Светлой памяти Нине Дорошиной

Светлой памяти Нине Дорошиной

Нина Дорошина родилась в Москве, в Лосинке незадолго до войны. В то время Лосинка была дачным пригородом, до Москвы надо было добираться в битком набитой электричке. В коммунальной квартире, в 18-метровой комнате, и жила семья Дорошиных.

Ее отец работал на Ростокинском меховом комбинате оценщиком и сортировщиком. Перед войной его направили в Иран для закупки мехов для Красной Армии. Нина Михайловна вспоминает: «Отец закупал овчину, каракуль. Работа была очень ответственная. Каждая шкурка (из них потом шили армейские полушубки, шапки, рукавицы, генеральские воротники и папахи) буквально прошла через его руки.


В Иране наша семья пробыла всю войну. Иран был нейтральным государством, но я хорошо помню, как волновались взрослые, слушая по радио сводки с фронтов. Я хорошо знала персидский разговорный язык, мне очень нравилась восточная музыка, звучавшая в каждом магазинчике, женщины в разноцветных чадрах и красавцы-мужчины в белых чалмах, с томными глазами, похожими на чернослив. И до сих пор Восток — моя слабость».

В Лосинку семья вернулась в 1946 году. Нина училась в 4-й женской школе, занималась в театральном кружке, конечно, в спектаклях кружка все мужские роли исполняли девочки. «Потом, — вспоминает Дорошина, произошло чудо. В соседнюю с нами мужскую школу пришел артист МХАТа Петр Васильевич Кудлай, и там тоже образовался кружок. А нас, девочек, пригласили туда играть женские роли».

Потом был театральный коллектив Клуба железнодорожников, которым руководила актриса Камерного театра Мария Львовна Львовская. А для учебы Дорошина выбрала Щукинское училище, где потом, много лет спустя, стала преподавать актерское мастерство.

В кино Нина Дорошина дебютировала в 1955 году, еще будучи студенткой Щукинского училища. В мелодраме Михаила Калатозова «Первый эшелон» она сыграла роль Нелли — подруги бандита. Кстати, эта роль в некотором роде помогла начинающей актрисе…

Дело в том, что на занятия в Щепкинском училище Нине Дорошиной приходилось выезжать в Москву рано утром, а возвращаться поздно вечером, что было порой небезопасно: в Лосинке, где она жила, шпаны хватало.

Нина Михайловна вспоминает о том времени: «Помню, как-то зимой я возвращалась после репетиции последней электричкой. На улицах — ни души. На мне была шубка, а на руке золотые часики с браслетом.

Я вошла в свой подъезд, абсолютно темный, лампочка там не горела, и кто-то схватил меня за руку, пытался сорвать часы, но я закричала, вор испугался и убежал. После этого случая родители разрешили мне снять в Москве угол, чтобы иногда оставаться там ночевать. Но неожиданно в Лосинке у меня появилась «охрана»».

Взялись охранять Нину Дорошину все те же хулиганы. Роль Нелли стала для молодой актрисы своеобразной «охранной грамотой». «После этого вся лосиноостровская шпана меня зауважала. Если я возвращалась поздно, меня встречали на станции и провожали до дома. С такой охраной я могла уже ничего не опасаться», — рассказывает актриса.

В 1956 году Нина Дорошина окончила Театральное училище им. Б.В. Щукина (курс Б.Е. Захавы и В.К. Львовой) и стала актрисой Театра-студии киноактера (при киностудии «Мосфильм»).


Тогда же она начала много сниматься в кино и довольно быстро стала известной актрисой. Среди ее работ тех лет: Шурочка из музыкального водевиля «Безумный день», Сима (мелодрама «Человек родился»), Нина (мелодрама «Неповторимая весна»), Лелька (молодежная драма «Они встретились в пути»), Оксана (киноповесть Александра Зархи «Люди на мосту») и другие.

При этом Дорошина почти никогда не играла главных героинь, однако её второстепенные персонажи всегда были наполнены жизнью, простотой, энергетикой и отличались особенной говорливостью.

Еще на съемках «Первого эшелона» Нина Дорошина познакомилась с Олегом Ефремовым. В то время он занимался организацией театра «Современник». Спустя три года (в 1959 году) Дорошина пришла в «Современник», где и осталась на долгие годы.

Молодая актриса искала в театре прежде всего не яркую театральность, а искренность актерского существования. Эти свойства актерской и человеческой индивидуальности Дорошиной и определили ее амплуа. Она играла здесь всегда роли страстных девушек и женщин, роковых, всегда влюбленных и исконно русских.

Среди ее ролей: Катя («Пять вечеров» А. Володина), Анита («Пятая колонна» по Э. Хемингуэю), «Варя» («Вечно живые» В. Розова), Инна («Мурлин Монро» Н. Коляды), Фиса («Крутой маршрут» Е. Гинзбург), мадам Жорж («Четыре строчки для дебютантки» Ж. Ануя).

Став актрисой «Современника» Нина Дорошина стала сниматься всё реже. Если в начале 60-х еще выходили фильмы с ее участием: «Артист из Кохановки» (Алеся), «Первый торллейбус» (Даша), «Строится мост» (Сашка Малашкина), то чем дальше, тем реже зрители могли увидеть ее новые работы…

К середине 80-х кинозрители практически забыли о Нине Дорошиной. Актриса полностью сосредоточилась на работе в театре, где продолжала радовать своим мастерством теперь уже театральных зрителей. Здесь то ее и увидел Владимир Меньшов.

Нина Дорошина играла тогда Надюху в спектакле «Любовь и голуби» (История создания фильма). Ее партнером был Геннадий Фролов. Меньшов был потрясен игрой актрисы, тем, что она делала с залом. Зрители то хохотали в полный голос, то рыдали как сумасшедшие. Тогда у него и загорелась мысль снять по спектаклю фильм, естественно, с Ниной Дорошиной в главной роли.

В пару к Нине Дорошиной был приглашен замечательный актер Александр Михайлов. Режиссер не прогадал — картина стала настоящим народным хитом, и немалая заслуга в успехе принадлежит именно Дорошиной.

Личная жизнь

Первым мужем Нины Дорошиной стал актер Олег Даль, с которым женщина познакомилась на съемках мелодрамы «Первый троллейбус». Мужчина был младше Нины на 7 лет, но это не помешало будущим отношениям. Между коллегами по театральному цеху вспыхнул бурный роман, вскоре закончившийся свадьбой, на которой гуляла вся труппа «Современника». Но семейная жизнь показала, что Дорошина и Даль - слишком разные люди, поэтому молодые супруги быстро развелись.

Тем более у Нины Михайловны развивался роман с Олегом Ефремовым. Эти отношения многие считают мучительными. Логического завершения отношений так и не последовало, но в более поздних интервью актриса неоднократно намекала, что именно Ефремов был единственным мужчиной, которого она любила по-настоящему.

Позднее актриса в родном театре встретила Владимира Тышкова, который там служил осветителем. Вместе со вторым супругом, который, как и первый муж, был моложе ее, Нина Михайловна прожила вплоть до смерти Владимира в 2004 году. Этот брак стал для актрисы тихой гаванью, в которой женщина нашла теплоту и понимание.