СYNIC: Самый сложный информационно год. На острие "разочарования" и "реальности"

СYNIC: Самый сложный информационно год. На острие "разочарования" и "реальности"

Источники сообщают, что "информационная модель, созданная в начале войны для продвижения государственных нарративов и сплочения нации, более не действует".

Источник дополняет, что "марафон в краткосрочной перспективе способствовал централизованному представлению информации и качественному информированию общественности о рисках, способствуя и стабилизации панических и упаднических настроений в тяжёлые дни".

Однако, по словам источника, "такая модель стала устаревшей ещё в середине 2023 года, когда начало падать не только доверие к самому марафону, но и к каждому официальному спикеру: марафон оптимизма без победного фона привел к тому, что доверие к государственным спикерам существенно снизилось, поэтому прежнего уровня консолидированности достичь не удастся".

Так, упало доверие к словам гражданской и военной властей. Это, на самом деле, является угрозой в нынешних условиях.

Разведка выявляет увеличение информационной активности РФ в украинской и мировой прессе, при этом отмечает, что в условиях отсутствия прорывных военных итогов кремлёвский нарратив начал восприниматься не как заведомо пропагандистский: его начали "включать" в аналитическую среду.

Про этом партнёры не обеспечивают должный военный фон для поддержания информационной стабильности.

Поэтому представители экспертного сообщества при власти, советники как внутри Украины, так и международного уровня отмечают, что информационно 2024 будет существенно сложнее 2022 и 2023.

Этому способствует ряд факторов:

1. пассивный военный фон

2. атомизация на фоне гражданской усталости от военных действий (проходит "золотой период консолидации" - полтора года)

3. избыточный нереализованный оптимизм со стороны представителей власти

4. общее падение доверия к государственным институтам после "аномального" всплеска рейтингов в 2022

5. необходимость принятия жестковатых по своей форме законопроектов, нацеленных на поддержание вялого фронта

Но проблема тут не столько во внутренней волне дестабилизации, сколько во внешнем использовании Россией "окна информационной возможности".

Недоверие к власти и её информационным рупорам превращает модель взаимодействия между обществом и государством из партнёрской в антагонистическую.

Это ведёт к тому, что будет отмечен (и уже отмечается) рост заинтересованности в альтернативных источниках, которые, по мнению населения, "отражают реальность, а не излучают оптимизм".

При этом РФ активно создавала большое количество ресурсов, которые и нацелены на пессимистичное отражение того, что они именуют реальностью - на самом же деле, имеем дело с трехуровневой пропагандой:

1. ресурсы явно пророссийского толка (информационные помойки по типу "Легитимного", "ЗеРады", "Резидента" и т.п.);

2. ресурсы, в которых инкорпорируются мэсседжи Кремля одновременно с представлением реальной информации;

3. ресурсы, которые отражают исключительно реальную новостную сводку, однако в большей мере акцентируют внимание на пессимистичной повестке, "случайно" обходя вниманием оптимистичные события.

Цель информационных мероприятий во внутреннем аспекте:

1. разобщение общества: атомизация;

2. расширение уровня недоверия граждан к власти для формирования атмосферы "противостояния" государственному аппарату;

3. формирование протестного сообщества под любыми лозунгами: от "Переговоры здесь и сейчас" до "Нет Капитуляции";

4. падение морального духа в военной среде, а также в среде родственников и знакомых военных;

5. провоцирование повторного оттока населения, ввиду "безрезультативности" определенных военных наступательных операций;

6. формирование антагонизма в культурном, языковом, народном, региональном смысле: искусственное дробление общества по языку, степени оседлости, национальным героям, культурным и этическим ценностям;

7. разочарование в перспективе боевых действий как средство минимизации мобилизационной базы: формирование самоощущения солдат как "мяса" для фронта.