Чтобы помнили. Фильм 95. Виктор Хохряков

Чтобы помнили. Фильм 95. Виктор Хохряков

Хохряков Виктор Иванович родился 13 (26) июля 1913 года в Уфе, Российская империя.

В детстве Виктор Хохряков особой склонности к театру не обнаруживал. И когда в девятилетнем возрасте отец привёл его в драмкружок при детской больнице, в которой служил счетоводом, Витя шёл с неохотой. Да и у отца не было далеко идущих планов, просто в молодые годы он сам участвовал в любительском кружке и счёл полезным для сына приобщить его к художественной самодеятельности.

Хохряков увлёкся театром, и это увлечение стало делом всей его жизни. В школьной самодеятельности он играет Барона в "На дне" и Бальзаминова в "Праздничном сне до обеда", участвует в постановках коллектива "Серая блуза", созданного при Доме народного просвещения, а в 15 лет сам руководит школьным кружком. А чтобы смотреть спектакли в профессиональном театре каждый вечер, он становится учеником реквизитора, потом рабочим сцены, с наслаждением участвует в массовках спектаклей Башкирского театра драмы.

В 1929 г. Хохряков посылает заявление в Ленинградский техникум сценического искусства и попадает в мастерскую педагога Николая Васильевича Петрова. В техникуме, который вскоре был преобразован в институт, существовала весьма плодотворная практика: студенты проходили стажировку в театре, сначала в массовках, потом в эпизодических ролях; так с самого начала они привыкали к профессиональным требованиям, учились "работать" на сцене.

Н.В.Петров в то время был художественным руководителем и директором Ленинградского театра драмы имени А.С.Пушкина, и его ученики, в том числе и Хохряков, стажировались в этом прославленном коллективе рядом с такими выдающимися мастерами, как И.Н.Певцов, Ю.М.Юрьев, Е.П.Корчагина-Александровская, Л.С.Вивьен.

Мастерскую Н.В.Петрова Хохряков окончил в 1933 г. и сразу, в числе двух счастливцев, был принят в Академический театр имени А.С.Пушкина. Но начать работу не успел, так как в Харькове, тогдашней столице Украинской республики, создавался русский театр и художественным руководителем туда пригласили Н.В.Петрова, режиссёрами Крамова и Синельникова, актёров взяли из Москвы, Ленинграда и отчасти из периферийных театров. Из Ленинграда, наряду с опытными актёрами, была направлена группа выпускников мастерской Петрова; с ними попросился и молодой актёр Театра имени А.С.Пушкина В.И.Хохряков.

За семь лет в Харьковском театре он сыграл больше шестидесяти ролей. Всё, что ему поручали, играл добросовестно. Но вряд ли кто-нибудь мог предсказать, что в Харьковском театре незаметно зреет будущий крупный мастер сцены. Среди наиболее заметных его ролей на этой сцене стали Митрофан ("Недоросль" Фонвизина) и Андрей Прозоров ("Три сестры" Чехова). В Харькове Хохряков стал известен и как чтец на эстраде.

В 1940 г. Виктора Хохрякова пригласили в Москву, в Центральный театр транспорта, который за два года до этого возглавил Н.В.Петров. Снова Н.В.Петров, снова учитель! Но на этот раз в театр пригласили не ученика, а перспективного молодого актёра, талантливо сыгравшего две сложные роли русского классического репертуара, Виктор Хохряковсыгравшего, кстати, в то время, когда Н.В.Петров уже не работал в Харькове.

Театр транспорта к этому времени представлял собой омоложенный реорганизованный коллектив. Из Московского передвижного он сделался Центральным, пополнился новыми творческими силами и стал чаще выступать у себя "на стационаре". Но, оставшись ведомственным театром Министерства путей сообщения, он сохранил и своё особое значение - обслуживать многочисленную армию железнодорожных рабочих и служащих. А это значило, что ему всё равно приходилось ездить, только теперь уже по всей стране.

За две недели до нападения фашистской Германии на Советский Союз коллектив театра отправился в очередное железнодорожное турне, рассчитанное на два месяца. Война застала театр в Тюмени и надолго закрыла ему обратный путь; коллектив направили обслуживать Дальневосточный военный округ, потом рабочих и колхозников Урала, Сибири... Два месяца растянулись на два года.

Жили в вагонах. Ночью ехали, днём устанавливали декорации, готовили сцену, вечером играли спектакль и снова в путь. Иногда давали по два и три представления в день. А кроме того, умудрялись готовить и новые постановки.

Технических работников практически не были. Актёры сами выполнили обязанности рабочих сцены, гримёров, декораторов, бутафоров - каждый освоил вторую профессию. Хохряков заведовал бутафорским цехом - пригодились опыт реквизитора и склонность к столярному делу.

Ко времени поездки В.И.Хохряков уже вошёл в репертуар, в пьесе Б.Ромашова "Со всяким может случиться", по отзывам прессы, "мягко и комедийно" играл роль врача, в "Машеньке" А.Афиногенова был "тепло принят зрителем" в роли Леонида Борисовича. А по поводу его работы в "Севильском цирюльнике" Бомарше в газете "Известия" критик Г.Бояджиев написал такие слова: "Из всех комических персонажей спектакля выделяется один только Бартоло - В.И.Хохряков. В его исполнении хоть и не раскрыта жёсткость и лукавство этой натуры, но всё же влюбчивый доктор наделяется человеческими страстями".

В суровом 1942 г., несмотря на бесконечные переезды, Центральный театр транспорта поставил новую пьесу К.Симонова "Русские люди" (режиссёр Н.В.Петров). Хохряков играл в ней военфельдшера Ивана Глобу. Характер героический. Подвиг, который он совершает в пьесе, пожалуй, самый трудный: чтобы ему поверили в фашистском штабе, Глобе необходимо убедить своих товарищей, будто он - предатель Родины. В исполнении Хохрякова этот мужественный и смелый человек был вместе с тем шутником, весельчаком, жизнерадостность юмор - неотъемлемые его черты. Поэтому особенно драматично звучали сцены в фашистском застенке, сцена с Валей, которую он не мог подбодрить в Александр Александровский и Виктор Хохряков в фильме "Ошибка Оноре де Бальзака" самые трудные минуты. Глобу не страшила смерть, он шёл на нее. Но умирать, зная, что тебя считают изменником и не имея права сказать правду, - для этого надо обладать исключительным мужеством.

Во время скитаний Театр транспорта своими спектаклями мобилизовывал людей, вселял в них бодрость духа, откликался на все злободневные события времени. Под стук колес актёры собирались в купе Н.В.Петрова, репетировали новые пьесы, сочиняли злободневные программы.

В старейший русский коллектив В.И.Хохряков пришёл в 1953 г. сорокалетним актёром, только что получившим звание заслуженного артиста РСФСР. Большой сценический опыт, общепризнанные успехи в театре и кино (за исполнение роли секретаря обкома Проценко в фильме "Молодая гвардия" он был удостоен Сталинской премии) были за плечами Хохрякова, когда он перешагнул порог Малого театра. Развитию этого опыта способствовали атмосфера, традиции Малого театра, та сценическая культура, которой всегда славилась его школа.

Дебютом актёра на сцене Малого театра стала роль Потапова в "Московском характере" - спектакле, уже давно шедшем здесь. Роль привычного для Хохрякова плана: Потапов - директор крупного завода. Человек решительный, твёрдый, принципиальный. Правда, из-за его принципа неукоснительно выполнять план, отказываясь от нововведений, как раз и возникает конфликт.

Дебют все признали удачным. Дебютант, что называется, "прошёл" в театре. И его стали активно вводить в текущий репертуар: Редозубов ("Варвары"), Воротынский ("Иван Грозный") и другие.

Первая большая роль, сыгранная Хохряковым в новом спектакле, - генерал Рыбаков в пьесе В. Гусева "Иван Рыбаков". Образ глубоко поэтичный. Успеху в этой роли немало способствовал накопленный профессионализм и многолетний навык художественного чтения (пьеса была написана белым стихом).

В следующем, 1955 г. актёр играет Овчаренко в "Крыльях" А. Корнейчука, - далёкого от реальной жизни начётчика, найдя для этого характера остро гротескные краски. А рядом эпизодическая роль Привратника в "Макбете" Шекспира, столь ярко сыгранная актёром, что не заметить, пропустить эту работу не мог ни один из писавших о спектакле. Отмечая в этом образе фальстафовские черты, критики говорили, что Привратник - Хохряков - единственная улыбка в спектакле, притом улыбка весьма заразительная.

Театр стремился к самому тесному контакту со своими зрителями; для этого использовался старый приём: прямой разговор сценического персонажа с залом. Застрельщиком здесь стал В.И.Хохряков. Созданный им образ старого машиниста Очередько в спектакле "Со всяким может случиться" стал любимым героем. И когда Очередько - Хохряков, выходя на авансцену, начинал доверительную беседу со зрительным залом, критиковал за недостатки, хвалил за успехи, это воспринималось серьёзно. Разумеется, такое непосредственное общение с аудиторией возможно было лишь при условии, что сценический образ, созданный актёром, жизненно достоверен и уважаем зрителями. Именно таким и был Очередько В.И.Хохрякова.

Хохрякову вообще были свойственны сценическая достоверность, простота, органика. Играя многочисленные роли директоров и генералов, старых, уважаемых рабочих и железнодорожных начальников, он стал незаменимым актёром на роли социальных героев.

Однако сама природа его дарования рвалась к расширению диапазона. Он с радостью брался за роли комедийные и характерные, создав ряд интересных образов в классическом и современном репертуаре; это Расплюев в "Свадьбе Кречинского", Лопес в "Испанском священнике", Шельменко в "Шельменко-денщике", председатель колхоза Пытлеванный в "Поют жаворонки" К. Крапивы и другие.

Виктор Хохряков Играл он и такие, казалось бы, неожиданные для его индивидуальности роли, как Карандышев в "Бесприданнице". Внешне Карандышев у В.И.Хохрякова был болезненно самолюбив, внутренне - напряжен до драматизма.

Образ Карандышева, как и другие характерные роли, помогали В.И.Хохрякову совершенствовать мастерство, расширяли творческий диапазон. И в образах современных положительных героев Хохряков нередко старался подчеркнуть характерные черты, от этого они становились ярче, рельефнее. Но стремление актёра к внешнему своеобразию образа, к некоторой гиперболизации черт характера, иной раз приводило и к творческим издержкам.

Путь развития и совершенствования актерского мастерства Хохрякова не был гладким. Но он привёл его к вершине этого периода, к крупному и глубокому человеческому характеру - к образу Вершинина в спектакле "Бронепоезд 14-69" Вс. Иванова. Здесь актёр, казалось, попал в родную стихию. Народный герой, вождь партизанского движения, из стихийного бунтаря он на наших глазах вырастал в сознательного борца за революцию. Образ романтический, возвышенный, а вместе с тем земной и сложный. Вершинин Хохрякова во многом определил успех этого спектакля. Недаром постановщик И.Я.Судаков, поздравляя актёра с творческой победой, написал на фотографии: "Отличному исполнителю роли вождя партизан, отличному потому, что органически сочетал бытовую мужицкую правду с правдой высокой, романтической, социальной".

Среди других ролей Виктора Хохрякова на сцене Малого театра: Антон Кряж ("Весёлка" Зарудного), Яагуп ("Браконьеры" Раннета), Егоров ("Перед ужином" Розова), Орёл ("Нас где-то ждут" Арбузова), Антонио ("Украли консула" Мдивани), Митрич ("Власть тьмы" Толстого), Земляника ("Ревизор" Гоголя), Беркутов ("Волки и овцы" Островского), Фамусов ("Горе от ума" Грибоедова) и др.

Работал Хохряков и как режиссёр. Этим он начал заниматься ещё в детские годы, в драмкружках. А в Театре транспорта ставил уже профессиональные спектакли (например, "Случайные встречи" Бахнова и Костюковского, 1956). В Малом театре им были поставлены спектакли "Каменное гнездо" Вуолийоки (совместно с М.Н.Гладковым, 1957), "Не всё коту масленица" (1973), "Без вины виноватые" (совместно с А.Бурдонским, 1981), оба - Островского.

В кино Виктор Хохряков снимался с 1946 г. (первая роль - Петров - в фильме Во имя жизни"). Среди фильмов с его участием - "Молодая гвардия", "Великая сила", "Евгения Гранде", "Семь нянек", "Ошибка Оноре де Бальзака" и др.

Ушёл из жизни 20 сентября 1986 года в Москве. Похоронен актёр на Ваганьковском кладбище столицы (участок № 25).