Юбилей Елены Яковлевой

Юбилей Елены Яковлевой

Елену Яковлеву часто называют первой отличницей российского театра и кино. Действительно, ее карьеру можно назвать практически идеальной: в ГИТИС поступила с первой попытки, рассмешив до слез приемную комиссию. А потом еще и заставила всех слушать монолог Катерины Масловой из «Воскресенья» стоя. «У Толстого написано: "Катюша Маслова рухнула на колени". Вот и я рухнула на колени. А им (членам приемной комиссии) ничего не было видно, пришлось встать, и практически весь мой монолог они прослушали стоя», — расскажет Яковлева позже в биографическом фильме «Первого канала» «ИнтерЛеночка».

 Да и в труппу театра «Современник» сразу по окончании вуза в 1984 году она была принята после первого прослушивания и единогласно — редчайший случай.
Но, конечно, не это помогло актрисе заслужить горячую любовь зрителей и стать по-настоящему народной артисткой. Простота и человечность — вот что поистине подкупает в ней.

Елена Яковлева родилась в семье военнослужащего и сотрудницы НИИ в небольшом городке Новограде-Волынском в Житомирской области. Как большинство детей из семьи военных, из-за работы отца часто переезжала и сменила не одну школу.

Аттестат об общем образовании в итоге получила в 138 школе Харькова, после чего успела поработать библиотекарем в Харьковском государственном университете, картографом и даже комплектовщицей на заводе радиоаппаратуры.


Встреча с одноклассниками

Однако мечта о карьере актрисы не оставляла ее. Как признается сама Елена Яковлева, решающую роль в выборе профессии сыграло то, что детство свое она провела в небольших городках, где после школы единственным развлечением были походы в кино.

Единственное, что очаровывало (в детстве), — это фильмы, которые привозили раз в месяц и по месяцу один и тот же показывали. Каждый вечер мы бежали в кино, и к концу месячного показа эту картину мы знали наизусть: кто где заплачет и так далее — и это были, наверное, своего рода репетиции.

Скопив денег, она отправилась в Москву и поступила в ГИТИС на курс Владимира Андреева — с первого раза, как уже было отмечено выше. Более того, сам Андреев вспоминал, что уже тогда, на вступительных, было понятно, что ее ждет большое будущее.

Но ни тогда, ни сейчас, уже будучи успешной и востребованной актрисой, Елена Яковлева не подхватила звездную болезнь. Она никогда не жаловалась режиссерам, не требовала к себе особого отношения. Например, на съемках картины «Плюмбум, или Опасная игра» купалась в ледяной воде. А снимаясь в сцене из фильма «Анкор, еще анкор!», где она должна была кувыркаться в снегу, расцарапала руки в кровь — в тот день из-за мороза сугробы покрылись ледяной коркой.



Все ее роли — неизменно пронзительные, ведь уникальный актерский талант Яковлевой заставляет ее пропускать через себя, буквально проживать каждый образ. Среди ее героинь и простые, и роковые женщины — как с трагическими, так и со счастливыми судьбами. Это и валютная проститутка Таня Зайцева из знаковой ленты эпохи перестройки «Интердевочка» по скандальной повести Владимира Кунина, и очаровательная хрупкая (впрочем, только внешне) следователь из всенародно любимого сериала «Каменская» по детективам Александры Марининой, и разбитная жена военного из драмы «Анкор, еще анкор!», и добродетельная, глубоко верующая Вера Филипповна из экранизации пьесы Островского «Сердце не камень».

В 2013 году фильмография актрисы пополнилась ролью легендарной предсказательницы Ванги в многосерийном фильме «Вангелия». В выходящем с 2012 года детективном сериале «Любопытная Варвара» Яковлева играет пенсионерку, поклонницу творчества Агаты Кристи, всегда готовую начать собственное расследование. Да и в недавней громкой премьере, караоке-комедии Жоры Крыжовникова «Самый лучший день» она тоже сыграла женщину в возрасте — маму главной героини.

На вопрос о таком — на вырост — выборе ролей актриса отшучивается: Не то чтобы собиралась постоянно играть старушек. Но это задел на будущее. Режиссер открывает сценарий, там роль бабушки. А кто у нас бабушку играл — Яковлева! И в первую очередь мне предложат роль. Пока артисты моего возраста молодятся, я нарабатываю на будущее.