Готлиб Ронинсон родился 12 февраля 1916 года в Вильно (ныне - город Вильнюс, Литва).
В
начале 1920-х годов он переехал вместе с семьёй в Москву. С 1928 по
1939 годы Ронинсон пел в детском хоре, и был солистом миманса Большого
театра СССР, но карьера там быстро завершилась - слишком яркими были его
появления в массовках.
Готлиб Ронинсон очень любил свою маму,
всегда бережно к ней относился и старался её не расстраивать, так как
она в одиночку растила Готлиба и не хотела, чтобы её место заняла
какая-то другая женщина. Поэтому тех немногочисленных девушек, которых
Ронинсон приводил в дом, его мама встречала холодно, и он так и не
женился, всю жизнь прожив вместе с мамой в однокомнатной квартире на
Крымском валу.
Юный Готлиб был заядлым театралом, не пропускал ни
одной столичной премьеры, и особенно часто ходил во МХАТ, который был
его любимым театром. Готлиб знал поимённо не только всю труппу
Художественного театра, но и выучил наизусть весь его репертуар. Там же
он познакомился с Михаилом Булгаковым, который в ту пору писал для МХАТа
свои пьесы.
Когда началась война, Готлиба Ронинсона не взяли на
фронт по состоянию здоровья, поэтому он остался с матерью в Москве. Но
когда в октябре 1941 года враг подошёл вплотную к столице, Ронинсоны
уехали в Верхнеуральск, где Ронинсон устроился на работу старшим
пионервожатым и воспитателем детского дома.
Вернувшись после
эвакуации в Москву, Ронинсон поступил в Театральное училище имени
Щукина, которое окончил в 1945 году. Он учился на одном курсе вместе с
Владимиром Этушем, Геннадием Юдиным, Ниной Архиповой, Владимиром
Шлезингером, Еленой Измайловой и Татьяной Коптевой. Говорят, Готлиб
Ронинсон был безответно влюблён в юную и очаровательную Коптеву (будущую
актрису и педагога "Щуки").
В 1946 году Ронинсона приняли в
труппу Московского театра драмы и комедии (нынешний Театр на Таганке),
который тогда возглавлял режиссёр Александр Плотников. Готлиб Ронинсон
проработал в нём 45 лет. У Любимова Ронинсон играл довольно много,
причём самые разные роли: мужские, женские, комические, трагические. Он
участвовал в таких знаменитых спектаклях, как "Мастер и Маргарита", "10
дней, которые потрясли мир", "А зори здесь тихие…".
Готлиб
Ронинсон оказался одним из тех актеров, которые остались в труппе театра
после прихода Юрия Любимова. Для Театра на Таганке началась новая эра -
в нем появились Владимир Высоцкий, Алла Демидова, Валерий Золотухин,
Леонид Филатов, Игорь Кваша и многие другие молодые актеры. Готлиб
Михайлович годился им в отцы, но и в этом обновленном блистательном
театре он прижился, и занял свою нишу. Коллеги его искренне любили. В
первом спектакле новой Таганки, "Десять дней, которые потрясли мир",
актер, вместе со всеми участвовал в массовке: выскакивал на улицу с
гармошкой, не видя ничего в этом зазорного. Скорее наоборот, настоящему
актеру достаточно сказать одно-два слова, чтобы его заметили. Это
называется "эффект присутствия". Готлиб Ронинсон всегда был заметен на
сцене.
Мастер гротеска, Ронинсон потрясающе владел мимикой, а
его чуть заикающаяся речь придавала героям неповторимый шарм. Его всегда
тянуло к серьёзным драматическим ролям, хотя он и был прирождённым
комиком: что бы ни говорил и ни делал на сцене - всё получалось смешно.
Для того, чтобы "разогреть" себя перед выходом на сцену, ему обязательно
нужно было с кем-то поссориться. Он мог придраться к чему угодно и
сказать, например, артисту: "Что ты та-ак смотришь на меня?" И ещё все
почему-то думали, что Ронинсон - человек капризный, и никто не хотел
сидеть с ним в одной гримерке.
В 50 лет Готлиб Ронинсон снялся в роли начальника Деточкина в комедии Эльдара Рязанова "Берегись автомобиля".
Театр
в ту пору популярностью не пользовался, москвичи его не особо жаловали.
Шла какая–то малозаметная бытовая комедия. Ронинсон играл
лифтера-заику, которому врач посоветовал петь, чтобы избавиться от
заикания – и поэтому на протяжении всего спектакля этот замечательный
лифтер пел. А для драматического актера Готлиб Михайлович пел просто
прекрасно, и умел держать зал. И Рязанов решил приглашать актера в свою
комедию. Герой Ронинсона в сцене суда восклицал молчаливому соседу по
скамейке: "А вы не знаете, так молчите!" Это было так смешно, что
Рязанов пригласил актёра в свой следующий фильм "Зигзаг удачи" - на роль
ревнивого мужа Лидии Сергеевны.
Затем Ронинсона стали снимать и
другие режиссёры-комедиографы. Готлиб Ронинсон был прирожденным комиком.
Готлиб Михайлович был полноват, но изящен на сцене. Ронинсон был
картав, и эта картавость ему шла, и он превратил ее в свой плюс. Если
сейчас пересмотреть фильмы с участием Ронинсона, нельзя не заметить,
сколько в нем тепла, сколько азарта, сколько юмора и детского блеска в
глазах.
Ронинсон
не остался не замеченным и другими режиссерами-комедиографами: Леонид
Гайдай увидел в актере эксцентричного Кислярского из "12 стульев" и
Ивана Израилевича в "Не может быть!" Георгий Данелия утвердил актера в
"Афоню" на роль интеллигентного соседа затопленной квартиры, а Алексей
Коренев снял актера в роли начальника цеха в телефильме "Большая
перемена".
В фильме "Не может быть"
Небольшие,
но яркие и запоминающиеся роли актер исполнил и у других режиссёров: у
Александра Алова и Николая Наумова он сыграл грека – сладострастника в
"Беге", у Никиты Михалкова снялся в знаменитой "Рабе любви". Вениамин
Дорман предложил актеру роль трамвайщика в киноленте "Земля, до
востребования", а позднее - аптекаря Поммера в незабываемой ленте
"Возвращения резидента".
Потом была роль дяди Гоши у Валерия
Харченко в "Фантазиях Веснухина", парикмахер в телесериале Василия
Ордынского "Хождение по мукам", директор магазина в детективе Альберта
Мкртчяна "Лекарство против страха". И последнюю свою роль второго плана
актер исполнил в иронической комедии Сергея Соловьева "По Таганке ходят
танки".
В фильме "Ирония судьбы или с легким паром"
Актера,
с его тихим, запоминающимся, чуть картавым голосом приглашал к себе на
озвучивание и "Союзмультфильм". Голос Готлиба Рнинсона звучит в
мультиках: "Мешок яблок", "Чудеса в решете", в любимом всеми "Свинопасе"
и в незабываемом "Потерялась птица в небе".
Герои Готлиба
Ронинсона всегда вызывали смех. Сам же актёр был бесконечно преданным
искусству и так же бесконечно одиноким. Семьи у него не было, а были
только друзья. Готлиб Михайлович всегда попадал в смешные истории, он
казался всем немного нелепым и чудаковатым, но коллеги ценили его
доброту и желание всем помочь. О его готовности прийти на помощь всем
без исключения складывались легенды. "Дядя Гоша, сделай что-нибудь,
голова болит! Дядя Гоша, зуб полечи!" - с такими просьбами к Готлибу
Ронинсону нередко обращались артисты театра. Его называли не иначе как
"дядя Гоша - Скорая помощь". Он действительно, немного "поворожив"
руками над головой, снимал боль и умел заговаривать зубы, но сам
Ронинсон от рождения страдал эпилепсией.
В последние годы Готлиб
Михайлович много и часто болел. Он перенёс несколько операций и каждый
шаг давался ему с большим трудом, однако собственные болячки волновали
его меньше, чем болезнь матери.
Иной раз после спектакля,
возвращаясь домой с букетом цветов, говорил: "Поставлю их рядом с
маминым портретом". Ходил всегда аккуратный, подтянутый, его даже
называли "самым ухоженным холостяком Таганки". Но при этом был
бесконечно одинок.
Готлиб Робинсон часто прогуливался рядом с
домом, подкармливая голубей, и обожал птиц. Стоило ему выйти во двор,
как со всей округи слетались голуби. Соседи Ронинсоном гордились.
Знакомые, друзья актера звали "министром здравоохранения Таганки": у
него было много знакомых врачей, и он совершенно бескорыстно помогал,
сводил с хорошими специалистами, доставал какие-то лекарства.
Удостоил
внимания Готлиба Ронинсона его коллега по театру знаменитый Владимир
Высоцкий. Ронинсону на его 50-летие Высоцкий посвятил следующие строки:
Если болен морально ты
Или болен физически,
Заболел эпохально ты
Или периодически -
Не ходи ты по частникам,
Не плати ты им грошики,
Иди к Гоше, несчастненький,
Тебя вылечит Гошенька.
"А
еще он очень любил детей, – вспоминала актриса Таганки Марина
Полицеймако. – Вся наша театральная ребятня выросла у него на глазах,
бегали за ним гурьбой, он быстро находил с ними общий язык. Своих детей у
Готлиба Михайловича не было".
За несколько лет до своей смерти
Ронинсон сказал кому-то из актёров: "Я заказал себе надгробную плиту с
надписью: "Здесь лежит народный артист РСФСР Готлиб Ронинсон", пусть мне
потом на могилку поставят".
У Готлиба Михайловича были неплохие
сбережения на сберкнижках. Все он завещал какому-то детскому приюту. А
при реформах деньги обесценились, и все пропало. Выдержать этот удар
было непросто. Мало того, осенью 1991 года на доме, в котором жил
Ронинсон, появилась табличка со странной надписью: "Продается. Частная
собственность". Эта чья-то безумная акция сильно повлияла на Готлиба
Михайловича.
Готлиб Ронинсон скончался 25 декабря 1991 года. В
тот день должен был состояться спектакль "Мастер и Маргарита", в котором
он играл. Готлиб Михайлович был чрезвычайно пунктуальным человеком и
никогда в жизни не опаздывал ни на репетиции, ни на спектакли. Поэтому,
когда актёр впервые за долгие годы не явился на работу, его коллеги
забили тревогу и сразу после представления отправились к нему домой на
Крымский вал.
Валерий Погорельцев рассказывал: "Войдя, мы стали
свидетелями жуткой картины: Ронинсон с красным лицом (инсульт) лежал
посреди комнаты на ковре, из его разжатого кулачка выкатилась маленькая
жёлтая таблетка... и на фоне такого несчастья, еле-еле передвигась,
стояли два техника-смотрителя из домоуправления - муж с женой. Дело в
том, что Готлиб Михайлович страдал эпилепсией, поэтому в рот не брал
спиртного. Но - и это естественно - такому заметному артисту, как он, во
всяких командировках, будь то Грузия или Молдавия, поклонники дарили
коллекционные вина и коньяки, самые дорогие, с большой выдержкой.
Конечно, он часто делился с ребятами, но большинство драгоценных бутылок
стали экспонатами его домашней винодельческой коллекции. Когда мы
вошли, то увидели этих техников-алкоголиков, уже вылакавших коллекцию:
весь кухонный стол был уставлен пустыми бутылками... Позже Ронинсона
отвезли в морг... В комнате Готлиба Михайловича висели два портрета -
его и мамы, написанные маслом. В столе были письма, рецензии, которые он
бережно собирал. Под утро мне позвонила его пожилая соседка Ольга
Моисеевна и предупредила, что бумаги и личные вещи Ронинсона выброшены
на помойку. Я приехал на "Октябрьскую" в 8 утра, но мусоровоз уже забрал
содержимое из ящиков, я не успел спасти его архив. Квартиру той же
ночью разграбили. После заграничных гастролей Ронинсон привозил
дефицитные кассетные магнитофоны, телефоны, фотоаппараты - всё это
вынесли, ничего не осталось. Ни-че-го. Квартира же перешла государству.
Он светло жил и светло ушёл - по-английски, не прощаясь..."
Актер
был верующим человеком, исповедовал православие, и после смерти
отпевали его как Григория. Он очень переживал, когда затевались какие-то
антисемитские акции, и болезненно переносил любые разговоры на эту
тему.
Готлиб Ронинсон был похоронен в Москве на Введенском кладбище.
О Готлибе Ронинсоне была снята передача "Чтобы помнили".
Источник