Чтобы помнили. Фильм 75. Всеволод Ларионов

Чтобы помнили. Фильм 75. Всеволод Ларионов

Всеволод Ларионов родился 11 сентября 1928 года в Москве.

Его дед был артистом императорских театров. Много лет спустя, когда Всеволод стал актером театра Ленкома, портрет деда неизменно украшал его гримерный столик. Мама Всеволода была родом из обрусевших немцев, переселившихся в Россию еще при Петре I. Семья Ларионовых состояла в родстве с Толстыми и Мамонтовыми. Кроме того, Всеволод Ларионов был племянником знаменитой актрисы Софьи Гиацинтовой.

Актерская карьера Всеволода Ларионова началась в 1945 году. Семнадцатилетним юношей снялся в роли Дика Сенда в детском приключенческом фильме «Пятнадцатилетний капитан». Эта работа принесла ему всесоюзную известность. Благородный и отважный юный капитан на долгие послевоенные десятилетия сделался кумиром всех мальчишек. Спустя год популярность начинающего актера упрочило участие в драме «Крейсер «Варяг».



Некоторое время Всеволод Ларионов учился в Московском авиационном институте, но любовь к театру привела его в театральное училище при театре имени Ленинского комсомола, которое в 1950 году он благополучно окончил и стал актером «Ленкома».



Успех дебютных киноработ помог ему, и он сразу стал одним из ведущих актеров. Ларионов был задействован практически во всех постановках Анатолия Эфроса, среди которых были спектакли «В день свадьбы», «104 страницы про любовь», «Снимается кино», «Чайка». И у Марка Захарова в постановках «Тиль», «Иванов», «Мудрец» и «Поминальная молитва».

Выбор театрального вуза определил всю дальнейшую судьбу актера как в театре, так и в кинематографе.



На подмостках этого театра Ларионов проработал более полувека и проявил самобытный комедийный талант. Среди его работ на сцене также была роль Бориса в спектакле «Колесо счастья», роль Вано в спектакле «Парень из нашего города», роль Полежаева в спектакле «Беспокойная старость» и роль Мамаева спектакле «Мудрец». Ларионова отличала особая, только ему присущая мягкость сценической игры. Внешне он умел быть и вальяжным, и мешковатым, и внутренний мир своих персонажей мог представить в самых разных и противоречивых тонах.

После удачного кинодебюта Всеволод Ларионов снялся еще в нескольких картинах, а затем, в конце 1950-х годов, внезапно исчез с экранов. В 1965 году он окончил театроведческий факультет ГИТИСа, получив второе высшее образование, и в конце 1970-х годов вернулся в кинематограф, играя, в основном, отрицательные роли. Это не удивительно. С такими внешними данными в советском кино можно было играть коварных негодяев, иностранных шпионов и карточных шулеров, что Ларионов с большим успехом и делал. Подлецы ему удавались отменно, и более чем за 50 лет он переиграл их великое множество. Среди его работ на экране особенно выделялись тщеславный Охотник в «Обыкновенном чуде», продажный судья Белс в фильме «Тот самый Мюнхгаузен».



Однажды в «Ленкоме» репетировали Чехова, и Марк Захаров заметил: «Здесь авторская ремарка: «Играет на виолончели». «Смотрю – на следующий день притаскивает виолончель и играет. Плохо, потом все лучше и лучше и к премьере играет на виолончели», – вспоминает худрук театра «Ленком». «В «Поминальной молитве» очень смешно и очень трогательно. Когда он уезжал в эмиграцию в конце спектакля, были слезы и у него, и у зрителей текли слезы. И провожали его аплодисментами», – продолжал Захаров.



Он был великолепным партнером. Молодые артисты называли его «папа Сева», а он по-отечески звал их «детуси». «Это было прекрасное время на сцене, потому что с ним было очень легко. Хотя я был совсем молодой и неопытный начинающий артист, но было легко. Какая-то атмосфера рядом с ним была озорная, юморная, глаз горел. В то же время казалось, что, если что, то он выручит», – рассказывал народный артист России Александр Лазарев.

В 1980-е годы после успеха захаровских лент Ларионов начал сниматься в трех-пяти фильмах в год. Среди них были картины «Родня» «Защитник Седов» и «Интердевочка». Хотя главных ролей в жизни Ларионова было не очень много, зато ему повезло сняться в доброй половине кинохитов советского проката.



Среди других работ актера стоит отметить роли Фёдора Николаевича в «Сибириаде», Ушакова в «Демидовых», инквизитора в «Осаде Венеции», второго мужа в «Очах чёрных», полковника Гаврилова в «Русской певице», князя Розанова-Раздорского в «Чокнутых», Проскурякова в «Огарева, 6» и Изнурёнкова в «12 стульях».

Лучшей работой Всеволода Ларионова признана роль мецената Сергея Дягилева в фильме «Анна Павлова». Это единственная в карьере актера роль аристократа.



Одной из последних ролей Ларионова на телевидении был телесериал «Горячев и другие», где он исполнил роль мафиози. По его словам, представители криминальных структур даже обращались к нему за советами.

Ларионов много работал на дубляже. Он прекрасно управлял голосом, и был одним из лучших актёров озвучания. Ларионов - это капризный попугай из мультфильма «38 попугаев», и профессор Селезнёв из «Тайны третьей планеты» - эти роли обеспечили Всеволоду Дмитриевичу любовь младшего поколения на долгие годы и десятилетия.





Он любил смешить, блистал в капустниках, которые устраивали Александр Ширвиндт и Михаил Державин. Он острил на дозволенные и недозволенные темы – эту грань Всеволод Ларионов знал очень хорошо, но относился к ней с иронией и неизменным юмором. «Ларионов на гастролях был любимцем и также необыкновенным обожателем розыгрышей», – вспоминал Михаил Державин.

Последней работой Ларионова в театре стал спектакль «Королевские игры».

В конце жизни последние несколько лет из-за тяжелой болезни Ларионов провел вне театра.

Всеволод Ларионов ушел из жизни 8 октября 2000 года в собственной квартире и был похоронен на Ваганьковском кладбище.



Леонид Филатов подготовил о Всеволоде Ларионове передачу из цикла «Чтобы помнили».



Источник