Чтобы помнили. Фильм 112. Борис Иванов

Чтобы помнили. Фильм 112. Борис Иванов

Борис Иванов родился 28 февраля 1920 года в Одессе.

Его отец, Владимир Иванов, был слесарем, а мама, Евдокия Романовна, - домохозяйкой.

Борис с детства был очень музыкален, интересовался музыкой и театром и, благодаря соседке по дому, где проживали Ивановы, имел возможность брать контрамарки в Одесский оперный театр, после посещения которого с удовольствием насвистывал любимые арии. В 14 лет он устроился статистом в оперный театр, а после окончания школы решил поступить в театральное училище на актерский факультет. В училище Борис Иванов поступил в 1937 году, одним из его педагогов был режиссер Михаил Тилькер.

Борис Иванов окончил училище в 1941 году, и выпускной бал после успешно сданного дипломного спектакля был назначен на 22 июня. Но началась война, и студенты сыграли спектакль в почти пустом зале. Вскоре в училище был сформирован истребительный батальон, задачей которого была поимка диверсантов, помогающих самолетам находить цели для бомбардировки. Борис подал заявление об отправке на фронт и 7 июля 1941 года был призван в армию. Его направили на курсы переподготовки командирского состава в Военную академию тыла и транспорта имени Молотова в Харькове, а после их окончания - в чине лейтенанта интендантской службы на Северо—Западный фронт. Позже Борис Иванов прошел переподготовку в городе Рыбинск и, став строевым командиром, проходил дальнейшую службу в штабе Северо—Западного фронта. Он был начальником штаба батальона и старшим адъютантом в 14—м гвардейском полку 7—й гвардейской дивизии 10—й гвардейской армии. После длительных боев от батальона, в котором служил Борис Иванов, осталось лишь около двадцати человек, и полк был переформирован. А сам Иванов был тяжело ранен 8 апреля 1942 года в бою у деревни Михайловки в районе Лычково и до сентября лежал в разных госпиталях. Он получил тяжелые ранения головы, спины, обеих ног и руки, пережил клиническую смерть и чудом остался жив. Ему грозила ампутация руки, но врачи спасли руку. После выписки из больницы Борис Иванов считал, что у него два дня рождения.



Закончив лечение, Иванов направился по делам в Рыбинск, и во время поездки в поезде у него были украдены документы и деньги, после чего актер был вынужден остаться в Рыбинске и некоторое время работал в местном драматическом театре. Но в 1944 году он переехал в Москву, где устроился на работу в Государственный академический театр имени Моссовета, к Юрию Завадскому. Там он проработал более пятидесяти лет и сыграл более ста ролей — Доблмена в спектакле «Кража», Наполеона в спектакле «Катрин Лефевр», Форда в спектакле «Виндзорские насмешницы», Господина в спектакле «Бунт женщин», Потина в спектакле «Цезарь и Клеопатра», Лепле в спектакле «Эдит Пиаф», Лавра Мироныча в спектакле «Последняя жертва», Павлина в спектакле «Егор Булычев и другие», Римлянина в спектакле «Мать Иисуса», Сорина в «Чайке», Грегори Соломона в спектакле «Цена», Харта Кестеля в спектакле «Ошибки одной ночи» и во многих других. Там же, в театре Моссовета, Борис Иванов познакомился со своей супругой — актрисой Натальей Богдановой.



Борис Иванов обладал замечательным голосом, и это не раз использовалось режиссерами в театральных постановках. Например, в рок—опере «Иисус Христос — суперзвезда» Иванов пел партию Понтия Пилата. Актер Александр Бобровский вспоминал: «В плане музыкального образования Борис Владимирович был неповторим. Мне кажется, оперная сцена потеряла очень хорошего исполнителя». Он был всеобщим любимцем всей труппы и обладал прекрасным чувством юмора. Фаина Раневская рассказывала: «Я его побаиваюсь. Он может меня пересмешить и переплюнуть в этом деле». Реплику Раневской дополнял Геннадий Бортников: «Он долго сидел, слушал ее, а потом выдавал какую—то реплику, и Раневская кричала: «Уберите его, а то я умру от смеха!»



Талантливый, остроумный и веселый, он всегда был душой театра, постоянно участвовал в различных театральных капустниках, был шутником, заводилой и неунывающим человеком. Но в работе Иванов был необычайно требовательным, для него не существовало мелочей. Любая неточность в реквизите могла легко его вывести из себя. Режиссер Борис Щедрин в интервью рассказывал: «Он не был везунчиком. Он действительно был работягой в самом прямом смысле слова. Актер подлинного таланта, который не стареет, а только, как птица Феникс, все время возрождается из пепла. Поразительно, что он не отказывался практически ни от чего и все считал главным. Особенно театр. Он обожал свое дело, как никто. Он приходил на репетиции, жадный до всего нового. Всем мгновенно передавалось его настроение, и возникала по—настоящему творческая атмосфера. Больше, чем просто работа. И наблюдать, и работать с ним была одна сплошная радость».



В кино Борис Иванов начал сниматься в 1961 году, и его первой ролью стал Жорж Прадье в фильме «Ночной пассажир». Несмотря на то, что в жизни он был крайне доброжелательным человеком, в кино ему часто приходилось играть отрицательных персонажей. «Если подсчитать, скольких людей я предал, отравил, застрелил, повесил или столкнул в пропасть — это же просто ужас!» — рассказывал Борис Владимирович.



Среди сыгранных им персонажей были заговорщики, придворные интриганы, убийцы и воры. В киноромане «Вечный зов» он сыграл фашистского генерала контрразведки, в драме «Агония» — заговорщика Лазоверта, в сказке «Кольца Адьманзора» — вельможу Интригио. Среди наиболее заметных работ актера в кино стоит также упомянуть роль Дона в картинах «Возвращение резидента» и «Конец операции «Резидент» и Лофтуса в историческом сериале «Россия молодая». Борис Иванов также сыграл в фильмах «Бешеное золото», «Версия полковника Зорина», «Время желаний», «Конец атамана», «Ленин в Париже», «Мираж», «Не самый удачный день», «Отец Сергий», «Преждевременный человек», «Следствие ведут знатоки», «Чисто английское убийство» и «Вся королевская рать». Георгий Тараторкин рассказывал: «Для меня это был один из самых близких людей в этом театре. Ничто так не сближает в театре, как серьезное творческое испытание. Мы встретились до того, как я пришел в театр, на съемках фильма «Чисто английское убийство». Мне было так очаровательно наблюдать за ним, за его легким существованием в кадре, изяществом, профессионализмом и тонким юмором».

Борис Иванов также занимался дубляжом фильмов, в частности, им была озвучена Дафна в исполнении Джека Леммона в фильме «В джазе только девушки».



Борис Иванов был не только прекрасным актером, но и разносторонне развитым человеком. Он очень любил классическую музыку, особенно выделяя произведения Верди, Моцарта, Гайдна, Штрауса, Вайтейфеля, Шуберта и Шумана. Интересовался Борис Владимирович и живописью - Нестеров, Крамской и Левитан были его любимыми художниками. Кроме того, Иванов очень любил водить автомобиль и возиться с механизмами.



Он много путешествовал, посетил со своей супругой Египет, Италию, Израиль и Скандинавию. Они объездили всю Европу, возвращаясь в некоторые страны по несколько раз. Летом 2002 года Борис Иванов побывал на гастролях в США со спектаклем «Милый друг», а осенью того же года сыграл в премьере спектакля «Комики» в дуэте с Анатолием Адоскиным. Этот спектакль, поставленный Борисом Щедриным, стал последней работой актера. Режиссер Борис Щедрин рассказывал: «Когда мы начали репетировать, я не знал, что Борис Владимирович чувствует себя не очень хорошо. Его привозили на машине и провожали до лифта. Самое поразительное, что через несколько минут после начала репетиции все менялось. Это было что—то удивительное — маленькое чудо. Борис Владимирович становился сразу каким—то иным, очень восприимчивым и внятным. Меня встречали актеры и говорили: «Зачем мучаешь старика, представляешь, ведь если что—то случится, ты же себе этого не простишь!» А он продолжал упорно работать. Именно он научил меня думать о том, что театр лечит. К премьере Иванов просто ожил: глаза молодые, горят. Никому даже в голову не приходило, что здоровье у него неважное. Вы себе не представляете, как он был счастлив!»



Борис Иванов активно работал, несмотря на то, что плохо себя чувствовал и испытывал большие проблемы со зрением. Евгений Стеблов рассказывал: «Он себя сжег. Сознательно или бессознательно — не знаю… Мы поражались в этом году, что он с собой делает! Мы должны были ехать в гастрольный тур в Америку, и можно было его заменить. Но он настоял, чтобы его взяли, и проехал с нами тяжелейший гастрольный тур, на другом континенте, в другом временном поясе. Потом он поехал с женой в Италию, и там ему стало плохо. Он попал в больницу. Как—то его выходили. И, приехав, он опять окунулся в работу. Он репетировал утром и вечером…» 

В конце 2002 года у Бориса Иванова случился инсульт, и 2 декабря 2002 года он скончался. 

Борис Иванов похоронен на Ваганьковском кладбище.



Леонид Филатов подготовил о Борисе Иванове передачу из цикла «Чтобы помнили».


Источник