Чтобы помнили. Фильм 69. Александр Демьяненко

Чтобы помнили. Фильм 69. Александр Демьяненко

Александр Демьяненко родился 30 мая 1937 года в Свердловске. 

Его отец Сергей Петрович Демьяненко окончил ГИТИС. В конце 1920-х годов, после нескольких лет работы в знаменитой "Синей блузе", он приехал в Свердловск. Сначала состоял в труппе оперного театра, затем преподавал актерское мастерство в консерватории и работал массовиком-затейником. После рождения старшего сына, Саши, Сергей Петрович женился во второй раз. В этом браке родились сын Володя и дочь Надя. Позже отец вернулся в первую семью, и у Саши родились две родные сестры - Наталья и Татьяна. Все пятеро детей Сергея Петровича подружились. Однако отец вновь не усидел и создал третью семью. 

Постоянно находясь рядом с отцом, Саша рано увлекся театром. Он записался в кружок художественной самодеятельности при Дворце культуры, где сыграл свои первые роли. Помимо самодеятельности, Саша учился в музыкальной школе, играл на фортепиано. Позже, когда Александр вырос, близкие отмечали у него красивый низкий баритон, но в кино зрители так ни разу не услышали его пения.

По окончании школы, в 1954 году, Александру предстояло определиться с дальнейшей профессией. В то время в Свердловск приехала приемная комиссия МХАТа. Юноша рискнул попробовать, но во время экзаменов разволновался - и результат оказался неудачным. 

Тогда Александр сдал экзамены и поступил на юридический факультет Свердловского университета. Проучившись там полгода, он вскоре понял, что это не его сфера интересов. Его тянуло на сцену. И на следующий год Александр отправился в Москву. Вскоре родители получили от сына телеграмму: "Победа! Принят ГИТИС и Щукинское. Остаюсь ГИТИСе". 

Студентом Александр Демьяненко был не самым лучшим. Учился хорошо, но много прогуливал. Посреди занятия мог поднять руку: "Можно выйти?" Выходил и уезжал в Свердловск. У него одного пропусков было в несколько раз больше, чем у всего курса. Но Демьяненко всё прощалось, так как профессор Иосиф Раевский очень любил его и верил в его успех: "Саша, приходи хотя бы на мастерство".

Уже на 2-м курсе ГИТИСа режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов пригласили Александра на роль Мити в картину "Ветер" - оптимистическую драму, завершившую "комсомольскую" трилогию, начатую фильмами "Тревожная молодость" и "Павел Корчагин". Эта работа начинающего актера привлекла внимание как зрителей, так и кинематографистов. Был рожден новый тип героя - скромного интеллигентного юноши, совершающего подвиг. 

В 1959 году Александр Демьяненко окончил ГИТИС и был приглашен в Московский драматический театр имени Маяковского, где проработал три года, но актера все больше затягивало кино.



В 1961 году Александр вновь снялся у Алова и Наумова. В драме "Мир входящему" он сыграл лейтенанта Ивлева, выпускника училища, получившего в последний день войны задание - доставить в госпиталь молодую беременную немку. Благодаря этой ленте, Александра Демьяненко впервые узнали за рубежом - фильм был отмечен несколькими призами на фестивалях в Венеции и Брюсселе.

В том же году вышли два фильма, которые сделали актера известным и в СССР. В лирической комедии "Карьера Димы Горина" Демьяненко появился в образе честного кассира, исправившего ошибку при выдаче вклада. Найдя в таежной глуши вкладчика и вернув в сберкассу деньги, его герой остается на строительстве высоковольтной линии передачи.

Другая работа - комедия "Взрослые дети". Вместе с Лилией Алешниковой они сыграли молодую семейную пару, живущую вместе с родителями (Алексей Грибов и Зоя Федорова). 

С 1962 года Демьяненко покинул театр Маяковского и перебрался из Москвы в Ленинград. Для этого было две причины. Во-первых, он уже начал активно сниматься на "Ленфильме", а во-вторых, что очень важно для молодого актера, в Москве ему жить было негде, а в Ленинграде давали квартиру. 

На "Ленфильме" Александр снялся в киноповести Владимира Венгерова "Порожний рейс", где сыграл молодого журналиста центральной газеты Сироткина, раскрывающего махинации; в детективе Николая Розанцева "Государственный преступник" - в роли молодого ленинградского следователя по особо важным делам Андрея Николаевича Поликанова, расследующего дело военного преступника. 

Так, роль за ролью, Александр завоевывал популярность среди зрителей. О нем писали газеты и журналы, в киосках продавались открытки с его изображением… Уже сложилось определенное амплуа актера - молодой незадачливый, но всегда честный, открытый и принципиальный юноша. 

В середине 1960-х годов Леонид Гайдай приступил к съемкам комедии. Сценарий назывался "Несерьезные истории", а главным героем был студент Владик Арьков. На роль главного героя Гайдай перепробовал 40 претендентов, среди которых были Виталий Соломин, Александр Леньков, Евгений Жариков и многие другие, но все время что-то не устраивало режиссёра. Наконец кто-то сказал: "Да что вы маетесь? В Ленинграде есть замечательный актёр". Леонид Иович сам поехал на смотрины в Ленинград. И не ошибся.

По своей природе Демьяненко был жгучим брюнетом. В фильме его решили сделать блондином. "Его красили беспощадно, безобразно, до волдырей на коже, - вспоминает вдова актера Людмила Акимовна. - Тогда были жуткие краски. Хорошо ещё, что у Саши волосы густые и, несмотря на все эксперименты, он не полысел".



Съемки начались… И тут кто-то из группы шепнул Гайдаю: "Пусть лучше будет Шуриком!", и Леонид Иович сразу согласился. Так родилась картина "Операция "Ы" и другие приключения Шурика".



Сам Александр Демьяненко не раз повторял, что он не играл Шурика: "Я тогда был молодой, спортивный, снимался с удовольствием, всё происходило само собой. Не было такого, чтобы я что-то особенное вкладывал в эту роль, испытывал муки творчества". 

Вдова Александра Людмила рассказывала: "Близкие Гайдаю люди говорили, что режиссёр видел в Шурике... себя самого. Два интеллигентных очкарика... Хотя внешне Гайдай и Саша - такие разные. Саша - широкоплечий, широкогрудый, а Гайдай выше ростом и весь тонкий, как соломинка. Оба были внешне мрачноваты, но с большим внутренним юмором. Саша обычно шутил не улыбаясь, но одной его реплики было достаточно, чтобы все лежали в лёжку".



Роль Шурика принесла актеру невероятный, легендарный успех, всеобщую любовь и популярность. Успех был настолько велик, что режиссёр через два года поставил продолжение приключений столь полюбившегося зрителям героя - "Кавказская пленница или новые приключения Шурика". А в 1973 году вышла комедия "Иван Васильевич меняет профессию". Все эти фильмы вошли в "золотой фонд" советского комедийного кино, а Демьяненко мгновенно превратился в комедийного актера. Много позже он вспоминал: "О прошлом нечего жалеть, хотя то, о чем вы говорите, наверное, сыграло свою роль. Так уж случилось, что именно Шурик наиболее популярен. Досадно, ведь я не только Шурика сыграл. Были роли и фильмы, которых сейчас многие молодые и не знают. Но для меня "Операция "Ы"" и "Кавказская пленница" - это совсем не "Мир входящему", не "Мой добрый папа" и даже не "Угрюм-река". Те роли оказались в забвении, зато все помнят Шурика, где я как актер не сделал ничего не то чтобы сверхъестественного, а просто ничего серьезного... Потребовался Гайдаю светлый герой - он пригласил меня".



"Шурик" - этот ярлык приклеился к Демьяненко намертво. Его узнавали, хлопали по плечу, сразу переходили на "ты". Именно благодаря Шурику его охотно приглашали на встречи со зрителями (а это во все времена - второй источник дохода для артиста). Хотя многие режиссеры перестали предлагать интересные роли. Они боялись довериться Демьяненко, потому что публика всё равно бы тыкала пальцем: "Ба, да это же сам Шурик!". Демьяненко вспоминал: "Я вообще-то человек не светский, не очень общительный и замкнутый - короче, не совсем типичный актер. Я не слишком люблю откровенничать с незнакомыми людьми, нагружать их своими проблемами. Мне не доставляет большой радости, когда в меня тычут пальцем на улице, бросаются в объятия, обращаются на "ты". Я предпочитаю, чтобы меня не замечали. Особенно раздражало повышенное внимание к моей персоне года три-четыре назад, когда у меня не было никакой работы. Ты никому не нужен, по большому счету, а тебя продолжают узнавать. Это было печально".

Александра Демьяненко выручили театр и телевидение. Он с головой ушел в дубляж фильмов. Его голосом заговорили Жан-Поль Бельмондо, Омар Шариф, Уго Тоньяцци, Джон Войт и Роберт Де Ниро. Чуть ли не во всех советских фильмах он озвучивал Донатаса Баниониса. Также Демьяненко озвучивал и мультипликационные фильмы.

Актер широкого диапазона - от комедии до глубокой трагедии, так и не смог вырваться из своего амплуа. Удачный образ Шурика как камень висел на Демьяненко. Периодически ему удавались интересные запоминающиеся роли - в "Угрюм-реке" (приказчик Иван Сохатых), в "Учителе пения", в "Зеленом фургоне" (Шестаков). Но чаще актеру доставались небольшие, эпизодические роли. И все же Демьяненко снимался, сыграв в общей сложности в 73 фильмах.

После ухода с "Ленфильма" Демьяненко работал в Театре комедий имени Н.П.Акимова на Невском проспекте. С 1996 года актёр с успехом играл на сцене Санкт-Петербургского театра "Приют комедиантов" на Малой Морской. Играл в спектаклях "Владимирская площадь" и "Антигона" - две совершенно разные характерные драматические роли. Играл блистательно, но театр этот небольшой, нешумный, и эти роли по большому счёту публика и критика не оценили.

С первой своей женой он познакомился ещё в юности, когда играл в драмкружке свердловского Дворца пионеров (по другим данным - кружке художественной самодеятельности при Дворце культуры). Прожив с ней 16 лет, Демьяненко ушёл к другой, не взяв с собой ничего, кроме чемодана с одеждой и бельём. Новой избранницей его стала ассистент режиссёра с "Ленфильма" Людмила, с которой актёр познакомился во время дубляжа одной из картин. 

Людмила Акимовна вспоминала об их семейной жизни: "Мы вообще не ругались. Господи, за 24 года совместной жизни ни разу не поссорились. Прожив столько лет, продолжали друг друга в чём-то по-хорошему стесняться. Мы часто расставались в связи с гастролями, съёмками, и каждая встреча превращалась в праздник". 

У Людмилы Акимовны это тоже был второй брак. От первого брака она воспитывала дочь Лику, ставшую впоследствии известной актрисой Малого драматического театра Льва Додина.... За плечами Анжелики Неволиной роли в фильмах "Парад планет", "Сентиментальное путешествие на картошку", "Счастливые дни", "Собачье сердце".

Александр Сергеевич любил и уважал Анжелику. "Саша к Анжелике не лез в душу, не досаждал. Они общались очень вежливо, с пиететом, - рассказывала Людмила Акимовна. - Саша вообще был очень тактичный человек. Он ведь даже своих родителей называл на "вы". Когда на творческих встречах спрашивали его о детях, он не уклонялся от ответа: "У меня падчерица" или "У моей жены есть дочь". "Падчерица" в его устах звучало очень уважительно".



Александр Демьяненко был человеком необычайной доброты и безотказности. Работал он всегда ответственно, любил дачу. Очень любил читать, часто при этом надевал наушники, чтобы мне не мешать, и слушал классическую музыку. Обожал слушать реквиемы.

Демьяненко был очень скромным человеком. Однажды он оказался на гастролях в Тольятти. После концерта его пригласили в свою компанию автобоссы. Посидели, выпили, поговорили "за жизнь". Новые знакомые поинтересовались, нет ли у Демьяненко автомобильных проблем? Он вздохнул: "Хорошо бы треснувшее стекло заменить". Боссы разулыбались: "Да, неужто, мы не можем дорогому Шурику подарить новую машину? "Шестёрка" вас устроит?" На что Демьяненко ответил решительным отказом. И потом никогда не жалел об этом.

Людмила Акимовна вспоминала: "Он избегал случайных компаний, лишних встреч. Не любил рассказывать анекдоты, даже отказался от съёмок в "Белом попугае", хотя очень уважал Никулина. А вот если бы появился в программе "О, счастливчик", то мог бы выиграть миллион, так как слыл эрудитом во многих областях. Есть актёры, что на сцене и на экране играют людей умных, глубоких, а сами в жизни - куда примитивней, глупее своих персонажей. У Демьяненко всё получилось с точностью до наоборот".

Никто не знал, что у Александра Сергеевича больное сердце, и ему была необходима сложнейшая операция. В последние годы Демьяненко, и так не избалованному ролями, все реже приглашали в кино. Он снялся в телесериале "Клубничка". Актер сумел оживить этот коммерческий проект, в его роли появились интересные ходы. Каждый день снималась новая серия, и Демьяненко пришлось жить в Москве - сначала в гостинице, потом в съёмной квартире. Целый год приезжал домой лишь на выходные, а вечерами играл в "Приюте комедианта". Ни разу не сорвал работу группы. В одном из интервью он рассказал: "Это настоящая работа на износ. По напряжению ее можно сравнить с работой на шахте. Мы делаем по одной серии в день, напряжение колоссальное. И сейчас я уже по-другому к этой работе отношусь: не предъявляю к ней завышенного требования, но и второсортной ее не считаю. То, из-за чего возникает недоумение при чтении, на экране выглядит вполне удобоваримо благодаря усилиям актеров. Вызывает улыбку и даже иногда смех - а в наше время это уже большое дело. Потом, "Клубничка" худо-бедно позволяет актерам поддерживать форму, не говоря уже о материальной стороне дела. Работать все равно лучше, чем лежать на диване и медленно умирать. Нельзя за это актеров осуждать. В конце концов, любой журналист, который пишет фельетоны о неисправных кранах и канализации, предпочел бы, если бы у него была такая возможность, засесть за написание романа, чтобы им потом зачитывалась вся страна. Но ведь не у всех такая возможность есть, правда? То же самое и с актером".

На съемках "Клубнички" у Александра Сергеевича произошло отслоение сетчатки. Правый глаз перестал видеть. В Москве актеру сделали операцию - это был первый в его жизни наркоз, и Александр Сергеевич перенес его довольно тяжело. Вся эта ситуация подкосила Демьяненко, проявились скрытые болезни Врачи сказали - язва. Когда актеру стало совсем тяжело, выяснилось, что никакой язвы у него нет, и что у него случился второй инфаркт. А он не подозревал и о первом.

Ему нужна была срочная операция, но слово "шунтирование" при нем даже боялись произносить. Александр Сергеевич не верил, что все так плохо, не хотел обременять близких, не хотел тратить деньги. Он очень любил свою семью.

Летом 1999 года стояла сильная жара. Александр Сергеевич по настоянию врачей готовился к коронарографии, оттягивать которую уже было нельзя. Операцию назначили на 1 сентября, когда все врачи вернутся из отпусков и станет немного прохладнее. А 22 августа Александр Демьяненко умер.



Александр Демьяненко был похоронен в Санкт-Петербурге на Серафимовском кладбище. Рядом позже была похоронена его супруга.

Леонид Филатов подготовил об Александре Демьяненко передачу из цикла "Чтобы помнили".

Источник