Чтобы помнили. Фильм 53. Леонид Марков

Чтобы помнили. Фильм 53. Леонид Марков

Леонид Марков родился 13 декабря 1927 года в селе Алексеевском в Северном Казахстане. 

Отец Леонида был актёром провинциальных театров, мама - гримёром. Каждые пять-шесть лет семья Марковых переезжала. Они побывали в Иваново, Кинешме, Якутске, Ашхабаде, Саратове и Вологде. Жили скромно, но весело. В актёрских семьях так заведено, что детей обязательно вводят в спектакли, и маленький Лёня дебютировал в пять лет в спектакле «Хижина дяди Тома».

В семь лет Леонид играл в театре вместе со своей сестрой - Риммой Марковой. «Чем был замечателен спектакль: там мальчик был старше, а девочка - младше. Мы играли наоборот. Брат был беленький, никому и в голову не приходило, что мы – наоборот», - вспоминала Римма Маркова. Но Леонид в детстве театр не любил. У него были другие пристрастия: он хорошо рисовал, вырезал по дереву и лепил. И мечтал стать художником.

Кочевая жизнь родителей сказывалась на брате с сестрой по-разному: Леонид, в отличие от сестры учился хорошо. Зато сестра, обладая фактурной внешностью и хорошими физическими данными, взяла брата под «свое крыло» и защищала его в критических ситуациях.

Школу Леонид и Римма окончили в Вологде. Там же они поступили в студию при местном Вологодском драматическом театре, где художественным руководителем была Лия Давыдовна Ротбаум, которая поняла, что Леонид Марков способен на большее, и повезла его показывать в Москву, прихватив заодно и Римму Маркову.

В 1947 году двадцатилетнего Леонида Маркова вместе с сестрой Риммой приняли в театральную студию, а потом и в Театр Ленинского комсомола, которым руководили выдающиеся режиссеры и педагоги Иван Берсенев, Софья Гиацинтова и Серафима Бирман. Вдали от родителей дети жили впроголодь - была карточная система, старая одежда и туманные перспективы. Первое время они жили на вокзале, позже – в подсобке при театре и только потом – в комнатке энергоинститута, найденной для них главным режиссером Ленкома Иваном Николаевичем Берсеневым. «По вечерам мы с братом обязательно куда-нибудь ходили. Я сохраняла программки, которых к концу года собиралось до трёхсот. Это значит, что почти каждый Божий день мы были или на концерте классической музыки, или в театре, или на выставке», - вспоминала Римма Маркова. 

В Театре Ленинского комсомола Леонид Марков проработал с 1947-го по 1960-й годы. За эти годы он сыграл в спектакле «Честь смолоду» роль Неходы, в спектакле «Сирано де Бержерак» роли Кристиана и Карбона де Кастеля Жалу, в спектакле «Вишневый сад» роли Яши и Пети Трофимова, в спектакле «Живой труп» роль Петрушина, в спектакле «Фабричная девчонка» роль комсорга, в спектакле «Мужество» роль Калюжного, в спектакле «Утраченные иллюзии» роль аббата Эррера, в спектакле «Святая Жанна» роль графа Уорика, в спектакле «Первая конная» роль Митряя и другие роли.



Затем была работа в Театре имени Пушкина, где он принял участие в спектаклях «День рождения Терезы» в роли Марсело, «Романьола» в роли Микеле Даспонси, «Столпы общества» в роли Иухана, «Поднятая целина» в роли Тимофея Рваного, «Высшее существо» в роли Ференца и других постановках.

В 1966 году Леонид Марков перешел работать в Театр имени Моссовета, где переиграл почти весь классический репертуар: Лермонтова, Тургенева, Чехова, Достоевского и Толстого. Юрий Завадский взял его в расчете на то, что он заменит Николая Мордвинова в «Маскараде». И если Николай Мордвинов играл дворянина с блестящей речью, прямой спиной, барина и аристократа, то у Леонида Маркова Арбенин был разночинцем, который выбился в люди, и за это его ненавидели в свете.

Леонид Марков умел сосредоточиться на личной, а не на социальной драме героя, создавал характер, а не тип. О его Феде Протасове говорили: «Перегоревший человек». Его Егор Булычов не рвался выяснять отношений с «другими», обладая сознанием ясным и безнадежным. Он был по-диккенсовски гротескным Порфирием Петровичем в «Петербургских сновидениях».



Московский триумф Романа Виктюка начался именно с «Царской охоты», поставленной им в Театре имени Моссовета. Леонид Марков сыграл роль Алексея Орлова, а Маргарита Терехова – роль Самозванки. Столичные театралы смотрели «Царскую охоту» по несколько раз, а провинциалы специально приезжали в Москву ради этого спектакля. Роман Виктюк рассказывал: «Я знаю, что Маркова считали надменным, нахальным, дерзким. Да, все это было. Но я его помню очень простым, мягким, податливым. Очевидно, к нему надо было уметь подойти, понять его далеко не ординарную личность».

«Он умел приковывать к себе внимание на сцене. Можно даже сказать, что у него была своя «Марковская» пауза. В «Царской охоте» была сцена, когда он пытается снять кольцо, которое подарила ему самозванка, выдающая себя за дочь Петра. Он крутил его, пытался стянуть, две минуты он ходил по сцене и снимал это кольцо. Весь зал просто замер в тишине. Но когда сорванное кольцо полетело за кулисы, зал взорвался овацией», - вспоминал один из его друзей Леонид Ивтифьев.

Георгий Тараторкин рассказывал: «Кино, как и театр, тоскуют по такой мужской природе. Это большая редкость, когда на сцене подлинный мужчина. Это же с ума сойти, как они играли с Ритой Тереховой «Царскую охоту»! Есть существование актера в рамках персонажа, а в его случае рамки раздвигались. Там был обязательно он».



Театры дрались за Леонида Маркова. Михаил Царев, художественный руководитель Малого, звал к себе артиста не один год. И вот, наконец, решив, что Театр имени Моссовета ему «надоел», Леонид Марков ушел в Малый театр, где успешно сыграл главную роль в спектакле «Зыковы» и спустя восемь месяцев вернулся обратно, в труппу «Моссовета»: весьма специфический, академический репертуар Малого не пришелся по душе.

В Театре имени Моссовета он играл героев особенных — с характером мощным, тяжелым, жестким, своенравным. Не просто сложным, но частенько к тому же и неприятным. «Гнетущий человек» — говорили про марковского героя критики. В этом театре Леонид Марков переиграл весь звездный репертуар. При этом в кино роли ему доставались незначительные.

В 1956 году у него были пробы к фильму Григория Чухрая «Сорок первый» на главную роль офицера-белогвардейца, которую впоследствии сыграл Олег Стриженов. Элем Климов пробовал его на роль Распутина в «Агонии», но предпочел Алексея Петренко – он и по возрасту, и по внешности больше подходил к роли. Сам Леонид Марков из всех фильмов, в которых он снялся, выделял мелодраму Николая Москаленко «Русское поле», вышедшую на экраны в 1971 году. Именно с этого фильма начиналась всесоюзная известность Леонида Маркова. 

В конце 1970-х и начале 1980-х годов Марков создал галерею запоминающихся героев. В комедии Эльдара Рязанова «Гараж» он сыграл роль ученого, а в фильме Гавриила Егиазарова «Коней на переправе не меняют» Леонид Марков сыграл руководителя Анатолия Борисова. Он создал образ своего героя тонкими, точными штрихами - это был человек мыслящий и глубоко чувствующий, способный отозваться на чужую боль, вслушаться, понять и оценить мнение другого человека. Даже в самых сложных ситуациях он не терял своей выдержки и интеллигентности. В фильме Геннадия Васильева «Полет с космонавтом» в 1980 году Леонид Марков сыграл полковника милиции, - человека умного, с чувством юмора, умеющего признать свою неправоту, быть выше чисто ведомственных интересов. 



Одной из самых заметных киноролей Леонида Маркова стала роль Урбенина в драме Эмиля Лотяну «Мой ласковый и нежный зверь», экранизации повести Чехова «Драма на охоте». Актер создал образ тихого и приниженного Урбенина. Запомнился актер зрителям и по фильмам «Красное и черное», «Наследство», «Долги наши», «Змеелов», а также по знаменитому телесериалу «Следствие ведут Знатоки», где он снялся в серии «Побег».

Леонид Марков обладал уникальным голосом и манерой говорить. Наверно, поэтому его часто приглашали работать на радио. Около ста записей, охватывающих большой временной период с 1954-го по 1990-й годы, литературных произведений, радиоспектаклей с его участием хранятся в коллекции радиофонда. Римма Маркова рассказывала: «Леня был особенно востребован. Во-первых, талант, во-вторых, сильная мужская харизма: он умел играть пол, что не всякому дано!».

Внимания артиста постоянно добивались женщины. Его первый брак распался из-за ревности жены. И два следующих оказались неудачными. А с последней женой Еленой Марков жил 20 лет, до самой смерти. «Мы познакомились на телесъемках спектакля, – рассказывала Елена Владимировна. – Я тогда работала инженером на телевидении. Произошла неувязка с цветом, Лене надо было поменять рубашку, и я подошла к нему с этой просьбой. Обычно звезды капризничают, а он поднял глаза, как ребенок, и спрашивает послушно: «Куда идти? Где переодеваться?» В ту же минуту я и влюбилась!.. Нам было интересно вместе, несмотря на разницу в возрасте – когда познакомились, ему было 43, мне 27. Он много читал, многое знал. Мы могли разговаривать часами! Любили подолгу жить на даче, нам никогда не было скучно вдвоем. Он прекрасно рисовал, дома остались его картины. Он был мощной спиной, охранял меня – когда умер, я почувствовала это… Наверное, наша жизнь не была гармонией – всякое случалось, но это была яркая палитра. Настолько яркая, что прошло 15 лет после его смерти, а никого за это время я не могла бы даже близко сравнить с Леней. Жалею только о том, что не родила. Он говорил: «Ты – мой ребенок, я – твой». Потом пожалела…».

За год до смерти Елена и Леонид вместе приняли крещение. Когда Елена захотела креститься, даже не думала, что муж ее поддержит. А он сказал, как будто думал об этом уже давно: «И я с тобой». Леонид Ивтифьев рассказывал: «Леонид Васильевич был очень эмоциональным человеком, но при этом и весьма сдержанным. Конечно, ему, наверное, нравилось, что его любили зрители. Актерская профессия очень тщеславная, но в нем не было этого тщеславия. В жизни он был сложный. Но я могу сказать, что хорошего было в нем больше, чем плохого. Да, любил выпить, в компании мог очень болезненно подколоть кого-нибудь, припомнить что-то не очень приятное. Но мог и извиниться, позвонить утром и сказать: «Прости меня, это не я, это водка во мне говорила».

Леонид Марков в 1985 году сыграл в фильме «Змеелов» человека, умирающего от рака, а шесть лет спустя умер от рака уже по-настоящему. В 1990 году ему предложили роль Сатаны в картине «Отель «Эдем», и он согласился. Съемки завершились в конце февраля 1991 года. Однако 1 марта к Маркову пришел технический директор и сообщил, что при озвучивании одна фраза, сказанная его героем - Сатаной, не получилась: «Безобразие на земле начинается тогда, когда появляется на ней чистая, светлая душа». Марков отправился в тон-студию, чтобы переозвучить фразу заново. Сразу после этого ему внезапно стало плохо, и его отвезли в больницу. Там он через два дня скончался. Это случилось 2 марта 1991 года.

Леонид Марков был похоронен на главной аллее Кузьминского кладбища.



Леонид Филатов подготовил о Леониде Маркове передачу из цикла «Чтобы помнили».

Источник