За Великим брандмауэром: Как Китай приручил Интернет

За Великим брандмауэром: Как Китай приручил Интернет

Сначала была Берлинская стена. Теперь – великий китайский файрвол, не физический барьер, мешающий людям уйти, а виртуальный, предотвращающий проникновение информации, вредящей коммунистической партии.

Подобно тому, как пала Берлинская стена, китайский брандмауэр тоже будет снесен, потому что информацию, как и людей, невозможно удержать. Так говорят многие.

Но попробуйте сказать такое Пекину. Он далек от сноса крупнейшей в мире системы цензуры, Китай на самом деле все более уверенно движется в противоположном направлении, укрепляя правовой фундамент своей стены, латая бреши и усиливая свой контроль над сетью за ее пределами.

Китай больше не стыдится своей цензуры, а провозглашает свое видение «Интернет суверенитета» образцом для всего мира. В то же время – вопреки ожиданиям западных скептиков – Интернет в Китае все-таки процветает – у него уже 700 миллионов пользователей.
Китай является мировым лидером в области электронной коммерции. Его цифровой объем розничных продаж вдвое больше, чем в Соединенных Штатах, и составляет целых 40 процентов от мирового объема. В прошлом году он также похвастался тем, что 4 из 10 крупнейших интернет-компаний в мире – китайские, как сообщается на сайте данных Statista, в том числе гигант электронной коммерции Alibaba, соцмедиа и игровая компания Tencent и поисковик Baidu.

«Этот путь – выбор истории и выбор народа, и мы идем по нему, полные уверенности в себе», – пишет главный цензор Китая Лу Вэй. После двух десятилетий развития Интернета под твердым руководством Коммунистической партии, объясняет он, его страна нашла правильный баланс между «свободой и порядком», а также между «открытостью и автономией».

То, что Китай называет «Золотой щит», представляет собой гигантский механизм цензуры и наблюдения, который блокирует десятки тысяч сайтов, считаемых враждебными Коммунистической партии, в том числе Facebook, YouTube, Twitter и даже Instagram.

В апреле правительство США официально классифицировало это как барьер для торговли, отметив, что 8 из 25 наиболее посещаемых сайтов во всем мире заблокированы в Китае. Американская торговая палата Китая говорит, что 4 из 5 ее компаний-членов сообщают о негативном влиянии интернет-цензуры на их бизнес.

Тем не менее, точки возврата нет. Позднее в этом году Китай, как ожидается, одобрит новый закон о кибербезопасности, который только укрепит его контроль над Интернетом. Он ввел новые правила, ограничивающие публикации иностранными компаниями онлайн-контента, и предложил более жесткие нормы, требующие от веб-сайтов регистрировать доменные имена с разрешения правительства.

Apple была одной из первых жертв. В апреле стало известно, что его iTunes Movies и iBooks больше не доступны в Китае. Они просуществовали здесь шесть месяцев.
Подавляя сопротивление ограничениям на свободу слова и гражданское общество, Китай взял в ежовые рукавицы провайдеров виртуальной частной сети (VPN), которая позволяет найти лазейку под брандмауэром.

Изменения не предназначены отрезать доступ к внешнему миру и создать китайский интранет – это попытка расширить правовой контроль и надзор над тем, что размещается в Интернете в самой стране, считают эксперты.

Китайский файрвол гораздо более сложный и многоярусный, чем простой переключатель вкл-выкл: Это попытка преодолеть одно из самых фундаментальных противоречий страны – наличие экономики, неразрывно связанной с внешним миром, и политической культуры, закрытой от таких «западных ценностей», как свобода слова и демократия.

Интернет прибыл в Китай в январе 1996 года, и Китай впервые начал систематически блокировать некоторые иностранные сайты в августе 1996 года (прозвище «Великий брандмауэр» было впервые употреблено журналом Wired в 1997 году)

Но систему в ее нынешнем виде начали разрабатывать в начале 2000-х годов. Google впервые был заблокирован в течение девяти дней в сентябре 2002 года, YouTube – после волнений в Тибете в 2008 году, а Facebook и Twitter – после беспорядков в Синьцзяне в 2009 году.

Тем не менее, преднамеренные лазейки были всегда.

Возьмите виртуальные частные сети, инструменты, которые открывают китайским пользователям доступ к запрещенным сайтам через другую страну. Виртуальные частные сети позволяют пользователям шифровать трафик и обойти цензуру, хотя и с меньшей скоростью соединения.

Китайское правительство уже давно знает и смирилось с тем фактом, что небольшой процент населения обходит его правила с помощью виртуальных частных сетей. В конце концов, важно, чтобы отечественные и иностранные компании могли получить доступ к информации, и говорящая по-английски элита счастлива своему небольшому окну в мир.

Коммунистическая партия больше озабочена тем, что читают обычные люди, чем с чем его путешествующая по всему миру элита может столкнуться в Интернете.

Google в Китае по-прежнему заблокирован, и результаты работы местного поисковика Baidu в значительной степени подвергнуты цензуре. Разница между поиском на Baidu слова «Тяньаньмэнь» или фразы «Тяньаньмэнь танкист» на китайском и на английском языке показательна: китайский поиск не дает ссылок на протесты сторонников демократии в 1989 году или на одиночку, который пытался предотвратить наступление танков на площадь – только описание большой площади и туристической достопримечательности.

Но поиск на английском языке совершенно другой – он подбрасывает несколько веб-сайтов, в том числе фотогалереи Би-Би-Си, статьи в Википедии и ряд других западных источников информации.

Источник