«Победа любой ценой» - Виталий Портников

«Победа любой ценой» - Виталий Портников

После победы украинской певицы Джамалы на фестивале Евровидение в российском телевизионном эфире, в газетах и социальных сетях началась самая настоящая вакханалия ненависти и раздражения. Собственно, по такому сценарию российские обсуждения Евровидения проходят уже много лет. Но даже австрийская певица Кончита Вурст, презрительная названная участниками дискуссии в студии России-1 «бородатой женщиной», не вызвала столько эмоций у публики, сколько Джамала, хорошо известная каждому российскому телезрителю победительница конкурса «Новая волна» – то есть певица, которую еще недавно россияне считали практически «своей».  Сам тот факт, что члены жюри и зрители проголосовали за песню, посвященную депортации крымских татар в 1944 году, вызвал особое раздражение у политиков, усмотревших в этом «намек» на аннексию Россией Крыма в 2014-м. И «политизированность» конкурса – об этом в России говорят с первого дня после победы Джамалы в украинском национальном отборе. Но самое главное – Джамала «отобрала» победу у российского исполнителя Сергея Лазарева. Тот факт, что россиянин занял всего лишь третье место, а настоящая борьба развернулась между украинской и австралийской певицами, не останавливает россиян. И помогает им в этом «раздельное» объявление итогов голосования. Все прошлые годы результаты голосований жюри и зрителей суммировались и объявлялись сразу же. Если бы такой же порядок объявления результатов сохранялся бы и в 2016 году, никакой интриги вовсе не было бы. Мы следили бы за противоборством украинки и австралийки, а россиянин не выглядел бы претендентом на победу даже отдаленно.

Но зачем России так нужна победа на Евровидении? Украинскую логику можно понять. Украинские зрители проголосовали за песню, рассказывающую об одной из самых больших трагедий в истории наших земель – депортации народов – и за певицу, чья семейная история персонализирует эту трагедию. Понятно, что они хотят, чтобы их выбор был оценен миром. Это никакая не политика даже – обыкновенный гуманизм. А Россия, как и обычно, предложила на Евровидение качественный эстрадный номер, сделанный по всем канонам фестиваля – и достойно принятый публикой. Какое имеет значение место, занятое Сергеем Лазаревым?
Большое. Россия – страна вечных побед. Если она не побеждает – значит, это США, госдеп, масоны, всемирный заговор. Если она проигрывает Украине – то это два всемирных заговора, тут без ЦРУ явно не обошлось. Не может же в самом деле певица с какой-то там Украины, которая и не существует вовсе, быть лучше исполнителя, утвержденного телеканалом Россия-1. Если к тому же певица – крымская татарка и поет о их судьбе – то это три мировых заговора, потому что враги специально заостряют мировое внимание на проблемах экстремистов в «нашем Крыму». То, что именно российский суд накануне Евровидения запретил Меджлис крымскотатарского народа и именно российские спецслужбы накануне фестиваля начали травлю его активистов, российским политикам и пропагандистам просто не приходит в голову. У них – другая причино-следственная связь.

Уже сейчас известно, что к Евровидению российская сторона готовилась как к настоящему бою, обращалась к западным авторитетам, истратила уйму средств, которых у украинской исполнительницы (как, впрочем, и у австралийской) просто не было. Вновь возобладала идея, что с помощью денег можно сделать большую ножку маленькой, как в сказке о Золушке. Нет, я ничего не имею против способного исполнителя Сергея Лазарева, который просто оказался на фестивале не в свой год. Лазарев готовил качественный эстрадный номер, а на фестиваль приехали сразу две дивы, чей образ и голос оказались интереснее классической «попсы». И какими деньгами это можно перебить?
Но в России продолжают жить в уверенности, что самое главное в жизни – подменить анализ мочи. Не случайно поражение на Евровидении совпало с обнародованием новых скандальных данных о применении допинга российскими спортсменами во время Олимпиады в Сочи. Оказалось, что речь идет не о каком-то там частном случае, не об инициативе спортивных федераций, а о самой настоящей спецопераци на государственном уровне. И логика этой спецоперации ясна. Необходимо было не просто поразить гостей зимней Олимпиадой на летнем курорте. Необходимо было, чтобы эта Олимпиада оказалась триумфом российского спорта. А какие нынче коллективные триумфы без «медикаментов»?

И, опять-таки, мы вновь погружаемся в мутный мир бесчестия. Сомнительное получение права на проведение мирового чемпионата по футболу. Сомнительные спортивные результаты на Сочинской Олимпиаде. «Зеленые человечки» в Крыму. Депутаты местного парламента, которые принимают решения о смене власти в автономии и о референдуме под дулами автоматов – при этом до сих пор неясно, были эти депутаты в зале или нет. Сам референдум, не только легитимность, но и количество участников которого вызывает вопросы до сих пор. Но зато – «Крым наш». Словом – одна победа за другой и одна подмена анализов за другой. И восторг по поводу этого бесчестия, постоянно испытываемый подданными Владимира Путина. Этот восторг – как самый настоящий наркотик и не удивительно, что ты перестаешь отличать добро от зла. Поэтому достойное поражение вызывает у тебя такое неприкрытое раздражение. Ты начинаешь думать, что ты не сделал, чтобы остановить украинцев и не дать Джамале стать победительницей песенного фестиваля. Ты втягиваешь сограждан, многие из которых отдали свои голоса украинской певице, в нелепую дискуссию о том, кто «настоящий победитель» и хватит ли у Украины денег для проведения Евровидения в 2017 году. А почему нельзя просто честно проиграть? Почему не испытывают никаких комплексов по поводу провалов на Евровидении Великобритания, Германия, Франция, Италия – страны с очевидной эстрадной культурой, задающие тренды вне зависимости от того, какими являются результаты их представителей на песенном фестивале? Почему израильтяне радовались не только своим победителям, но и второму месту великой певицы Офры Хазы, а украинцы праздновали успех – но не победу – Верки Сердючки? Откуда эта странная уверенность в том, что на пьедестале только одно место и оно принадлежит Российской Федерации. И только заговор может помешать ее представителям получить заслуженное.

Российская цивилизационная катастрофа – именно в том, что никто в этой стране даже не задается таким вопросом. Даже не способен понять, что проиграть достойному сопернику – значит получить новые возможности для развития. Это непонимание и приводит к перманентному государственному кризису. К поражению демократических институций как таковых. Ведь в России любая власть начинает с того, что закрепляется навсегда. В истории этой страны не было ни одного случая демократической передачи власти. И в самом деле, в постмонархический период мы наблюдаем сплошные перевороты – вначале большевистский, а затем уже внутри лагеря победителей. На нашей памяти Борис Ельцин стал полноценным главой государства, только добившись ликвидации поста президента СССР. Путин возглавил страну, получив власть из рук Ельцина. Медведев – из рук Путина и наоборот. Ни разу за всю историю Российского государства его жители не имели возможности избрать его главу на реальных альтернативных выборах (разве что на президентских выборах 1996 года, но такого выбора и врагу не пожелаешь). Так почему же нужно удивляться, что государственной идеологии новой России стала победа любой ценой?

Виталий Портников