Чтобы помнили. Фильм 85. Виталий Соломин

Чтобы помнили. Фильм 85. Виталий Соломин

Виталий Соломин родился 12 декабря 1941 года в Чите. Его родители Мефодий Викторович и Зинаида Ананьевна были профессиональными музыкантами. 

Деревянный дом в Чите, где квартировала семья Соломиных, был построен для врача, приехавшего лечить ссыльных декабристов. "Одно из ярких воспоминаний детства - окна в нашем доме. Между двойными рамами закладывали вату, украшенную осколками елочных игрушек. Окна не по-сибирски большие - ведь мороз там жуткий! Идешь за водой - не дай Бог ее разлить и наступить в лужу. Нога тут же примерзнет", - вспоминал Виталий Мефодьевич. 

Родители Виталия мечтали видеть Виталия пианистом. Соломин пять лет учился в музыкальной школе, но однажды, подойдя к ее порогу, он не смог открыть дверь, которую заклинило от холода. Счастливый Виталий, вернувшись, заявил, что школу закрыли. Со временем родители поняли, что Рихтера из сына не выйдет, и позволили Виталию распоряжаться своим временем по собственному усмотрению. И Соломин усердно занялся спортом. Он посещал волейбольную и баскетбольную секции, занимался гимнастикой, легкой атлетикой и боксом. Хотя удары Соломин предпочитал отрабатывать на боксерской груше, а не на ринге, за что выслушивал замечания от тренера.

Ударить человека Виталию с его интеллигентным воспитанием вообще было очень сложно. Лишь однажды, много позже, у Соломина появился серьезный повод для применения своих боксерских навыков, когда лучший друг Виталия Мефодьевича хирург Евгений Матякин был оскорблен одним из московских художников. Обидчик оказался первым человеком, испробовавшим на себе силу соломинского удара. 

Окончание Виталием Соломиным школы совпало с приездом в Читу комиссии из Москвы из Щепкинского училища, которая набирала курс из молодежи Сибири. Возглавлял комиссию В.А.Смирнов. Виталий решил попробовать свои силы и предстал перед комиссией. В результате им было принято однозначное решение: ехать в Москву и поступать в училище, тем более, что к этому времени его окончил старший брат Юрий. К тому же, отец Виталия очень хотел, чтобы и младший сын стал актером. 

В 1959 году Виталий был принят в училище имени Щепкина в класс к Народному артисту СССР Н.А.Анненкову. Его педагогом на все время учебы стал Борис Маркович Казанский. 

Шестидесятые годы принесли актеру Виталию Соломину настоящую популярность. Он прославился даже быстрее Юрия - фильмы "Женщины" и "Старшая сестра" вышли раньше, чем "Адъютант его превосходительства".



Именно Соломина хотела увидеть своим партнером по фильму "Городской романс" начинающая актриса, двадцатилетняя студентка текстильного института Мария Леонидова, которую ассистентка режиссера Петра Тодоровского увидела на улице и предложила пройти пробы у Тодоровского, которому так понравилась Леонидова, что он позволил ей самой выбрать себе партнера. 



Двадцативосьмилетний Соломин был обаятелен, импозантен и уверен в себе. Он нравился Маше, и актерский дуэт обещал быть очень удачным. Но Тодоровский засомневался, и решил заменить Соломина на Киндинова - это был первый и последний случай, когда Виталия сняли с роли. Маша переживала и боялась показаться Соломину на глаза. Выручил звукооператор фильма - встретив Виталия, он сказал: "Что же ты не позвонишь Леонидовой? Она ждет!". Соломин позвонил, и первое, что услышал от нее: "Когда же мы встретимся?!" "Какая удивительная девушка! Пусть роль я потерял, но уж ее-то я не упущу", - решил он.

Виталий, не собиравшийся жениться в ближайшие десять лет из-за неудачного первого брака с актрисой Натальей Рудной, встретив Машу, решил: "Придется жениться сейчас. Такую мне больше не встретить".

Соломин ухаживал за Марией с размахом – были цветы, рестораны, шумные компании и походы в Малый театр. "Я никогда не видела такого талантливого, светского, остроумного и щедрого человека, как Виташа в то время, - рассказывала Марья Антоновна. - Правда, через год мы поженились, и тут все изменилось. Виталий оказался довольно замкнутым, иногда неделями молчал и думал о чем-то своем. Шумные компании и рестораны тоже прекратились". Но погруженный в себя и сосредоточенный - он нравился ей еще больше. 

Первый год семейной жизни Марии и Виталия прошел в разъездах между Москвой и Ленинградом, где жила Маша. Потом она переехала к мужу - в его комнату в общежитии Малого театра. Но тут ей пришлось столкнуться со всеми прелестями коллективного проживания. В одной соседней комнате кто-то из актеров держал мотоцикл и заводил его по вечерам. В другой жила дворничиха - страшная матерщинница. Домашняя девушка Маша впервые оказалась в такой обстановке. Тем более, что Соломин, едва пристроив чемодан супруги в своем жилище, уехал на гастроли в Ереван. 

Совет и поддержка Виталия требовались Марии во всем. Но вскоре супруга актера так поднаторела в налаживании быта, что у нее появилась настоящая мания регулярно менять место жительства и перестраивать квартиры. Виталий Мефодьевич едва успевал оформлять нужные бумаги, разрешающие сломать стену или передвинуть ее, как Машу снова охватывала охота к перемене мест. 

Женившись на Маше, Виталий поставил ей условие: "Никакого кино!" Аргументы были такими: "Станешь сниматься - нужно будет куда-то ехать. В поездах женщин мало, а мужчины настырны. Целое купе актрисе никто не купит, а значит, чтобы я был спокоен, мне придется доплачивать за три места из своих денег. Дальше - поселят тебя в гостинице. Вечером выйти никуда нельзя - красивая женщина, одна. Да и было бы ради чего сниматься - платят копейки, а выкладываться приходится по максимуму".

Мария несколько лет отказывалась от режиссерских предложений. Лишь в одной из серий "Шерлока Холмса" по рассказу "Пестрая лента" Соломин все-таки разрешил ей сняться. Так как на съемки они поехали в одном купе, и проходили они в Ленинграде, где можно было жить у Машиных родителей. Спорить с Виталием Мефодьевичем бесполезно. "Каменный цветок", - говорил о нем Андрон Кончаловский, снимавший Соломина в "Сибириаде".



Соломин отличался редкой категоричностью. Самым страшным недостатком он считал необязательность. Для организаторов театральных гастролей Соломин был настоящим наказанием. Если происходили какие-либо накладки или задержки с гонораром, он мог отказаться выйти на сцену, и о дальнейшем сотрудничестве не могло идти речи.



Виталий Соломин был совершенно непохож на своего знаменитого персонажа из "Зимней вишни" - слабовольного, нерешительного и склонного к компромиссам человека. Хотя сам актер считал, что между ними было нечто общее. "Любовь к двум женщинам сразу - это не так уж и ненормально, только очень тяжело". Но его собственная семейная жизнь благополучно миновала эти проблемы. Маша оказалась на редкость понимающей женой: "В жизни мужчины-актера бывает всякое. Творческий человек всегда должен находиться в состоянии любви - и те, кто считает, что это любовь к чему-то абстрактному, очень ошибаются. В партнершу по сцене актеры влюбляются, а вовсе не в пейзаж за окном. И в итоге все это только укрепляет брак, если, конечно, речь идет о настоящей любви, - считает Марья Антоновна. - Жить с Виташей - настоящее счастье. Он не перестает меня удивлять! Недавно он взял и написал для меня поэму! Хотя до этого никогда ничего не сочинял. И в этой поэме было что-то очень настоящее - это ощущение настоящего есть во всем, что он делает"...



Со второго курса Виталия начали приглашать репетировать и играть роли в спектаклях Малого театра. Но не все спектакли увидели свет. Так, когда Виталий Соломин был уже студентом четвертого курса, Эфрос пригласил целую группу студентов в свой спектакль "Танцы на шоссе". Фабула спектакля состояла в конфликте отцов и детей. В те годы эта тема была более чем спорной, почти политической, и чиновники побоялись дискуссии и обвинений по ее поводу. На последнем этапе подготовки спектакль закрыли. 

В тот период Малым театром руководил Е.Р.Симонов. Он пригласил всю группу студентов, участвовавших в спектакле, на работу в Малый. Вместе с Виталием в этой группе были Я.Барышев, М.Фомина, Т.Рыжова, М.Кононов, В.Павлов. Началась работа в театре. Виталию приходилось играть разные роли, но ему была особенно дорога роль в спектакле "Твой дядя Миша" Г.Мдивани. В этой постановке он играл сразу две роли вместе с актером В.Хохряковым, с которым впоследствии подружился.



Потом были разные периоды в театральной жизни, были перерывы, даже по несколько лет. Менялись режиссеры, руководство театра. Спасала работа в кино. Первым фильмом, в котором дебютировал Виталий, стала картина "Старшая сестра". В нем он играл с Михаилом Жаровым и Татьяной Дорониной. Затем последовал фильм "Женщины", в котором Виталий сыграл главную роль - Жени. Фильм имел огромный успех у зрителей. Виталий часто и успешно снимался.



Из театральных работ Соломина в конце 1960-х годов зрителям запомнилась ставшая любимой роль Ипполита в спектакле, поставленном В.Хохряковым и режиссером Юнниковым "Не все коту масленица". 

Новый художественный руководитель Малого театра Михаил Царев, увидев Виталия в этой роли, стал готовить его к роли Чацкого в спектакле "Горе от ума". Внутри театра проводился конкурс на ее исполнителя, однако Царев сразу решил, что Чацкого играть будет именно Соломин. Причем Виталию предоставлялась полная свобода в трактовке образа. Царев разрешил даже, чтобы сам выход Чацкого был необычен: он, как бы поскользнувшись, падал, выходя на сцену. Подразумевалось, что герой молод, дурашлив и полон озорства. Царев говорил о пьесе: "Мы ее очень хорошо читали, но мне хотелось бы, чтобы мы ее сыграли". Долгие годы спектакль был визитной карточкой театра, им начинался театральный сезон.



В дальнейшем у Соломина было несколько совместных работ с Нелли Корниенко - спектакли "Заговор Фиеско в Генуе" и "Живой труп". Из молодого, подающего надежды актера, Виталий стал артистом, на которого можно ставить спектакли. Режиссер Л.Е.Хейфиц так и поступил с несколькими спектаклями.



В 1973 году у Соломина родилась дочь Анастасия. Позже, в 1984 году родилась вторая дочь, которую назвали Елизаветой. 

Через некоторое время Виталий сам решил заняться режиссурой. Один из его спектаклей театр не выпустил, но в 1994 году Соломиным был поставлен "Живой труп", в котором сам Виталий сыграл роль Протасова. Соломин много раз постановку переделывал, репетировал, и, в конце концов, выпустил его на сцене филиала Малого театра. Спектакль шел несколько лет. Виталий получал множество писем от зрителей в поддержку спектакля. Позже у него было еще несколько режиссерских работ, среди которых в 1979 году им была осуществлена постановка пьесы Василия Ливанова "Мой любимый клоун".



Через некоторое время Соломин ушел в театр имени Моссовета. Период работы в этом театре продлился два года с 1987-го по 1989 годы. Здесь Соломин сыграл в спектакле по пьесе В.Астафьева "Печальный детектив". 

Прочитав пьесу, Александра Галина "Сирена и Виктория", Виталий Соломин поставил спектакль "на троих актеров". Он уговорил киноактрису Ларису Удовиченко впервые в жизни выйти на театральную сцену и заручился согласием Ирины Розановой. Третьим стал он сам. "Сирена" собирала аншлаги в гастрольном туре по России и в Москве.

Когда худруком Малого театра в 1990 году стал Юрий Соломин, Виталий поддался уговорам брата и вернулся на родную сцену. Вернувшись "домой", он поставил в 1991 году спектакль по пьесе Островского "Дикарка", в котором сыграл Ашметьева.



После успешной постановки Соломину предложили сделать постановку "Свадьбы Кречинского" по Сухово-Кобылину. Он охотно принял это предложение. В результате получился музыкальный спектакль. До этого, после возвращения в театр, он сыграл Астрова в спектакле "Дядя Ваня" в постановке Сергея Соловьева.



На сцене Малого театра Соломиным была поставлена антреприза по пьесе Макса Фриша "Биография: игра". Премьеру, правда, пришлось отложить - безвременно ушел из жизни артист Евгений Дворжецкий, и труппе пришлось срочно искать замену. На роль был приглашен Ивар Калныньш. 

Виталий Соломин считал, что антрепризные работы не просто способ заработать. В них артист может реализовать себя в интересных работах, когда артисты выходят на сцену без предварительной репетиции. Что, однако, по его мнению, не мешает зрителям в полной мере воспринимать пьесу. Кроме того, он считал, что антреприза – это то, что нужно зрителю.

Помимо театра Виталий Соломин продолжал много работать в кино. Его любимая роль - доктор Ватсон в сериале о Шерлоке Холмсе. В процессе съемок актер познакомился и на всю жизнь подружился с Василием Ливановым.



Среди многочисленных пар Холмсов и Ватсонов, которых за историю мирового кино набралось несколько десятков, сами англичане признали только своих собственных и русских. Василий Ливанов и Виталий Соломин показались жителям туманного Альбиона "своими". 



В Москве, на Смоленской набережной была установлена скульптурная композиция "Шерлок Холмс и доктор Ватсон".



Большой успех принес Соломину фильм "Зимняя вишня". Впоследствии этот же режиссер пригласил его сыграть в "Пиковой даме". Соломину была очень дорога работа в фильме "Даурия", поскольку действие романа разворачивается в Сибири. Он с огромным удовольствием снялся в музыкальных фильмах "Сильва" и "Летучая мышь", так как с детства любил музыку.



В 1995 году Соломин попробовал себя в качестве кинорежиссера, сняв полнометражный фильм "Охота". 

В свободное время Соломин с удовольствием читал классику. Среди современников почитал творчество писателя Владимира Орлова. Очень любил музыку Поля Мариа, песни Демиса Руссоса и Энгельберта Хампердинка. Увлекался прослушиванием итальянской классической оперы. 

Виталий Соломин не ездил на фестивали, не посещал кинотусовок, редко появлялся на экране телевизора. Но его можно было часто увидеть в ресторане Дома журналистов. Там работали официанты, с которыми актер был хорошо знаком. Когда Мария Антоновна попала в больницу, именно эти официанты собирали ей обеды из нескольких вариантов блюд - на выбор. А накануне пятидесятилетнего юбилея они отвели Соломина к шеф-повару, попросив того повнимательнее отнестись к заказу. И повар порадовал гостей курником. Это довольно сложное блюдо, по виду напоминающее торт, состоит из блинов с самой разной начинкой - от курицы до кураги. Когда кто-то потом попросил повторить этот кулинарный шедевр, повар даже возмутился: "Вы что, такое делается только раз в жизни!" 

Сам Соломин ценил хорошее отношение к себе друзей и близких. Он рассказывал: "Праздники - это целый ритуал. Не нужно никакой нарочитой роскоши. Главное, чтобы все было душевно, с любовью, с фантазией. Очень важно, с каким настроением тебя угощают. Я как-то спросил свою старшую дочь, что такое жизнь. Она ответила: "Это наш круг на Земле". Это очень точно. Сцена Малого, мои близкие - все это мой круг на Земле. И те места, где меня встречают с любовью, - тоже мой круг".



В Малом театре Соломин славился своим умением праздновать. Премьер его спектаклей ждут все - не только ради самих спектаклей, но и ради банкетов. Виталий Мефодьевич всегда что-нибудь придумывал - то гигантского осетра внесут в обеденный зал восемь человек, то фейерверк начнется. Чтобы вкус жизни не пропадал, в театре в конце сезона устраивался Новый год с Елкой, Дедом Морозом и Снегурочкой, несмотря на то, что на дворе апрель. 

Соломин очень любил проводить время на даче. Он купил старый дом с огромными яблонями в саду, березами, зарослями малины, смородины и черемухи, и позже рассказывал: "Там какие-то закоулочки, старые скамейки, сараи, а в них - старинные лампы, пишущие машинки конца XIX века, оплетенные бутылки. Красивые творения человеческих рук. Во всем этом есть ощущение присутствия людей. Плотная атмосфера".



Чтобы научить внука Кирилла чувствовать эту атмосферу, Виталий Мефодьевич немало потрудился над обустройством сарая с инструментами и верстаком. Чтобы внук понял, что такое земля и как на ней что-то произрастает, совершенно равнодушный ранее к садоводству и огородничеству Виталий Мефодьевич, поставил парник для огурцов. И вскапывал землю вдвоем с внуком.

24 апреля 2002 года Виталий Соломин был доставлен в больницу с диагнозом "инсульт". Актер почувствовал себя плохо перед спектаклем, однако все равно вышел на сцену. Он играл в пьесе "Свадьба Кречинского". Соломин смог довести до конца лишь первый акт, после которого его на руках унесли за кулисы. Он был помещен в реанимацию с диагнозом "кровоизлияние в мозг". Соломин почти месяц пролежал в больнице, долго оставался без сознания. На какое-то время приходил в себя, несмотря на то, что его состояние врачи оценивали как критическое. 

Виталий Соломин скончался 27 мая 2002 года и был похоронен на Ваганьковском кладбище.



Леонид Филатов подготовил о Виталии Соломине передачу из цикла "Чтобы помнили".

Источник