Загадка Мазепы

Загадка Мазепы

Иван Степанович Мазепа – гениальный политик, стратег, воин и просто образованный для своего времени человек. В старых учебниках мы сталкиваемся с тем, что его имя часто полито грязью, а в современных украинских пособиях до сих пор не было внесено существенных изменений по этому вопросу. Кем же был на самом желе этот человек? Где правда и в чем заключается игра великих умов прошлого?

Ложное бегство

Прежде всего, стоит отметить, что Иван Мазепа никогда не был трусом, каким его выставляла сначала русская, а потом и советская история. Этот неординарный человек имел всего одну, но великую цель – достичь единства и независимости для Украины. В связи с этим, в начале своего правления он начал развивать духовные и культурные ценности своего народа, посредством постройки большого количества церквей и образовательных заведений. Способствовал также развитию Лавры – как главного центра противостояния господству Русской империи. И сохранил казацкую Сечь – источник военной силы своей страны.

Он был мудрым и осмотрительным политиком. Поэтому, не мог не предвидеть заранее проигрыш шведов под Полтавой. Именно в этом и заключается главное противоречие, на основании которого историки и исследователи задаются вопросом – а был ла вообще этот побег под покровительство турецкого султана? На сегодняшний день выдвинута абсолютно новая версия, согласно которой мы откроем для себя абсолютно новую историю нашей страны.

Историки рассказывают, что гетман был близко знаком с тогдашним митрополитом киевской Лавры Иосафом Крокавским. Они часто виделись в Борзне, где ими была разработана легенда о тяжкой болезни Ивана Степановича и проработаны дальнейшие события с мнимым бегством в Молдавию. Таким образом, гетману и его соратникам удалось успешно обмануть не только Петра І, но и многие поколения историков. Возможным оправданием для них служит то, что эти люди просто не уделили должного внимания одной из существенных вех в жизни Мазепы – его иезуитского образования.

За год до судьбоносной Полтавской битвы Иван Мазепа приказал зарыть основную часть своей казны и приготовиться к предстоящему подпольному сопротивлению. Эти длительные приготовления имели закономерный и логичный результат. В то время, как весь мир думал, что Мазепа трусливо сбежал в Молдову, он тайно скрылся в Киево-Печерской Лавре.

За каждым мужчиной стоит сильная женщина

Историки отмечают, что Мазепа часто действовал и принимал решения, советуясь со своей матерью. Мария Магдалена Мазепа была посвящена во многие, если ни во все тайны своего сына. Именно она распоряжалась легендарным серебряным прииском семейства Мазепы, который заключал в себе основу их богатства. Именно из его руды чеканились монеты для Сечи.

С 1686 года Мария стала игуменьей Вознесенского монастыря, что в Киевской лавре. Именно монастырю принадлежал лес с серебряным прииском «Серебряный кол». На сегодняшний день на месте копий расположился каскад озер, что между станциями Осокорки и Позняки.

Кроме этого, Мария Магдалена часто принимала участие и в политической жизни Мазепы. Именно через нее он передавал секретные послания. А в 1707 году, по просьбе сына, она расследовала дело с подкинутым письмом-доносом на гетмана.

 

Реальное место погребения

Согласно действующей истории, прах украинского гетманы был утерян в результате перезахоронений. Но существует и другой, более реалистичный вариант, которому украинские историки пока не уделили должного внимания.

Так предполагают, что после инсценированного бегства и переезда в Лавру, Мазепа принял постриг и стал иноком. Последние дни своей жизни он провел в молитвах и покаянии. Похоронен он был вместе со своей матерью и сестрой в Вознесенском монастыре.

Но, не смотря на все ухищрения, русскому царю что-то стало известно. В 1710 году он облагает Лавру тяжкими налогами. Сам же Вознесенский монастырь и вовсе был разрушен. Однако друзья Мазепы, а также монахи предприняли все возможное для того, чтоб уберечь останки великого полководца и его семьи.

В 1989 году, археологическая экспедиция, которую возглавлял Виктор Харламов, нашла недалеко от церкви Спаса на Бересте захоронение. Три саркофага из розового камня. В двух из них были останки женщин, а один скелет принадлежал мужчине приблизительно 60-70 лет, который страдал остеохондрозом и хроническим плекситом. Мужчина был похоронен согласно монашескому чину. Не смотря на многочисленные попытки Харламова представить останки мужчины, как прах основателя Москвы Юрия Долгорукого, большинство археологов предполагают, что это вероятное место перезахоронения гетмана Ивана Мазепы.