Я не привыкла опаздывать. И во всем мире не опаздываю, а в Москве не получается».

***

«Я вам скажу без хвастовства: мне нечему завидовать. Господь дал мне способности и неплохие данные, в Большом театре я перетанцевала уйму балетов, у меня, похоже, мировая слава. И главное — у меня прекрасный муж, чего же мне еще желать?»



"Лебедь", Майя Плисецкая (фильм балет 1975)