История создания фильма «Любовь и голуби»

История создания фильма «Любовь и голуби»

Очень добрая и лиричная комедия о сибиряке (Михайлов), поехавшем отдохнуть на юг и встретившем там свою любовь (Гурченко). А дома, в деревне, у него жена, дети и… голуби, его страсть. Раиса Захаровна полюбила деревенского работягу и одобрила его увлечение голубями.
Вернулся Василий Кузякин с курорта не к себе в деревню, а в дом Раисы Захаровны. Началась для него новая жизнь, в которой было много непонятного и интересного, но не было дома, где остались Надя, дети и голуби…

«Любовь и голуби»: Вместо Михайлова мог сыграть Юрский, а вместо Дорошиной – Полищук
Ровно 28 лет назад на экраны страны вышел фильм молодого режиссера Владимира Меньшова «Любовь и голуби». Эту картину несколько раз возвращали на доработку, ругали, говорили, что Меньшову изменило чувство вкуса…
Госкино, как свидетельствуют документы архива «Мосфильма», отказалось принять картину, посчитав, что в ней много пьянства (это шло вразрез с политикой Политбюро). Однако Меньшов стоял на своем: «Переделывать картину не буду». Все же после долгих споров и незначительных поправок фильм «Любовь и голуби» пропустили в прокат.

О том, как шел отбор актеров в эту любимую народом киноленту, нам рассказал режиссер картины Владимир Меньшов.

Вася – Сморчков, Борцов, Юрский, Михайлов?
Борис Сморчков, ранее сыгравший в картине Меньшова «Москва слезам не верит», попытал счастья на пробах в фильм «Любовь и голуби», но неудачно.
Неубедительной показалась проба В. Борцова.

Режиссер пробовал на Васю и любимого своего актера Сергея Юрского, но потом взял его на другую роль – дяди Мити.

Именно Александра Михайлова режиссер сразу видел в роли Васи, но актер был занят и сначала отказывался. Поэтому, как говорит Меньшов, он сам не мог понять, какой именно Вася ему нужен. Но как только на съемки в последний момент все же приехал Михайлов и произнес первые слова роли, режиссер с облегчением вздохнул: «Вот он какой, Вася»…
Александр Фатюшин обижался на Меньшова, что он даже не попробовал его, он считал, что это его роль, но на премьере первым подошел к режиссеру и сказал: «Ты победил».

Раиса Захаровна – Кустинская, Гурченко?
Пробу Натальи Кустинской на роль Раисы Захаровны забраковал худсовет.
Когда Людмила Гурченко согласилась играть эту роль, Людмилу Марковну тут же утвердили.

Люда – Мелихова, Лисовская?
Роль дочери главной героини Люды в фильме «примеривала» Мелихова.
Но решением худсовета утвердили другую претендентку – Яну Лисовскую. Она из московской интеллигентной семьи, ее папа – народный артист России, но в фильме ее деревенская девчонка, по словам режиссера, – ну просто вылитая. Потом она снималась в других фильмах, сейчас живет в Германии, близко дружит с дочкой Меньшова Юлей…

Дядя Митя – Шутов, Юрский?
Дядей Митей мог стать актер Шутов, если бы картину решили делать более приближенной к реальной жизни.
В исполнении Сергея Юрского, которому тогда еще и 50 лет не было, деревенский дед получился смешным и театральным. Режиссер рассказывает, что с назначением Юрского сразу пошла театрализация всего действа. А если б в картине был Шутов – прекрасный артист, а с ним еще настоящая, не смешная бабушка, – получилось бы фальшиво…

Надя – Полищук, Дорошина?
Любовь Полищук подходила к роли Нади по возрасту, но режиссера ее проба не убедила.
А вот Нина Дорошина, которая уже тогда играла Надю в театре «Современник», буквально купалась в роли. Она до сих пор, вот уже 20 лет, играет в театре эту роль, ничуть не уступая себе прежней.

Отрывок из фильма «Любовь и голуби» — Девушки, уймите вашу мать…

Как Михайлова под водой раздевали. Рассказывает режиссер Владимир Меньшов.
– Владимир Валентинович, какая сцена в фильме вам далась труднее всего?

– Мне дорог кадр, который мы обстоятельно готовили, придумывали, расписывали: показываем, как из двери избы Михайлов падает прямо в воду, камера выезжает, опускается на воду и снимает, как выныривает уже без костюма Михайлов, обращается к Гурченко, потом они вместе плывут к берегу и идут по пляжу.

Все это было снято в одном кадре! За полминуты, которые может человек продержаться без дыхания, в воде водолазы снимали с актера костюм, актер должен был вынырнуть и сразу текст говорить. На первом дубле Михайлов вынырнул и текст забыл полностью, его первые слова были: «Люсь, че говорю-то?» Гурченко ему подсказала. А дальше прошло все нормально.

– Говорят, Александр Михайлов чуть не утонул. С него водолазы под водой стягивали галстук и чуть не удушили…

– Эта история приукрашенная. Съемки происходили на самом деле не в море, а в открытом бассейне. Не так уж все рискованно было. Ну был момент опасности. Действительно два водолаза немного поторопились…

Убийственно для актеров было изображать жару осенью в холодной, 14-градусной воде! Съемки проходили в ноябре. Люся Гурченко, которая больше всего в жизни боится холода, несмотря на все ее умение рисковать во имя съемок, в ужасе ждала ныряний. А ведь она еще целый диалог ведет, пока плавает! А потом вся массовка в этой ледяной воде купалась, изображая пляж. Я к концу съемок после команды «Стоп, снято!» сам нырнул, чтобы разделить общее несчастье. Меня просто обожгла эта вода, такая холодина!

– А как снимали финал картины, когда все актеры стоят на крыше!
– Актеры – люди занятые, и собрать всех актеров в кадре у нас получилось лишь на 20 минут. Пока везли на съемку Дорошину, ее в вертолете загримировали и подняли на крышу – Михайлов через 20 минут должен был улетать в Москву.
В фильме они все стоят спокойные, улыбаются, смотрят в камеру. А на самом деле я помню это паническое состояние у всех, кто был в кадре! Но кино – это такое волшебное искусство!

– Владимир Валентинович, а каким образом на дереве в конце картины цветы появляются?
– Этот эффект основывается на известном фокусе, когда из трости выскакивают цветы. Мы пригласили на съемки фокусника, он помог нам соорудить этот трюк: мы привязали штук десять тростей на дереве. Надо было дернуть за веревочку, чтобы трости «выстреливали», но мы то хотели, чтобы они все одновременно «выстрелили»! И вот снимаем: идет длинная сцена, когда Михайлов Дорошину начинает целовать, как говорится, заваливает ее.

И в это время камера поднимается вверх и показывает панораму, и тут дерево «зацветает» – семь из десяти тростей сработали, кадр был снят с первого дубля! Я посмотрел отснятый материал и ахнул: нам Бог помог, все получилось! Вот так картина снималась на очень непривычных приемах. Все было экспериментом, дерганьем, мы переживали: будет это смешно или нет. Но когда твоя придумка вызывает хохот в зале и приятие зрительское – это самое важное для режиссера!

Замечания цензуры к фильму «Любовь и голуби» : сократить количество выпивок!
Затянута история с Гурченко: сцены их связи, сцена скандала.
Подумать, целесообразна ли сцена с цветами на деревьях в конце фильма.
Сократить танцы – очень нудно.
Юрский с его рассказом про умершую жену – эта сцена слишком длинна.

Из обсуждений худсовета
А. Зархи: – Картина производит впечатление какой-то нечистоплотности крестьянского быта и оставляет ощущение перебора и безвкусицы.
Меньшову здесь изменило чувство элементарного вкуса. То, что в театре в актерском исполнении могло существовать, в кино превратилось в пошлость… Товарищи в Госкино посмотрели картину и посчитали, что если пьянство из картины убрать, то все будет в порядке. Пьянство сейчас трагедия народа, а не смешное поведение. Поэтому относиться к нему так легко нельзя.

Е. Дашков: – Интеллигентные Тенякова и Юрский играют неинтеллигентных людей, а это очень чувствуется, мало в них глубинного, корневого поведения. Глядя на Михайлова, трудно поверить, что его герой так спился, что его целевая установка только гонять голубей. Но если хотели показать чудака, то тут явно чудак с невысоким потолком, а это меня смущает.

С. Соловьев (режиссер): – Мне глубоко чуждо то, что делает Меньшов… Мне кажется, Гурченко – самый сомнительный элемент в этой картине, ее тут много.

Ю. Райзман: – А мне понравилась картина, великолепно сыграна, герои обаятельны, не вызывают неприязни. Но образ, который создает Гурченко, не вписывается в стиль картины. То, что она говорит об экстрасенсах, – совершенно недоступно для зрителей. (монологи Гурченко частично вырезали из фильма.)

Фильм-кадриль.
Его «фигуры» — это коленца, которые выкидывает подчас с нами жизнь. Печальные или смешные—это как посмотреть. Тем, кто их переживает, может быть, и не до смеха. Судите сами: любимый муж чуть было с любимой женой не расстался. Правда, на время. Но со стороны такие истории часто оказываются еще и забавными. Не случайно же есть на этот счет лукавая поговорка: милые бранятся — только тешатся.

А ведь история банальная. Но не будем торопиться обвинять авторов в пристрастии к банальщине. Ведь банальное— это еще и распространенное, заурядное. Важно только, чтобы ход размышлений не был банальным.

Фильм-лубок. Его герои рисованы чуть гротескно — какими бывают персонажи народной комедии. Добрый юмор обладает способностью преображать все вокруг. Веселыми глазами смотрят авторы на случившееся в дальнем сибирском селе.

Пьеса «Любовь и голуби» была хорошо известна театралам по спектаклю московского театра «Современник», когда В.Меньшов задумал ее снять для кино. Он понимал, разумеется, какая рискованная пришла ему на ум затея.

Пьеса из тех, что требуют режиссуры особой точности и вкуса,— чуть в сторону, и комедия-лубок превратится в довольно пошлое комикование. Если же найти верный тон, то не игра, а наслаждение—роли выписаны сочно, фактурно и улыбку вызывают, и сочувствие.

Действие происходит в Сибири, где можно такой простор показать, по какому современный городской люд ой как стосковался. И через этот простор, через чистоту и красоту эту выразить нравственные основы героев. И пусть через гротеск, через ерничество балаганное пробьемся мы к тем настоящим ценностям, которые носят в себе люди.
Любовь и измена. Любовь, конечно, берет верх. Люди еще больше ее начинают ценить. Счастье свое чувствуют острее. И метафора естественно возникает из самого что ни на есть бытового ряда: голуби. Их разводит Василий. Уж и сын взрослый, скоро в армию, а он, Василий, никак не может остепениться — все возится со своими птицами. Свистит, как мальчишка, в небо из-под руки смотрит и счастлив.

Но тот, кто хранит в себе детство, тот и душою чист. Не случайно полет голубей будет самым поэтичным местом фильма. Говорит Василий, окая по-сибирски. И весь он должен быть как пацан-переросток, нескладный. Бежит — руки-ноги выбрасывает, как лось. Как пацан наивный — такого облапошить враз можно. Поэтому так боится отпускать его жена в дальнее путешествие к морю, в отпуск, на курорт, где только глаз да глаз.

Единственный в фильме и пьесе персонаж — Раиса-разлучница вызывает не совсем добрые чувства. Раису играет Людмила Гурченко, это одна из немногих «отрицательных» ролей, сыгранных актрисой. Но и здесь не будем торопиться с приговором. Ведь и у Раисы своя судьба, свое горе, свое одиночество, ее тоже понять нужно.

Это важно для фильма: понять каждого. Тогда будем не просто осуждать, а сочувствовать. Даже и суд должен быть на добре замешан.
Игра актеров тут — именно игра. Никто из зрителей не забудет ни на минуту, что перед ним Гурченко, которая играет Раису, что перед ним не фотография жизни, а условность притчи. Поэтому и краски фильму нужны броские, детали поведения и костюма— неуловимо смешные и «говорящие».