Забытые тайны Бурбонской галереи

Забытые тайны Бурбонской галереи

В Неаполе и других древних городах жители уже привыкли к раскопкам классических римских сокровищ и обнаружению других исторических артефактов у себя под домом во время ремонта.

Более неожиданным, однако, было случайное открытие, совершенное в 2005 году, когда правительственные геологи проверяли состояние карьеров в окрестностях Монте-ди-Дио – впечатляющей подземной сети древних проходов, заполненных старинными автомобилями и забытыми реликвиями времен Второй мировой войны.

Построенная в 1853 году, многоуровневая Бурбонская галерея (Galleria Borbonica), растянувшаяся на 1,022 квадратных метров, была построена Фердинандом II из династии Бурбон, который, опасаясь революции, приказал проложить подземный проход, чтобы в случае опасности перевезти войска и лошадей из королевского дворца в военные казармы.

Позже, начиная с 30-х годов, туннели использовались в качестве склада для конфискованных и контрабандных автомобилей, так как в густонаселенном городе было мало свободного места. Во время Второй мировой войны проходы и пещеристые камеры выполняли роль убежища. В начале 50-х годов вход в них был завален, и, наконец, о галерее забыли навсегда.

Но в 2012 году 90-летний Тонино Персико, скрывавшийся в галерее во время войны, связался с неаполитанским геологом Джанлукой Минином, который вел раскопки остальных туннелей, чтобы предупредить его о существовании бомбоубежища под Палаццо Серра-ди-Кассано, дворцом за площадью Пьяцца дель Плебишито.

Минину и его команде потребовалось три года, чтобы очистить территорию от мусора, но в декабре 2015 года в музее Бурбонской галереи начали проводить экскурсии Via delle Memorie в память тех, кто искал здесь убежища.

Паоло Сола, один из членов-основателей музея Galleria Borbonica, проводит гостей через тускло освещенные туннели. Спертый воздух был пропитан зловонием. Время от времени лабиринт туннелей разветвлялся на узкие каменные коридоры, через которые когда-то носили воду из дворца. В конце концов, посетители спускаются по еще одной лестнице и приходят к старому бомбоубежищу. Во время войны лестницы не были освещены и, учитывая безумство толпы, не было никакой гарантии безопасного спуска.

Один из выживших, профессор Альдо Де Джоя, рассказал еще об одном трагическом эпизоде из истории галереи: «Я помню красивую девушку по имени Эдина, которую толпа, спеша добраться до укрытия, сбросила вниз и растоптала до смерти».

«Когда вражеские самолеты замечали из Салерно и островов Искья и Капри, сирену включали три раза», – рассказывает Де Джоя. «Это означало, что самолеты близко, и что у жителей было около 15 минут, чтобы добраться до убежищ. Здесь есть телефон, которым пользовался ответственный за коммуникации», – сказал он, указывая на старый телефон, висящий на стене.

По словам Сола, многие люди получали травмы или под землей, или по пути в убежище. Врачи пытались им помочь, но в маленьком пространстве, которое было отведено под лазарет, было мало лекарств.

Многие также были больны и страдали от недоедания, поскольку порт и железные дороги бомбили, а еду, доставляемую на грузовиках, отправляли прямо на черный рынок. Акведук был взорван, так что чистой воды не было, электропитание отрезали; находясь под землей, беженцы были вынуждены довольствоваться слабым зарядом батареи постоянного тока.

Тысячи неаполитанцев лишились крыши над головой и вынуждены были поселиться в убежищах на неопределенный срок. В нескольких шагах от лазарета были туалеты, отделенные от душа цементной перегородкой. Теперь на земле в той комнате, где спали люди, лежат несколько матрацев.

Когда исследователи начали раскопки туннелей, они обнаружили переносные печки, ржавые жестяные кувшины и почерневшие горшки, сплющенные кукольные коляски, покрытую плесенью мебель и другие свидетельства того, что люди пытались наладить некое подобие быта в темноте и леденящей сырости.

Но жизнь не всегда была мрачной. Хотя женщины и мужчины не могли скрывать беспокойства и горя, дети находили способы скоротать время. «Мы играли вместе в прятки, – сказал Де Джоя. – Но здесь легко было потеряться».